Обсуждение Меморандума "Северо-Запад"

Предельно краткое выражение моей доктрины развития страны и основы программы ПАРТИИ РАЗВИТИЯ «Пятилетка развития» (
http
://
www
.
partrazvi
.
ru
/
razvitie
.
html
) заключается в превращении российского Дальнего Востока из периферии в центр российского и мирового развития. Это требует Новой восточной политики, переноса столицы России на Дальний Восток (или организации там второй столицы)
и других мероприятий. Эта доктрина подробно описана в недавней брошюре «Солнце в России восходит с Востока» (
http
://
www
.
kroupnov
.
ru
/5/308_1.
shtml
) и изданной в декабре 2003 года книге «Россия между Западом и Востоком. Курс НОРД-ОСТ» (
http
://
nord
-
ost
.
kroupnov
.
ru
).
Александр Иванович Неклесса в «Меморандуме «Северо-Запад» формулирует фактически прямо противоположную доктрину, прямо определяя курс на Северо-Восток в качестве «
одного из возможных тупиков тысячелетнего похода».
Вот ключевая здесь цитата из «Меморандума»:
«Современная Россия (Россия-РФ как наследница России-СССР, Российской империи и России-Московии) усечена и сдвинута на северо-восток. Географический центр страны находится сегодня где-то в районе, близком к месту падения Тунгусского метеорита (около поселка Тура), а 60% национальной территории - зона вечной мерзлоты.
Оправдываются трагическим и парадоксальным образом пророческие слова Максимилиана Волошина, писавшего в начале прошлого столетия: "Сотни лет мы шли навстречу бурям, с юга вдоль - на северо-восток". Фиксируя приполярное и евро-азиатское положение России, этот концепт под этикеткой евразийства получил широкое распространение в российском обществе, став заметной постперестроечной идеологемой, эклектичной по существу, но служащей своеобразным камертоном, на который настраиваются различные политические силы. Данный идеологический комплекс содержит элементы ориентализма и изоляционизма, демонстрируя склонность к культурной и экономической автаркии. Кроме того, ярлык "северо-восток" наполнился в наши дни особым смыслом, обозначив в ипостаси "Норд-Ост" один из возможных тупиков тысячелетнего похода.
Случившееся в конце ХХ века "окорочивание" и сдвиг России-РФ на северо-восток в Азию (пространственный полюс данного вектора - Магадан) лишили страну не только значительной части судоходной береговой линии и территорий, расположенных в зонах с благоприятным климатом. В последние годы в стране после краткого всплеска интереса к Западу в общественном сознании усиливаются тенденции антизападничества, приветствуется сближение с восточным миром, происходит разрастание "тьермондистского" менталитета. И соответствующих форм практики».
Не называя какие-либо (в частности, мои) работы и отождествляя (на мой вкус, безосновательно) Новую восточную политику с «концептом» евразийства, Александр Иванович через их отрицание даёт новое дыхание российскому западнизму:
«Страна, органично связанная если не с европейским культурным кругом, то с европейской цивилизацией в ее исторической ипостаси
Universum
Christianum
, в настоящий момент испытывает явный стресс, реализуя сотрудничество с миром атлантическим, причем преимущественно в русле кодов сырьевой экономики, столь характерной именно для государств третьего мира. В России между тем присутствуют коды мышления и деятельности, связанные с иными горизонтами, в числе которых становление суверенной личности, развитие критических форм практики, реальность технологического сообщества Нового Севера. Нарастающее отчуждение от европейской цивилизации в пользу номенклатурных иерархий, однако же, сжимает пространства личностного роста, препятствуя торжеству "энергии мысли" над "энергиями нефти и газа"»..
Это только один абзац из «Меморандума». Но даже тут содержится до десятка принципиальных положений, согласиться с которыми с позиции России как мировой державы (
http
://
www
.
kroupnov
.
ru
/
pubs
/2004/03/24/10110
) и уникальной цивилизации попросту невозможно.
Кратко. Никакой единой для России и Европы «
европейской цивилизацией в ее исторической ипостаси
Universum
Christianum
» не существует – это сдача российской идентичности, определяемой более чем тысячелетней российской цивилизацией. Христианство Восточное и Западное – принципиально различны и не могут определяться как тождественные. Идея «суверенной личности» - не российская и, кстати, и не европейская – в России традиционная и уникальная идея и практика личности (
http
://
www
.
pereplet
.
ru
/
krupnov
/16.
html
#16
), а в Европе – суверенного индивида (не личности!).
Непонимание и неосознание России как уникальной цивилизации, бездоказательное отождествление российской цивилизации с европейской является корнем господствующего до сих пор в политическом классе западническо-европейнического мировоззрения. Наглядный пример – последняя статья В.Ю. Суркова (
http
://
www
.
expert
.
ru
/
printissues
/
expert
/2006/43/
nacionalizaciya
_
buduschego
), где он, как и всегда, утверждает европеизм («в
се влиятельнейшие европейские нации (Россия в
том числе)»)
и даже жирным шрифтом выделяет слова «
Не
выпасть из
Европы, держаться Запада —
существенный элемент конструирования России
».
Из европеизма-западнизма вырастает и национализм (идея России как нации), который последние 20 лет является практически госидеологией и который немощен и малопродуктивен -
мало что даёт для подъёма и развития страны (подробнее см. в моей статье «Кадры развития» -
http
://
www
.
kroupnov
.
ru
/
pubs
/2006/10/05/10468
).
Новая восточная политика исходит вовсе не из того, что нужно ссориться с Европой или ненавидеть её. Доктрина развития страны вообще не должна строиться на отрицании и ненависти. Новая восточная политика исходит из того, что без опережающего сверхинтенсивного развития нашего Дальнего Востока мы окончательно деградируем и выродимся в
третьестепенную страну, потеряем не только Тихоокеанскую окраину, но и самих себя, и страну.
Как никогда своевременны
и справедливы слова Константина Николаевича Леонтьева, которые он
писал Василию Васильевичу Розанову в письме за 13 июня 1891:
«Вообще же полагаю, что китайцы назначены завоевать Россию, когда смешение наше (с европейцами и т.п.) дойдет до высшей своей точки. И туда и дорога — такой России…».
Текст публикуется по "Живому журналу" автора.