Имя:
Пароль:

На печать

Виктор Ющенко. Пресс-конференция «Ответственность. Законность. Выбор народа» 12 апреля 2007 г.

altИ.ВАННИКОВА:

Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас сегодня в Украинском доме и начинаем большую пресс-конференцию, идя навстречу вашим многочисленным запросам и пожеланиям. Хочу обратить ваше внимание на то, что сегодняшняя наша встреча неслучайно имеет название «Ответственность. Законность. Выбор народа». Мы убеждены, что политическая ситуация в стране сегодня требует от всех нас соблюдения именно этих составляющих общественной жизни страны – ответственности перед законом и демократического выбора людей. Наше мероприятие транслируется в прямом эфире трех общенациональных каналов – Первого Национального, 5 канала и ІСТV. Также Всемирная служба УТР ведет спутниковую и Интернет-видеотрансляцию на 170 стран мира. Ну и конечно приятно поражает большое количество людей сегодня в этом зале. Позвольте также объявить формат работы. Мы работаем два часа – с 13.00 до 15.00. В начале короткое вступительное слово Президента Украины, дальше – ваши вопросы. Я предлагаю вам задавать вопросы, соблюдая формальный паритет между зарубежными и отечественными представителями средств массовой информации. По центральному проходу стоят два микрофона – один справа, один слева. Вы можете подходить к этим микрофонам и задавать вопросы поочередно. Также из зала вы можете передавать записки. В первом ряду сидит сотрудник нашей пресс-службы Елена Трусова – вы можете ей передавать ваши записки. Мы будем признательны, если мы выдержим отведенное время для работы. Также я прошу вас формировать вопросы точно и сжато. И, конечно, представляться. А сейчас слово предоставляется Президенту Украины Виктору Андреевичу Ющенко.

В.ЮЩЕНКО:

Уважаемые журналисты! Прежде всего, мне очень приятно и для меня большая честь сегодня встретиться с вами. Хочу всех вас приветствовать – как отечественных, так и иностранных журналистов. Я убежден в том, что вас привело сюда стремление узнать, что происходит сегодня в Украине, какие процессы являются доминирующими.

Вначале я хотел бы сказать одну фразу – в Украине нет происходит никакой трагедии. Украина идет по демократическому пути. На этом нелегком для новейшей истории Украины демократическом пути возникают вопросы. Самое главное для меня как Президента – чтобы мой народ, моя нация демократически реагировали на эту проблематику и могли найти демократический ответ на те вызовы, которые возникают на этом пути. Это суть. Все остальное – это эмоции, которые, я убежден, во вниманию принимать не стоит. Ситуация в Украине, прежде всего, стабильна и контролируема. Убежден, что сегодня украинская нация демонстрирует свою европейскость, толерантность, несмотря на то, что по тому или другому вопросу могут быть различия во взглядах политических сил или части общества. Хочу второй тезис сказать, который, думаю, многое прояснит в сути сегодняшней ситуации: мой Указ о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады 5созыва обязателен к выполнению и действует. Это главная политическая реальность, в которой живет сегодня украинская нация. Вторая политическая реальность – Президент свой Указ отменять не будет. Еще хотел раз подчеркнуть, что роспуск парламента для меня – это не самоцель. Это на сегодня единственный способ вернуть политическую жизнь в стране в правовое русло. Это единственный способ. Второе – это возможность привить парламентариям четкое осознание ответственности перед избирателями. И третье – заладить электоральные разломы в украинском обществе. Вопрос не простой, и я понимаю иногда те разночтения, которые возникают по поводу комментариев, оценок событий, происходящих сегодня в Украине. И потому просил бы вашего согласия, чтобы я сделал все-таки не короткое вступительное слово, а немножко расширил вступительное слово, имея в виду принести в этом слове ответы на возможные потенциальные вопросы и структурировать, по сути говоря, нашу пресс-конференцию.

Я хотел бы начать с истории этого вопроса. История вопроса, в сущности, не такая давняя, и все хорошо помнится, в частности в моей памяти.

22 марта 2007 года на заседании Верховной Рады звучит такая фраза – ее произносит первый заместитель Председателя Верховной Рады, который ведет заседание, Мартынюк Адам Иванович: «И еще одно объявление: на основании личных заявлений народных депутатов Украины Федуна, Едина информирую об их вхождении в антикризисную коалицию, созданную депутатскими фракциями – Партии регионов, Социалистической партии Украины и Коммунистической партии Украины». Через сутки появляется второе сообщение – на утреннем заседании в 10 утра 23 марта. Эти слова принадлежат Председателю Верховной Рады Морозу Александру Александровичу: «Я делаю объявление о том, что на основании – подчеркиваю – личных заявлений народных депутатов Ковтуненко, Надоши, Ткаченко, Полищука, Едина, Шкрибляка, Гнатенко, Гуреева, Лещенко, Майко, Федуна информирую об их вхождении в Коалицию национального единства в Верховной Раде Украины». 28 марта, в среду, Президент Украины адресует Верховной Раде письмо следующего содержания: «В последнее время из-за игнорирования большинством народных депутатов Украины требований Конституции Украины по формированию коалиции большинства депутатских фракций в Верховной Раде Украины в государстве сложилась ситуация, имеющая признаки политического кризиса». Тогда еще кризиса не было, но признаки его были налицо. На смену отдельным случаям включения в состав коалиции большинства депутатских фракций отдельных народных депутатов Украины приходит практика массового пополнения ее состава вопреки Конституции Украины на основах индивидуального или группового членства. И дальше – я выборки беру – «такое несоблюдение конституционных требований искажает результаты волеизъявления, осуществленного через выборы весной 2006 года народом, который по Конституции является единственным источником власти в Украине. Как следствие, искажение народного волеизъявления приводит к игнорированию конституционного принципа народного суверенитета и конституционного принципа недопущения узурпации государственной власти, закрепленных в ч.2, 4 ст.5 Основного Закона Украины, указанное ставит под сомнение и легитимность Кабинета Министров Украины, персональный состав которого в последнее время назначался при участии сформированной в нарушение Конституции коалиции депутатских фракций. При таких обстоятельствах как гарант государственного суверенитета, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод граждан Украины не имею права оставить без внимания деструктивные процессы и требую от Верховной Рады Украины, каждого народного депутата немедленного прекращения практики игнорирования конституционных предписаний, в частности, при формировании коалиции депутатских фракций». И последняя фраза: «В ином случае предприму все предусмотренные Конституцией и законами Украины адекватные меры по прекращению неконституционных действий в парламенте Украины». Данное письмо осталось без реакции. Как Президент Украины, руководствуясь Конституцией Украины, 2 апреля я организовываю проведение политических консультаций с руководителями парламентских фракций и руководством парламента – этого требует ст.90 Конституции Украины. Хотел бы добавить к тем обстоятельствам, о которых я зачитал, было предусмотрено, что через несколько дней 25народных депутатов ввести в коалицию депутатских фракций, и до 1 мая довести коалиционное большинство, сформированное в нарушение Конституции, до 300народных депутатов.

Отсутствие реакции и продолжение практики расширения неконституционным методом коалиционного большинства депутатских фракций заставило меня 2апреля организовать такую консультацию. В ходе консультации я выяснил – и это … публично участникам этой консультации – наша консультация ни к каким плодотворным результатам не привела. Я пессимистически оценил результаты этого совещания. После консультации ко мне обратился Председатель Верховной Рады провести отдельный разговор, на который я согласился и который начался с того, какие действия Президент считает целесообразным сегодня предпринять для урегулирования ситуации. Председателю Верховной Рады я сказал: существует три варианта выхода из сегодняшней ситуации. Первый вариант, к которому я склоняюсь, – это принятие единого пакета взаимных действий, который начинается с того, как вернуть в парламент Украины более 200народных депутатов, которые сегодня не принимают участие в заседаниях Верховной Рады. Другими словами – начать немедленные переговоры среди коалиции депутатских фракций и находить согласие в стенах парламента, так как, прежде всего, это парламентский кризис. Тезис второй: для того, чтобы не повторились такие явления, которые были осуществлены 22-23 марта, принять закон о статусе народного депутата – внести изменения и дополнения к закону, которые касались бы императивных норм. Отменить действующую редакцию – об этом говорит и Премьер-министр, и Председатель ВР – Закона о Кабинете Министров. На уровне закона принять положения Универсала национального единства и сформировать из этих приоритетов уже нормы закона, а не только декларации. Следующий вопрос: создание единой рабочей группы по внесению изменений и дополнений в Конституцию, так как политический кризис может усугубляться тем, что на уровне Конституции не решен ряд вещей, которые относятся к балансам власти и функционированию институтов власти. Безусловно, было проговорено и о необходимости принятия других законов, в том числе, закона об оппозиции и многих других. Одним словом, речь шла о пакете, который можно было принять за несколько дней в украинском парламенте, если бы на это была воля. Я понял так, что Председатель Верховной Рады позицию Президента в этом вопросе воспринял как нужную. Хотя дальше я сказал: если у нас пакет не принимается, я бы очень хотел как Президент, чтобы парламент Украины самостоятельно принял решение о роспуске парламента.

Поскольку он не дает ответ на ключевые вызовы, которые коснулись политической ситуации. Если этого не будет сделано, остается третий вариант: Указ Президента о роспуске парламента. Понимая, что желателен был для того момента вариант проведения пакетных изменений, мы распрощались с Председателем Верховной Рады. Приблизительно в половине восьмого вечера я узнаю о том, что Председателем ВР созывается внеочередное заседание. Между 8 и 9 часами вечера у меня было где-то 5 или 6 телефонных звонков по моей инициативе Председателю ВР. Мое стремление было одно: Александр Александрович, мы договорились с вами о том, что вы на следующий день, в 10 утра выходите перед народными депутатами и докладываете о результатах нашей консультации. Формируем пакет предложений, предлагаем депутатским фракциям сесть за стол и проработать этот пакет предложений, высказанный Президентом Украины. Председатель ВР мне сказал, что он проводит сегодня внеочередное заседание с целью информирования, потом через 15 минут я узнаю о том, что готовится проект решения. Я предупредил Председателя ВР, что никаких решений сегодня не стоит принимать. Во-первых, в зале нет половины народных депутатов, во-вторых, решения, которые вы предлагаете, Президенту не известны. Нам лучше идти согласованной дорогой. Несмотря на это, подготовка к внеочередному заседанию идет полным ходом. Без 15 девять я узнаю из достоверных источников, что готовится одно из постановлений – это о прекращении деятельности Центральной избирательной комиссии. Без пяти девять я звоню Председателю ВР с последним предложением прекратить такого плана инициативы, так как они формируют деструктив в отношениях, в том числе, в самом парламенте. На что Председатель ВР мне сказал, что он не может идти на заседание без проекта решения. Я тогда сказал последнюю фразу: Александр Александрович, тогда вы поступаете так, как велит ваша совесть, я буду поступать. как того требует от меня Конституция. В девять вечера я подписал Указ о прекращении полномочий Верховной Рады 5-го созыва.

Дальше. Правовая сторона этого вопроса. Я хотел бы обратить внимание ваше на то, что в заявлениях 22 и 23 марта фигурирует две отправные позиции– на базе личного заявления, и вторая реплика – это присоединение к коалиции большинства парламентских фракций. Хотел бы твердо и однозначно заявить: Конституция Украины предусматривает только один формат формирования коалиции большинства. Этот формат формируется только на базе коалиции депутатских фракций. Точка. Никакого членства – ни индивидуального, ни группового, Конституция Украины статьей 83 не предусматривает. Это императивная норма, которая не обсуждается. Это норма прямого действия. Более того, если говорить о сроках формирования коалиции, статья говорит и дальше: коалиция депутатских фракций в Верховной Раде Украины формируется на протяжении одного месяца со дня открытия первого заседания Верховной Рады Украины. Прошло уже 9месяцев. Уважаемые коллеги, мы в парламенте ставим вопрос о новом членстве в коалиции и формировании коалиции. Поэтому я исхожу из того, что, безусловно, при формировании таким способом коалиции большинства депутатских фракций, как это было сделано 22-23 марта, было допущено грубое нарушение Конституции и вне правового поля была переформатирована коалиция большинства депутатских фракций. Причем хотел бы подчеркнуть, что последние выборы в Верховную Раду, которые состоялись в марте прошлого года, это первые в истории Украины выборы, которые проходили на пропорциональной основе. Пропорциональная основа предусматривает соревнование партий, а не мажоритарных народных депутатов или кандидатов в народные депутаты. Это соревнование политических программ, это соревнование партий, которые после прихода в парламент формируют фракции. И коалиция партийных фракций, депутатских фракций – это коалиция большинства. Это простая логика всего конституционного процесса, который обязывает формирование коалиции исключительно в таком порядке. Двух мнений нет, и на сегодня ни одна из политических сил не обратилась в парламент по этой позиции. А это суть тех нарушений, которые были совершены 22-23 марта. Поэтому я свидетельствую, что это грубое нарушение национальной Конституции. Таким образом, формирование коалиции депутатского большинства вне Конституции Украины привело к тому, что и решения такой коалиции нелегитимны. Так как вы знаете, что в зале Верховной Рады, кроме этой коалиции, большинство народных депутатов из других фракций на заседаниях не принимают участия. Поэтому я продолжаю дальше логическую цепочку. Коалиция сформирована недействующим способом, ее решения соответственно нелегитимны. Хочу продолжить этот ряд. Если мы допускаем в теории, даже игнорируя Конституцию, возможность такого формирования коалиции – мы с вами допускаем на практике игнорирование политических результатов выборов. Так как в данном случае переход из одних фракций в другие народных депутатов – это манипулирование голосами избирателей. По сути, это игнорирование волеизъявления голосами избирателей, которые свою поддержку дали той или другой партии, а не тому или другому депутату. Этим я хочу подчеркнуть, что носителем мандата в украинском парламенте является партия, фракция, а не народный депутат. Это суть. Партия является владельцем мандата. И потому, если дальше продолжить этот ряд, то он ведет к тому, что сформированная таким образом коалиция, большинство, правительство ведут к нелегитимным решениям, игнорированию избирателей как единого источника власти, наконец, они ведут к узурпации власти и угрозе конституционному строю Украины. И потому я просил бы, уважаемые журналисты, особенно журналисты и национальных и международных средств массовой информации, понять, что вопрос не об арифметике идет – два ушло, или 11 ушло, или 25 уйдет. Речь идет о принципе. Если через такой принцип игнорируется воля избирателей, когда в таких условиях выборы уже не нужны, тогда Президент Украины должен сделать свою миссию. Выступить как гарант соблюдения Конституции, прав и свобод. А вы знаете, что фундаментальным правом человека является право выбора. С этого начинается демократия, кстати. Я не мог быть в стороне от этого процесса. Думаю, что ни одна сторона меня не может упрекнуть, что я не использовал политический потенциал переговорного процесса. А та виртуальная цель создать в парламенте 300голосов, за бортом оставить систему балансов, сконцентрировать власть в одном месте, я вас убеждаю, это самая правдивая реальная угроза украинской демократии. Для меня то, что произошло 22 или 23, является аналогией того, что произошло в ноябре 2004 года. Почему люди вышли на Майдан в ноябре 2004 года? Так как власть тогда, тогдашний Президент, и тогдашний Премьер-министр, и тогдашняя ЦИК тоже абсолютизирует власть – допустили ревизию политических результатов выборов. Допустили манипулирование голосами избирателей. И тогда вступил в норму закон через механизм Верховного Суда. Поскольку это характера такого было нарушение, что это была миссия Верховного Суда. То, что произошло в марте этого года, это та же манипуляция, только манипуляция мандатами, за которыми стоят голоса избирателей. Миграция народных депутатов из одной фракции в другую, по сути, отменяет выборы частично в той или другой условно взятой территории. И потому, если мы говорим об истоках этого процесса, истоках политического кризиса в Украине, в основе его лежит парламентский кризис, в основе лежат те нелегитимные процессы, которые становятся нормой, определенной традицией в украинском парламенте. За этим стоит не просто техническая миграция – за этим стоит политическая коррупция. На политической коррупции выстраивать демократические перспективы нации невозможно. Несколько месяцев назад закончились выборы в Бразилии по пропорциональной системе. И с первого февраля за несколько дней перешло из оппозиции в правительственное большинство 32 депутата. И на запрос партии «Либеральный фронт» Высший избирательный суд нации дает такой ответ – по этому прецеденту – он как две капли воды схож с той ситуацией, которую мы имеем в Украине. Тезис первый: 6 судей против одного высказались за решение, согласно которому мандат депутатов всех уровней законодательной ветви власти принадлежит партии и коалиции, а не самому депутату. Тезис второй. По убеждению докладчика, Верховный избирательный суд не может согласиться с легитимностью роста партийного представительства таким способом учитывая то, что оно не получено на основе выборов, а получено на основе манипуляций уже в стенах парламента. Это политическая коррупция.

Я часто употребляю два термина – узурпация власти и политическая коррупция. И хотел бы дать объяснения, особенно международным СМИ, как это трансформируется в украинском понимании. Узурпация власти – это не просто концентрация власти в руках одного человека. Это потеря демократических противовесов, демократических балансов в отношениях, прежде всего, между высшими ветвями украинской власти. Узурпация власти в Украине уже собирает свою жатву. Она затрагивает непосредственно ваши права. И я как Президент стою на защите ваших прав, защите простого человека. Я выполняю свою присягу, я делаю свое дело как Президент. Я его буду делать, независимо от того, какие угрозы будут звучать в мой адрес. Мои дорогие, я в жизни прошел те испытания, которые дают мне право говорить об этих вещах, что для меня это одна из сущностей моей морали. Это не потому, что это прихоть, а я убежден, это те проблемы, которые должно решить мое поколение политиков, и не передавать его следующему поколению. И когда на наших глазах средь бела дня забирают ключи от сейфа у председателя Печерского суда, открывают сейф, забирают печать Печерского суда – как это называется? Это возможно только в одном случае – что процветает узурпация, что процветает ощущение вседозволенности, а в наших руках уже все, нам ничего не страшно. Я хотел бы подчеркнуть, что это не вор простой с улицы заходит и забирает ключи. Ключи забирает народный депутат Партии регионов господин Кивалов, а с ним еще три народных депутата. Это демократия? Я снял с работы председателя Печерского суда – того карманного суда, который обслуживал карманные запросы. И я снял на базе, представленной председателю Верховного суда Украины. Это моя обязанность так поступать. Не прихоть моя, это моя обязанность, я ее выполняю.

Почему Феодосийский суд общей юрисдикции рассматривает на заседании своем вопрос о невыполнении Указа Президента от 2апреля текущего года? Почему судья, который дал присягу и хорошо понимает, что это исключительно компетенция Конституционного Суда, почему допускает это рассмотрение? С чувством вседозволенности. Так как за ним стоят такие воротилы, которые прикроют все. Хотя, правда, на второй день этот суд отменяет свое постановление, которое он сделал в предыдущий день. Почему через несколько дней Артемовский суд принимает аналогичное решение и через несколько дней отменяет его? Так как это жатва узурпации власти. Когда мы обращаемся к другим сторонам нашей жизни, почему парламент принимает решение об отзыве, по сути, всего состава ЦИК? Это дума о демократии? Хотя хорошо понимает, что это делается исключительно по представлению Президента Украины. Что это нелегитимно, что так не может быть, но сознательно идет на это нарушение. Это унижение, убежден, каждого гражданина Украины. Я думаю, что мы доживем до того времени, когда даже те, кто принимает законы, будут эти законы выполнять. Почему сегодня 4 члена ЦИК болеют? Убежден, болезнь одного диагноза. Почему другим, по словам народного депутата Тимошенко Юлии Владимировны, кое-кому предлагали 2млн., чтобы он заболел? Это узурпация и политическая коррупция. И потому я апеллирую сейчас не к политикам, я апеллирую сейчас к нации, чтобы не было поздно. Уважаемое украинское общество! Эти проблемы не ограничены только киевским забором или забором Верховной Рады. Они могут дойти до каждой украинской семьи, если мы не поймем, что нашей ценностью является демократия и верховенство вашего права. Почему Конституционный суд Украины не работал один год? Кто этого не хотел? Не хотели две политические силы, которые сегодня формируют, и тогда формировали коалицию большинства, чтобы не допустить возможного инициирования пересмотра тех или других норм. Почему сегодня возле Конституционного Суда такая политизация? Это отголоски того, что было начато в украинском парламенте как политическая коррупция. Это отголоски того, как парламент начал переформатироваться не в соответствии с Конституцией. Дальше можно этот ряд продолжать. Почему принимается закон о Кабинете Министров? Извините, как я скажу, – за деньги. И немалые деньги. И до каких пор мы так будем жить? А дальше, наконец, идет манипуляция сознанием. Я сегодня выезжаю на работу – стоят возле моего дома 4 мальчика, держат флаг Партии регионов. Там я попросил, чтобы ребята подошли к ним, спросили: задача какая? Мне ведь надо как-то прочитать это, что они хотят сказать. Кто вы такие и кто вас поставил? Мы не знаем, кто нас поставил и как звать того человека из Партии регионов, мы этого не знаем. Но сказали, что вечером дадут по сто гривен. Это мы так пытаемся создать иллюзию, виртуальность народной позиции. Я не хочу сейчас слова адресовать кому-то персонально, но хотел бы сказать тем людям, которые за 60-100 гривен стоят сегодня и держат безотносительно какой флаг – мы не должны потерять чести и совести. За нами должны стоять ценности. Все остальное – это просто беда будет. Это не нужно ни вам, ни нации. Не продавайте за 60 или за 100 гривен, которые еще под вопросом, дадут ли вам, свою совесть.

И последнее. Политическая коррупция стала проблемой для наци. Коррупция, которая начинается в стенах парламента, политическая, она доходит до каждого поселкового совета, до каждого человека, она затрагивает ваши интересы. Я вас призываю быть союзником Президента, так как я не ставлю целью какую-то политическую целесообразность достичь во время проведения досрочных выборов. Я ставлю целью утвердить другое – верховенство вашего права и верховенство Конституции. И если мы не солидаризируемся вокруг этого, если мы по-другому будем трактовать суть политического момента, перед нашими глазами будет делаться так называемая приватизация Луганского тепловозостроительного завода, как она делалась. Она делалась без конкурса, вместо ожидания, которое сформулировали эксперты – до 2 млрд. гривен получит казна, казна получила 292 млн. грн. Просчитались немного. Кто это недополучил деньги? Инвалид, пенсионер, учитель, медик – это не дополучила украинская нация. Это недополучил каждый из вас. То, что делается по Укртелекому, когда предлагается уже приватизировать не контрольный пакет, а часть. Понятно, что за контрольным пакетом придет ключевой инвестор, за частью пакета придет национальный жулик. И мы смотрим на это, и считаем, что такая политика возможна. Это следствие узурпации, это следствие политической коррупции. То же самое будет с Одесским припортовым заводом, то же самое будет с облгазами, с энергетическим оптовым внутренним рынком. Если нация не поймет, что ее обкрадывают таким образом, если она не поддержит усилия не только Президента – всех людей доброй воли – против такой политического, прежде всего, поведения, проиграет Украина. И этот ряд я мог бы продолжить. Уже на сегодня 8 млрд. с лишним неоткомпенсированного просроченного НДС, нефтеперерабатывающие заводы, которых половина не работает сегодня, так как находится на реконструкции, а другая половина написала консолидировано письмо, заявление о том, что ей не откомпенсировано 280 млн. грн. Скажите, пожалуйста, какая цена будет на заправках, когда формируются такие отношения с откатами? Через цену на бензоколонке вы видите тенденцию. И это не кризис от Указа Президента, это кризис, который начался в стенах парламента. И начала свое перекачивание в высокие этажи власти. Спасибо.

И.ВАННИКОВА:

– Ваши вопросы сейчас, уважаемые коллеги. Пожалуйста, представляйтесь.

– Сергей Сидоренко, газета «Коммерсант». У меня вопрос о нынешней работы Конституционного Суда. Как известно, пятеро судей отказались рассматривать резонансные вопросы, заявив о политическом давлении на них. Еще один судья – председатель КС господин Домбровский до этого заявлял о политическом давлении, но сейчас он на должности. Из-за этого есть прогнозы, что в КС не будет даже кворума для рассмотрения вопросов, в частности о легитимности вашего Указа. На ваш взгляд , есть ли вероятность этого, есть ли вероятность, что Суд рассмотрит этот вопрос или не рассмотрит. Ваш политический прогноз, пожалуйста. Спасибо.

В. ЮЩЕНКО:

– Я начал бы с того, что я подчинюсь любому решению Конституционного Суда. Я демократ, я уважаю закон. Но меня беспокоит та ситуация, которая сложилась вокруг работы Конституционного Суда. Этим людям я желаю одного: понимания того, что их решение принципиально не для двух Викторов, а для 48 млн. украинской нации. Коррупция не должна затрагивать любые признаки работы Конституционного Суда. Я призываю членов Конституционного Суда быть мужественными, как был мужественным Верховный Суд Украины, когда принимал два года назад абсолютно судьбоносный вопрос для Украины – либо Украина шла в гражданскую войну с противостоянием, которое тяжело было утихомирить, или мы через право, его национальный акцепт получаем ответы как демократическое государство. Я желаю мудрости и мужества. Это истинно две вещи, которые сегодня должны быть характерными, нужными для работы Конституционного Суда. Со своей стороны, я все буду делать для того, чтобы Конституционный Суд Украины действовал.

Я знаю попытки, я знаю много вещей, о которых, к сожалению, не могу сейчас публично говорить, так как это вещи, которые затрагивают такие нюансы, после которых общество может быть разочаровано в очень многих вещах. Я ставлю цель просто избежать этих вещей, не допустить их. И потому я за дееспособный Конституционный Суд. Я это делал полтора года назад, инициируя несколько раз в Верховной Раде Украины принесение присяги и возобновление работы Конституционного Суда, я и сейчас желаю эффективной работы украинскому Конституционному Суду.

– Интерфакс-Украина, Савченко Елена. Кабинет Министров обратился к Вам с просьбой до вердикта КС приостановить действие Указа о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады. Что Вы ответите на эту просьбу?

В. ЮЩЕНКО:

– Я уже ответил – я на такой шаг не пойду. Указ Президента действующий, и мне бы не хотелось, чтобы Украина начала привыкать к традициям, что Указ Президента может изменить то ли Феодосийский суд, то ли Артемовский суд, то ли просьба правительства. Правовые акты Президента являются актами высшего правового уровня. Они в государстве должны выполняться. А те люди, которые игнорируют или не выполняют этот нормативный акт или подобные нормативные акты, через активные действия Генеральной прокуратуры сегодня, завтра будут приведены в соответствие с законом. Другой реакции не будет.

– И еще один вопрос, пожалуйста. Пентагон в очередной раз заявил о намерении сотрудничества с Украиной по системе ПРО. О чем именно идет речь и или не идет ли речь о размещении американской системы ПРО на территории Украины? Спасибо.

В.ЮЩЕНКО:

–Нет, никогда этот вопрос не ставился. И Украина не намерена рассматривать этот вопрос.

– Роман Чирик, Польское телевидение. Господин Президент, я так понимаю, что Указ может быть не приостановлен, но какая-то форма компромисса между Вами и господином Януковичем должна...

В. ЮЩЕНКО:

– Не отменен.

– Не отменен, да. Я так понимаю, что возможно изменение срока досрочных выборов. Скажите, пожалуйста, так ли это. И если изменение, то когда: это осень или раньше?

И второй мой вопрос я задам после того, как Вы дадите ответ.

В. ЮЩЕНКО

– Это так, если давать короткий ответ.

Если делать расширенный ответ, я горячий сторонник того, что та ситуация, которая возникла в парламенте Украины и сформировала политический кризис в Украине, лучше всего разрешается политическими методами. Это политический кризис, и обязанность политиков – применить свое политическое мастерство и обеспечить через политические механизмы разрешение этого конфликта. Это лучший способ.

Ставить политический вопрос Конституционному Суду, на мой взгляд, некорректно. Мы перегружаем и ставим в такое положение действия Суда, которые будут определенной частью общества восприняты под тем или другим углом. А это некорректно. Это нечестно, на мой взгляд.

То, как я вижу урегулирование этого вопроса, я высказал позавчера Премьер-министру. Я его вижу в трех блоках. Поскольку мы договорились с Премьер-министром, что я сейчас не объявляю публично эти инициативы, я их подал как рабочие инициативы с пониманием того, что сторона их должна изучить и принять свое решение, или развить, или отклонить эту модель. Поэтому сегодня, возможно, не стоит говорить о деталях. Но о конструкции этого предложения я могу сказать.

Первое, с чего должен начаться процесс согласия, это общая оценка обстоятельств, которые привели к парламентскому кризису. Почему больше 40 дней 200 народных депутатов не ходят на заседания Верховной Рады? Почему нет в стране механизмов, которые могли бы гасить такого рода политические колебания? Почему нельзя сформировать повестку дня парламенту с выслушиванием позиций этих народных депутатов? Почему нельзя сформировать повестку дня хотя бы одного дня заседания, на котором рассмотреть те вопросы, которые беспокоят народных депутатов, принадлежащих к оппозиции? Другими словами, почему мы формируем модель принятия решений такую, что можем игнорировать половину общества? Это ошибка. Это не противостояние нескольких сотен людей нескольким сотням людей. Это признак того, что модель не работает. Что это модель периода Кучмы: есть начальник, все остальные – это члены этого кооператива. И никто другой не существует в этой стране. Никто другой не принимает участия в политическом решении. Это неправда.

Поэтому нужна общая оценка истоков проблемы. Я ее вижу в трех моментах.

Первый. Такой формат формирования коалиции, который был допущен с 22 марта в украинском парламенте, неконституционен.

Второе. Решения парламента, начиная с 22 марта, в связи с тем, что коалиция сформирована вне норм Конституции, нелегитимны.

Третье. Указ Президента действующий.

Подвели черту. Это оценка на тот момент, который произошел.

Второй блок – это блок-меню. Что нам надо сделать для того, чтобы в контексте Указа сбалансировать взаимные предложения. Я откровенно вам скажу, чтобы не было победителя и побежденного, чтобы сохранить лицо сторонам. Чтобы сказать: мы понимаем, здесь есть взаимная ответственность и мы готовы политически ее принять. Начиная с темы императивного мандата, Закона о Кабинете Министров и единой конституционной комиссии и т.д. и заканчивая досрочными выборами. Я не буду все это говорить в деталях, еще раз подчеркиваю: это не цель моего ответа. Но все это должно быть создано таким образом, чтобы парламент начал работать полнокровно, чтобы в зал вернулись 200народных депутатов, чтобы был найден компромисс депутатских фракций. Это неотъемлемая часть урегулирования. Нельзя считать конфликт исчерпанным, если и дальше в парламент на заседания не будут ходить 200народных депутатов. Другими словами, нужно немедленно начать политические консультации в рамках парламентских политических партий, провести эти консультации, прийти к согласию, привыкнуть слушать друг друга. Без этого усилий Президента будет просто мало.

Конечно, тезис, который я хотел особенно подчеркнуть, это тема даты выборов. Есть норма Конституции, которую я должен был выписать в своем Указе. Конституция дает Президенту только 60 дней для назначения новых выборов. Другого права у меня не было. Я не имел права переступить это. Но знаю другое, что по некоторым нюансам формирования доизбирательного процесса, включая формирование комиссий, формирование списков партий, проведение съездов, тиражирование продукции и тому подобное – есть много моментов, которые надо поставить в разумный календарь. Это то обстоятельство, на которое надо обратить внимание. Но как обратить внимание, когда действующий закон не дает ответа на это? Надо найти компромисс.

Этим я хотел сказать лишь одно: если есть желание политическим способом урегулировать этот конфликт – возможностей предостаточно.

– И еще одно. Господин Президент, я так понимаю, что Конституционный Суд примет или не примет решение, мы этого не знаем. Какой будет Ваша стратегия в случае, если все-таки это решение будет негативным для Вас? Какой будет стратегия Ваших действий тогда?

В.ЮЩЕНКО

– Я откровенно Вам хочу сказать, что сегодня акценты надо делать не на это. Убежден в этом. Если мы истинно хотим выйти из этой ситуации не с соревнованием в упрямстве, не соревнованием в некорректных методах поведения, а с мыслью об Украине, я убежден, что надо искать политический компромисс и политический ответ. Досрочные выборы – это чистилище, которое должны пройти политические силы. И то, что произошло в парламенте, убежден, обязывает нас принять уроки. Обществу, политическим силам надо выйти, действительно, с уроками из тех обстоятельств, которые возникли в украинском парламенте. Это демократия. Говорить сейчас о нюансах ЦИК, Конституционного Суда и других вещах... Я убежден, что при определенных обстоятельствах это важно, но сегодня самое важное – сформировать климат доброй политической воли по выходу из кризиса. Это суть ответа. Это вопрос, который в наибольшей мерепринадлежит политикам.

 

 

– Интернет-издание «Обозреватель», Соня Кошкина. Пожалуйста, господин Президент, Вы очень подробно рассказали нам о своем разговоре с господином Морозом перед тем, как Вы подписали Указ о роспуске парламента. Расскажите, пожалуйста, о своем общении в этот же день или накануне с госпожой Тимошенко. Правда ли, что с ней существовала договоренность о том, что, если Вы распускаете парламент, Юлия Владимировна, в свою очередь, настаивает – в том числе через Конституционный Суд – на отмене политреформы, разумеется, в Вашу пользу?

И все-таки, если можно, второй вопрос. Конкретизируйте, каким будет Ваше поведение, если все-таки КС даст негативный для Вас ответ. Вы извинитесь? Или какой будет формулировка, какой будет Ваша реакция предметная? Спасибо.

В. ЮЩЕНКО

– Что касается первого вопроса. Решения, связанные с лишением полномочий Верховной Рады Vсозыва, принадлежат исключительно Президенту. Я не пользуюсь в этом вопросе услугами каких-либо аппаратов. Это мое решение, за которое я несу персональную ответственность. Оно сознательное, и я горячо хочу вам донести букву и дух этого документа. Поэтому никаких закулисных переговоров об отмене реформы... Знаете, если бы была в этой стране сила, к которой можно было бы апеллировать об отмене реформы, я бы об этом вам заявил. А я убежден в другом: сегодня, если мы хорошо понимаем те проблемы, которые привнесены через последние изменения и дополнения к Конституции, если мы хорошо понимаем эту всю проблематику, единственный способ собрать 300голосов – это через диалог. Никто ни в одной политической силе самостоятельное решение принять не может. И возможно, в этом и есть сила нашей ситуации. И потому я предлагаю сделать рабочую группу вне парламента. Сразу свидетельствую, что руководителем этой рабочей группы не должен быть ни Президент, ни Председатель Верховной Рады, ни Премьер-министр. Привлечь туда наиболее профессионально уместные стороны – юристов, журналистов, общественные инициативы, партии, представителей правительства, парламента, Секретариата Президента – пусть принимают участие все. Формируем единую позицию, главное – мы проходим Конституцию раздел за разделом, формируем систему балансов, которая подтверждает противовесы на случай узурпации у одной или другой стороны системы власти тех или других полномочий, и с этих позиций размышляем над изменениями и дополнениями к Конституции, которые Президент готов потом внести официально в Верховную Раду. А в Верховной Раде формируется согласно Конституции конституционная комиссия, которая дает ход этому вопросу в парламенте, готовит его, организовывает диалог между фракциями и политическим силами парламента и, наконец, в зале Верховной Рады принимается акцепт политический по этому вопросу. Это то, чего нам не хватало в 2004 году. Это та правда, которую скрыли тогда от людей. Когда без обсуждения отцы Конституции якобы во имя блага народа делали изменения. Я понимаю всю сущность и остроту того компромисса, который принимался. Я не голосовал за изменения к Конституции, как вы хорошо знаете. Но я понимал, что на чашах весов поставлено. И сейчас я понимаю. И потому говорю: только консолидированная работа политических сил, только уважение друг к другу, только политика сотрудничества и сосуществования, а не политика взаимоуничтожения, может дать Украине ответ на то, как развивать украинские приоритеты. И потому я прошу это принять как ключевую мою позицию. Я буду вести переговоры со всеми политическими силами парламента, мне этого никто не запретит. Более того, меня побуждает моя обязанность. Я общаюсь каждый день с Премьер-министром, с политическими силами, которые представляют его, я общаюсь почти каждый день с другими политическими силами.

– Виктор Андреевич, «Украинская правда», Лещенко. Вопрос такой: вчера Премьер на митинге на Майдане впервые озвучил тезис – если и будут в этой стране выборы в парламент, то эти выборы будут одновременно с выборами Президента досрочными. Как Вы прореагировали на это заявление Премьера? И второй вопрос: как Вы охарактеризуете Ваши нынешние отношения с Юлией Тимошенко? Так как ранее они колебались в разных крайностях – от побратима до оппонента. Как сейчас: есть ли гарантии, что, например, в случае победы БЮТ будет представление на Тимошенко на Премьер-министра? Будет ли повторение ситуации прошлого года после выборов? Спасибо.

В. ЮЩЕНКО:

– Извините, а что по итогам прошлых выборов не так сделал Президент? Коалиция предлагала, а я не подал, так?

– Там были переговоры, которые закончились в итоге тем, что была создана антикризисная коалиция, поскольку происходили параллельные переговоры между оранжевыми и...

– ...только для того, Сергей, чтобы мы честно их ставили. Не манипулировали.

– Вопрос в отношениях с Тимошенко.

В. ЮЩЕНКО:

– Я понял, но это я хотел, чтобы другие поняли, что я хорошо понимаю суть твоего вопроса. И хочу этим сказать, что Президент не принимает участия ни в каких манипулированиях. Если демократическая коалиция не смогла договориться, то она не смогла договориться не из-за дискуссии о приоритетах, а из-за амбиций. Это не мой вопрос. И потому второе слово взяла другая коалиция через переход одной политической силы из одной коалиции в другую. Как это называть – предательство или уникальный политический подвиг – это уже ваш вопрос.

Что касается первой части ответа, я ни на какой шантаж не пойду. Я честный гражданин и исполняю долг Президента в рамках действующей Конституции. Конституция дает четкие обстоятельства проведения досрочных выборов. Это смерть Президента – слава Богу, он жив сегодня. Это состояние его здоровья – слава Богу, оно у меня такое, что позволяет мне полнокровно выполнять свою функцию. Это отставка – в которую я не подавал и не подам. И четвертое – это импичмент за предательство интересов страны. Я интересов страны не предаю. Другими словами, давайте мухи отделим от котлет. Когда речь идет о том, что в том или другом политическом процессе были нарушены конституционные требования, нам надо руководствоваться в данном случае правом. Если эти требования не были нарушены, нам надо также руководствоваться в данном случае правом, положениями Конституции. Все остальное – это теория, это шантаж, это эмоции, это еще раз проиллюстрировать – если не я, то, знаете, у этой страны не будет перспектив, и завтра солнце не на Востоке взойдет, а на Западе. Я бы не уделял сегодня большого внимания эмоциональной части заявлений. Хотя хорошо понимаю, что те шаги, которые надо сделать, те шаги, которые сделаны, возможно, дают много оснований для эмоций, для искусственного подогрева. Но убежден: политики, особенно такой политик как Премьер-министр, все-таки должны руководствоваться исключительно законом. В этом уважение его к миллионам людей.

– Левицкая, «За вільну Україну!», Львов. Уважаемый господин Президент, скажите, пожалуйста, Вы гарант также территориальной целостности Украины. Если вчера Премьер-министр выступает на Майдане Незалежности и одновременно реют лозунги и транспаранты о «донецкой республики» с двуглавыми орлами. Как Вы объясните то, что в присутствии должностного лица, которое возглавляет Кабинет Министров на сегодня, присутствует среди сторонников именно такого транспаранта и также организации, которая на сегодня действует в Донецке, которая собирает открыто в центре Донецка подписи о разделе Украины?

Второе уточнение также. Уважаемый господин Президент, Вы также гарантируете права и граждан Украины, согласно Конституции. В Луганске по сути регионалы осуществляют языковой геноцид в отношении Сергея Мельничука, который завоевал себе право согласно Конституции, чтобы учиться на украинском языке в Национальном Луганском университете. Его оттуда исключат, да еще и орлы Цушко открывают против него уголовное дело. Скажите, пожалуйста, в какой стране еще такое возможно? Спасибо за ответ.

В.ЮЩЕНКО:

– Это возможно, к сожалению, в Украине. К сожалению, я это говорю «к сожалению» абсолютно искренне. Если говорить в формате такого простого ответа, то две недели назад, кажется, это было. Я после посещения Луганска дал поручение Генеральному прокурору лично вмешаться и доложить мне суть ситуации по этому инциденту. И я убежден, я его доведу до логического завершения, так как на это дает основания украинский закон. Я не буду только эмоционально реагировать на эти вещи. И этим, я думаю, исполняю свой долг как Президент.

То, что в Украине есть организации, которые позволяют себе деятельность противогосударственную, я тоже знаю. И потому, если вы возьмете за последние три, возможно, четыре месяца, таких организаций в Украине стало меньше. Но они прекратили свою деятельность, руководствуясь действиями украинских специальных органов и структур, которые действовали по поручению Президента в соответствии с законом. И никаких проблем этот вопрос не вызвал, поскольку на стороне этих действий был украинский закон.

Что касается конкретного вопроса, я его могу сейчас воспринять как постановку. Дать поручение Генеральной прокуратуре и Службе безопасности разобраться в этом вопросе. Я знаю, что мы живем в стране, где еще много политиков будут спекулировать так называемой проблемой языка, угрозами территориальной целостности, спекуляции конфликта по линии Восток – Запад. И вы хорошо знаете, какие это политические силы, и кто за ними стоит. Я думаю, что вам известна, понятна, ясна позиция Президента в этом вопросе. Под этим предложением, кроме своих действий, я поставил подпись в Универсале национального единства. Документе, который подписал в том числе и Премьер-министр Янукович. К сожалению, сегодня из Универсала не выполнена ни одна позиция. Я даю легкое объяснение, почему она не выполнена. Так как последние 8 месяцев вся энергия Премьер-министра, Председателя Верховной Рады была направлена на то, как создать конституционное большинство в парламенте, а не как найти партнеров за круглым столом. Так как наличие 300голосов дает возможность игнорировать все – законы, Конституционный Суд, Верховный Суд, дает на свой манер формировать национальную политику. А уважать политические результаты выборов – это значит уважать, что в рамках выборов вы, уважаемые господа, три политические силы, которые представляют сегодня правительственную коалицию, набрали 238 голосов. Те, кто сегодня называются оппозицией – 212. Это такая правда. И потому любое решение, если оно претендует на стратегию, безусловно, должно быть согласовано со всеми политическими силами. И те, которые представляют власть, и оппозицию. Вместо того, чтобы искать этот диалог, вместо того, чтобы выполнять Универсал национального единства, вместо того, чтобы создавать общий взгляд на национальные приоритеты, энергия была направлена на то, как вне Конституции сформировать коалицию большинства, которое могло бы преодолеть вето Президента по любому вопросу и дальше творить ту узурпацию, которая не выгодна, убежден, ни одной политической демократической силе. И ту работу, которую я сегодня делаю, я делаю тоже, отвечая на ваш вопрос. Прежде всего, украинская власть должна быть возвращена к закону, к верховенству права. Тогда у нас не будут возникать на Крещатике призывы о территориальной целостности, или национальном суверенитете, или единой линии национальной границы. Но еще раз спасибо вам за эту постановку, за те корректные замечания, поскольку я знаю, что они от вас идут просто от сердца – это болит душа за то, что такое политическое бескультурья очень часто допускают те или другие политические силы.

И.ВАННИКОВА:

– Прошу прощения, хочу зачитать записку из зала. Вице-премьер Азаров прогнозирует экономические неурядицы, если политический кризис продолжится. Есть ли основания для таких заявлений? Газета «Деловая жизнь», Запорожье.

В. ЮЩЕНКО:

– Это есть бессмысленные и безответственные заявления. Это заявления, которые имеют целью оказать политическое давление на общественность. Если они поддержат то, что творится в Украине – значит, будут проблемы экономического характера. Ничего подобного. То, что как раз происходит, забирает шансы развития. Не эта власть, как она заявила несколько дней назад, совершила истинный прорыв в национальной экономике. Шесть лет Украина развивается по восходящей нормальной динамике, как страна переходной экономики, где утверждаются регламенты публичной чистой конкуренции. И то, что сегодня – как кстати не только сегодня, динамика валового продукта одна из наибольших в Восточной Европе – это характеристика, которая присуща Украине в целом последние 5-6лет. И эта тенденция макроэкономическая, она не зависит от 3-4месяцев чьей-то работы или не работы. А то, что образуется за 8месяцев 8млрд. просроченных неоткомпенсированных долгов по НДС – вот это результат работы. То, что не откомпенсировано по сельхозпредприятиям несколько сотен миллионов позиций, начиная с процентных ставок, и то, что не выделены миллиарды средств для финансирования, предусмотренные бюджетом – вот это уже следствие. То, что делается приватизация, которую трудно назвать приватизацией – вот это уже делается.

Поэтому я хотел бы, чтобы правительство вело себя профессионально, не перекладывало с больной головы на здоровую то, что они хотели бы видеть. Ситуация в экономике стабильная, валютный, платежный, торговый рынки ведут себя нормально, поскольку разработаны нормальные балансы. Ситуация с дефицитом бюджета удерживается на контрольном уровне и нет никаких угроз, что эта позиция дестабилизирует ситуацию на фондовом рынке. Что валютные резервы НБУ составляют 23 млрд., что валютный рынок сегодня сбалансирован. То, что произошли изменения на рынке заимствований, – я хотел бы сказать, что существующая цена на государственные ценные бумаги Украины ниже, чем на момент эмиссии этих ценных бумаг. Это говорит о том, что оценивают стабильность и те инвестиционные условия на Украине, которые есть сегодня. И это хороший индикатор. То, что происходит на фондовом рынке, конечно, это тактическое колебание, которое должно быть на существующие неурядицы. Но я хочу подчеркнуть, что неурядицы не в Указе Президента, я хочу подчеркнуть, что Указ Президента – это документ-следствие, а первоначальная проблема, которая привела к возникновению глубокого политического кризиса – это кризис в украинском парламенте, где через игнорирование норм Конституции какая-то сторона пробовала сформировать коалиционное большинство, игнорируя национальные законы. В том угроза, и там надо видеть желтую карточку.

 

– Галина Русин, телеканал «Тонис». Виктор Андреевич, только что перед началом Вашей пресс-конференции в стенах Верховной Рады депутаты от коалиции заявили о том, что войска украинской армии в повышенной боевой готовности, а спецподразделения готовы хоть сейчас штурмовать Верховную Раду и правительство. Скажите, пожалуйста, Вы как Главнокомандующий знаете, что происходит на самом деле в частях украинской армии? И можете ли Вы гарантировать внутреннюю безопасность и покой в стране?

В. ЮЩЕНКО:

– Я хорошо знаю, что делается в украинской армии, поскольку я Главнокомандующий и каждый день провожу соответствующие информационные совещания с силовыми министрами. То, на что вы сослались, это исключительная ложь. Никакого изменения режима, состояния в войсках не вводилось, не введено и не будет введено. Армия вне политики. Никакого силового варианта в Украине не будет.

И пусть успокоятся те, кто говорит об этих вещах. Это их эмоции – не больше.

Более того, я дал разрешение министру обороны на инспектирование части ВСУ теми группами народных депутатов, которые свои эмоции не могут удержать. С соответствующим соблюдением допуска к спецобъектам.

Я готов предложить то же самое сделать журналистам. Если есть ваша воля держать мониторинг в пределах допустимых норм режима секретности – давайте мы это сделаем. Я хотел бы, чтобы мы раз и навсегда сняли этот вопрос. Я понимаю, о какой ответственности идет речь. Хорошо понимаю, что поставлено как цена вызова. И потому просил бы всех тратить энергию продуктивно – не на эту болтовню, эти эмоции и эти реакции. Но подчеркиваю: если есть необходимость, я готов прислушаться к любым вашим пожеланиям в этом вопросе.

И. ВАННИКОВА

– Позвольте еще раз зачитать записку из зала.

«Уважаемый Виктор Андреевич, возможна ли ситуация, когда на Европейской площади на сцене Вы будете стоять со своими товарищами в том же составе, что и 2,5 года назад – Вы, Тимошенко, Порошенко, Луценко, Турчинов? И с тем же настроением.

С уважением, Андрей Колесников, газета «Коммерсант».

В. ЮЩЕНКО

– Я хочу сказать, что Президент не оппозиция. Я понимаю, что передо мною есть две силы, которые по очень многим вопросам имеют противоположные мнения. И вся сложность моей функции заключается в том, что это не просто арифметическое представление позиций этих сил. За этими силами стоит такая же нация. Закончились президентские выборы, приблизительно 53 на 47 процентов поддержки. Закончились парламентские выборы. Пятьдесят с чем-то на 48 с чем-то. Это такая правда. И в этом я вижу вызов, как сформировать основы национальной политики, такие, которые сближали бы людей, формировали компромиссы, объединяли. Не в моих правилах разыгрывать игру «стенка на стенку». Но, к сожалению, эта «стенка на стенку» разыгрывается как правила поведения, прежде всего, у действующей власти.

У меня сегодня нет убежденности, что действующая власть хочет диалога, что она испытывает политическую необходимость в этом диалоге. Она его игнорирует. Идет шабаш. Идет действительно узурпация власти. И в этом угроза для украинской демократии. Поэтому в этом случае я хотел бы сформулировать ответ из двух частей.

Как Президент я буду делать все для того, чтобы мы имели политические силы, которые были бы провидцами для нации и могли предлагать общие национальные приоритеты, будь то в области экономики, или гуманитарного, информационного пространства, языковой политики, поместной церкви, любое, что принадлежит к стратегическим основам консолидации украинской нации. В этом я вижу суть выхода из тех проблем, которые сегодня накопились в обществе и государстве, в том числе, исторических.

Если говорить о моих симпатиях, то мои симпатии как демократа будут всегда исключительно на стороне демократических сил. Я всячески буду поддерживать демократический процесс и те силы, которые будут стоять за демократизацию системы власти в Украинском государстве.

 

– Ольга Бабий, телеканал «Галичина», Ивано-Франковск. Глубокоуважаемый господин Президент, очевидно, нельзя отрицать, что попытка прикупить 300 голосов в Верховной Раде была попыткой вернуть нас в 2004 год. В энциклопедической литературе такие попытки называются путчем. И я хочу спросить Вас: какую ответственность понесут те, кто послужил причиной таких шагов? Это первый вопрос.

Будут ли обновлены списки? Ибо Верховная Рада уже стала источником застоя. У нас уже появилась профессия, которой нет в никаких перечнях профессий.

И еще один вопрос. В уже несуществующую после Вашего Указа Верховную Раду приезжают представители Госдумы России. Что это? Очередное вмешательство во внутренние дела Украины или попытки таки реализовать геополитические проекты Кремля?

Благодарю Вас.

В. ЮЩЕНКО

– Спасибо, Оля, за этот вопрос. Он принципиальный, важный, и я хотел бы акцентировать внимание всех. Уважаемые коллеги, присутствующие, я откровенно говорю, что ситуация, которая существует сегодня в Украине, и тот кризис, который возник из-за политической коррупции, прежде всего в парламенте Украины, привел к тому, что под угрозой сегодня стоят ваши конкретные права. И потому я со всей ответственностью говорю, что первая ответственность за попытки неконституционного характера формирования коалиции депутатских фракций в парламенте должна быть сформулирована в одном базовом постулате: досрочные выборы. Нам нужен новый мандат. Нам нужно обновление политических сил в парламенте. Нам нужно пройти еще один раз чистилище народной воли, народного выбора. Мы говорим о политическом кризисе, о политическом характере ответственности. Это был бы лучший ответ на то, как еще раз на соответствующую высоту поднять голос избирателя и ощущение человека, что он играет роль в формировании власти, в выборе народных депутатов Украины. Поэтому досрочные выборы – это суть ответа на те политические шаги, которые были вне конституционного поля и были проведены в украинском парламенте. Другого ответа я не вижу.

Другой ответ приведет к обострению политической ситуации в Украине. Мне трудно прокомментировать акцепт общественностью такого решения, которое бы не предусматривало новых выборов. Поэтому я настаиваю на том, что политическое решение должно быть сконцентрировано в этом плане.

Безусловно, Оля, думаю, что ключевые политические игроки, пройдя такие испытания, в том числе морально-этические, которые случились в украинском парламенте в последние месяцы или недели, безусловно, сделают свои выводы. Эти выводы отразятся на новых списках. Я не хочу употреблять эпитеты, как называть людей, которые допустили предательство голосов избирателей. Не хочу к эпитетам обращаться, чтобы меня потом не обвиняли. Но эти поступки, безусловно, будут подлежать оценке. Безусловно. Свернуть на эмоции – это будет большая слабость. Это не эмоции, за этим стоит мотивирование недемократических процессов в украинской власти и в украинском парламенте в частности. И в этом опасность.

Через вас, с помощью вас, я убежден, сегодня и мировая, и украинская общественность знает о том, что происходит в украинской политике и каковы истинные угрозы.

И почему, когда мы говорим об императивном мандате... И для Украины это не дикарство! Так как матушка-Европа, старая Европа уже забыла такие обстоятельства, которые сегодня существуют в отношениях в парламенте между политическими силами. Запад дает пример другого порядка. Если в Италии 5 лет большинство может держаться на одном депутате и с ним ничего не случается, то у нас в такой ситуации этот народный депутат был бы миллиардером. Он бы уже был кем угодно, премьер-министром, он бы уже занял любую должность. Так как его бы все покупали.

И потому надо посмотреть на обстоятельства реально. Когда игнорируются демократические завоевания, когда через узурпацию, подкуп, через политическую коррупцию в парламенте выкупаются мандаты, это не демократия. И в этом случае Указ Президента – это защита демократии. Это единственный способ, который у меня был после политических переговоров, для того, чтобы продемонстрировать, что для меня эти ценности – не только простая буква Конституции. Они являются сутью моей политики.

Что касается реакции Госдумы России. Я отличаю реакцию официальной России, которая была высказана в лице министра иностранных дел России. Только Министерство иностранных дел России имеет право толковать официальную государственную позицию. И отделяю от всего эмоции, которые присутствуют в решениях Госдумы России. Я понимаю, что за этими эмоциями хотелось сказать больше, чем это позволяет статус суверенности Украины. Я хотел бы сказать, то, что происходит в Украине, это исключительно проблема Украины. У нас хватит мудрости, ума без такого рода помощи разобраться в этих вопросах.

Спасибо.

 

– Виктория Шестоперова, «Столичные новости». Кое-кто сейчас утверждает, что в Украине сейчас анархия. В связи с этим хочу спросить Вас как человека, который с уважением относится к истории, как Вы оцениваете фигуру и деятельность Нестора Махно?

В. ЮЩЕНКО

– Я откровенно Вам скажу, я не вижу связи между ситуацией в 1917 г. и 20-х годах с той ситуацией, которая есть в Украине сейчас. Я понимаю, что журналисты любят подбирать не всегда сладкие слова, чтобы охарактеризовать тот или иной процесс. Но хочу высказать свою убедительную позицию в этом.

Я не идеалист и понимаю, что демократия не делается за один день. Я хорошо понимаю, что революция не приносит изменений, а революция приносит шансы. Я думаю, для того, чтобы много вызовов, которые нужно принять украинскому обществу, лежат не в плоскости проблемы отношений группы политиков с другой группой политиков. Очень важно, чтобы позиция по тем или другим вопросам, мнение в отношении той или другой цели или стратегического приоритета прошла через сердце каждого человека. Чтобы человек акцептовал, что это моя страна. Не стыдиться своего языка, истории, названия, гордиться тем, что мы украинцы, что у нас есть суверенное государство и любой, кто хочет нас поучать или посягает на ее суверенитет, это не те стороны, действиям которых мы аплодируем.

Другими словами, я понимаю, что понятие «гражданин», это понятие, которое формирует определенный уровень системы ценностей и готовность эти ценности защищать. Это не то, что происходит в рамках какой-то одноминутной акции. Нам долго надо идти, чтобы воспитать правильного политика. Была такая культура политики, что честь была не в почете. Мысль об Украине была не в почете. Те люди сидели в тюрьмах за то, что они мечтали о свободной Украине. Я знаю, что сегодня во власти есть многие люди, которые принадлежат к другому поколению. Они извлекли свои уроки еще из тех времен, другими они не будут. Это такой вызов украинского общества, украинского поколения. И потому я убежден, что здесь нужно, чтобы у нас очень не чесались руки по поводу того, как кого-то положить на лопатки. Только через уважение, через понимание друг друга мы можем сохранить в обществе солидарность. Все остальное – игнорирование, пикетирование сил Востока или Запада – это бесперспективное действие.

А то, что Украина за эти годы сделала многое с точки зрения становления права, это вещь очевидная. Конечно, этого недостаточно. Но мы живем в стране, где есть Конституция, высшие органы власти, система управления, которая, может, и не безупречна, но убежден, что вещи, которые сегодня сформулировали политический кризис, это вещи, которые относятся, скорее всего, к политическому поведению.

 

И.ВАННИКОВА

– Еще записка из зала.

«Не рассматриваете ли Вы нынешние действия коалиции в Верховной Раде как скрытое ведение избирательной кампании и улучшение собственного рейтинга? Тернопольская ОГТРК».

В.ЮЩЕНКО

– В полемике с Премьер-министром я приводил такой аргумент. Еще раз скажу, мне легко комментировать свое решение с точки зрения политической целесообразности, так как Партия регионов, как она свидетельствует, сегодня имеет устойчивый рейтинг, позиция у нее сохраняется такой, как она была. Другими словами, решение Президент принято не в момент, когда партия власти «падает» и тогда можно было бы обвинить Президента, что он подыгрывает будущим политическим результатам. Нет. Скорее, наоборот.

Мы говорим о том, что в 90% случаев проведения досрочных выборов, например, на Западе, эти выборы инициирует партия власти. Она сильная, она все делает правильно, есть согласие с нацией, есть ресурсы несколько другие, чем в оппозиции, для ведения избирательной кампании. Тогда у меня возникает вопрос, почему же тогда такое упрямство, такая боязнь проведения досрочных выборов? Почему факт очищения воспринимается так больно? Очевидно, за этим стоит не только политическая целесообразность. На мой взгляд, в момент, когда была «попрана» Конституция, когда пошатнулась наша вера в верховенство права, как раз в этот момент мы должны объединиться и сказать: единственным акцептом выхода из ситуации могут быть досрочные выборы.

Досрочные выборы – это не трагедия. Я не хочу приводить примеры стран Европы, где досрочные выборы проводятся чаще, чем регулярные выборы. Нет драмы, если они проходят демократически, если они побуждаются демократическими процессами. И то упрямство, которое существует сегодня, очевидно, говорит о другом: натворили те вещи, которые дискредитируют поведение определенных политических сил. Поэтому есть такое нежелание идти на выборы. Хотя выборы состоятся, безусловно и без сомнения.

А то, что сегодня для кое-кого политическая избирательная кампания уже началась, формально или неформально, очевидно, так.

 

– Леся Падалка, «Газета по-киевски». Виктор Андреевич, время от времени ширятся слухи о возможном введении чрезвычайного положения. Скажите, возможно это или нет и при каких условиях.

И второй вопрос о предложенном Вами обновлении состава Верховной Рады. Скажите, принимаете ли Вы участие в составлении списков «Нашей Украины» и увидим ли мы там новые лица, или там будут такие люди как Ивченко, Порошенко и другие старые, известные нам лица?

В. ЮЩЕНКО

– Хочу большими жирными буквами сейчас написать: силового варианта в Украине не будет. Мы страна, которая расположена в центре Европы и живет по демократическим законам. И мне приятно отметить, когда я недавно был на тренировках подразделения «Альфа», что я горжусь тем, что эти ребята никогда не были задействованы в противостоянии со своим народом. Я не тот Президент, который даст команду этим ребятам выступить против своей нации. Поэтому я не хочу комментировать любые заявления о чрезвычайном положении или силовом противостоянии.

Я собрал правоохранителей и сказал: перед вами есть две задачи. Задача первая – быть вне политического процесса. Вы плохие политики, поэтому вас лучше не допускать к решению политических проблем. Вы хорошие специалисты своего дела, поэтому делайте свое дело, не бросайте людей на амбразуру. И когда по непонятным причинам в Правительство было завезено 300 ребят из «Беркута», я сразу задал вопрос: кому там страшно? Кого надо защищать? В чем проблема? Обратитесь, пожалуйста, в Секретариат Президента, посмотрите на Банковую. На этой улице не будет стоять ни одного человека с оружием. Я дал указание министру внутренних дел вывести из Киева людей с оружием. Подчеркнул, что если на улице будет стоять вооруженный человек, вы должны нести прямую политическую ответственность, что эти люди, которые стоят по другую сторону улицы, эмоционально будут оценивать это совсем противоположно. Так как это силовое вмешательство в решение политических дел. Это одна часть.

Вторая часть. На ваших плечах прямая ответственность за порядок. Общественный порядок должен быть обеспечен. Это ваша прямая функциональная обязанность. Это я говорю каждый день, когда встречаюсь с силовиками. И я выхожу с этих совещаний с пониманием того, что люди понимают, что они живут уже не в стране 2000 года, когда пьяный министр внутренних дел боялся дать подразделениям расписки, в том числе, внутренним войскам. А это люди, которые осознают, что на их плечах лежит ответственность за применение или неприменение силы с целью защиты порядка. И все.

Поэтому я хотел бы снять все вопросы, которые касаются действий правоохранительных органов. Они будут исключительно в действующем поле Конституции и законов. Никакого противостояния между органами правопорядка также нет и никогда не будет.

– Был еще вопрос о списках «Нашей Украины» и обновлении Верховной Рады.

В. ЮЩЕНКО

– Ну вы понимаете, что сейчас не время формирования списка как для меня, я имею в виду, как для Президента. Сейчас для меня есть намного более важные вопросы, как наполнить этот политический процесс конструктивизмом и четким видением перспективы полного урегулирования этого момента. Но я убежден, что в ближайшие дни будет жаркая пора, когда каждой политической силе придется, принимая решение по формированию списков, принять новые принципы.

Я убежден в том, что список, например, той партии, о которой я могу говорить во время нашего разговора, то есть «Нашей Украины», должен быть радикально обновлен. Радикально. Там должны быть лица, которые должны восприниматься обществом «на ура». И это люди, которых общество понимает, поддерживает, которым оно доверяет. Здесь не вопрос в том, что список формируется против кого-то. Список формируется для того, чтобы максимально гармонизировать с общественным мнением. И собственно о таких выводах я уже неоднократно говорил на встрече с моими партийными коллегами из «Нашей Украины».

– РИА «Новости», Евгений Гаврилов. Виктор Андреевич, только что Вы снова заявили, что Украина в состоянии справиться с конфликтом самостоятельно. Означает ли это, что Вы полностью исключаете привлечение международных посредников, как это было во время президентских выборов?

И второе. Понятно, что ситуация в Украине для Вас приоритетная, но все-таки, когда будет визит в Москву?

В. ЮЩЕНКО

– С Владимиром Владимировичем [Путиным] я говорил, кажется, дня 4 назад. И речь шла, в том числе, о визите. Мы с пониманием отнеслись к тому, что мой визит надо перенести в связи с обстоятельствами, которые сложились 2апреля. Мы находимся в хорошем диалоге. За прошедшие 5-6 дней у нас было несколько разговоров. Я поддерживаю активные контакты, общение, и моя цель – донести характеристику и свою оценку политической ситуации внутри страны. Кстати, это я делаю и с руководителями всех политических институтов Европы, с президентами стран Европы и мира. Я вижу это как одну из своих функций, так как руководители государств должны знать из первых уст особенности политического процесса в Украине.

Что касается привлечения третьих сторон к урегулированию, я хотел бы сказать, что я не исключаю такую возможность. Но хотел бы высказать определенный порядок, когда такая возможность может быть. Убежден, что сегодня украинская нация, политики должны сформировать свою часть диалога, который нужно пройти.

Помню, как в 2004 г. мы обращались за этим, с нами никто не хотел говорить. Президент убегал, Премьер убегал, представители власти на собрание политических сил не приходили. У нас была потребность этого диалога. А для кого-то нужно было, чтобы на Крещатике пролилась хотя бы одна капля крови для того, чтобы задействовать дальше все силовые сценарии. Нас это не устраивало. Мы не хотели этого, но нам нужен был диалог. Как тогда заставить власть сесть за стол переговоров? Только третьей стороной.

Сегодня я говорю, что я открыт к переговорному процессу. Я нахожусь в нем каждый день. Я встречаюсь с любыми группами, которые представляют ту или другую политическую силу, неправительственные организации или авторитетных людей Украины и т.д. Моя цель – насколько Президент может быть причастным к урегулированию этого конфликта, настолько Президент будет задействован.

Но очень важно здесь не переборщить, так как нам не надо игнорировать парламентские силы. Они должны говорить свое слово, они должны быть призваны к столу переговоров, безусловно, как и все другие институты. Кроме того, я хочу, чтобы не было разрыва в связях, в понимании, оценках, которые складываются в высшей и региональной власти. Я общаюсь с председателями районных, областных администраций только с одной целью: коллеги, вы украинцы, у вас есть гордость, вы должны смотреть на этот процесс как люди ответственные, а не люди, которые находятся под тем или другим покровительством. А люди, которые должны как власть, как государственные служащие, слуги народа нести ответственность за вариант. А для этого надо иметь общие оценки.

Поэтому я сказал бы так, что сегодняшний этап таков, что украинская власть открыта для переговорного процесса. Я прежде всего говорю о стороне Президента.

Во-вторых, я очень признателен всем международным сторонам, главам государств, которые сегодня уже высказались за то, что они готовы представить свои возможности по урегулированию политического кризиса в Украине.

Дальше я думаю, что надо принять солидарное решение сторон конфликта о формате и времени международной помощи. На мой взгляд, наиболее корректно было бы использовать международную политическую помощь тогда, когда снята правовая проблематика вопроса и остается поле для политического решения. И при формировании политического решения здесь очень важно, чтобы была третья сторона. Она как раз, в этом случае, цементирует это решение, побуждает на более высокие и серьезные обязательства.

Спасибо.

– Максим Драбок, Первый национальный. Господин Президент, в последнем интервью газете Die Welt Вы сказали, что перед моментом проведения досрочных выборов надо внести определенные изменения, в том числе и законодательные. Какие это изменения и как их можно внести, если Верховная Рада распущена? Вы сказали в интервью, что есть механизмы, но не сказали какие именно. Спасибо.

В. ЮЩЕНКО

– Я не сказал и сейчас не могу сказать, так как это, по сути говоря, и часть пакета, который я передал Премьер-министру. Пакет дает ответы на то, что стороны могут объясниться в том, чтобы провести демократические выборы, а для этого надо сделать всю необходимую подготовку к этих выборам, надо внести изменения в законодательство.

Например, начиная с проблемы финансового обеспечения. Проблема не в том, что нет средств, средства есть. Но, к сожалению, ни Конституция, ни Закон не выписывает, как действовать в таких ситуациях.

Сегодня для обеспечения финансовой поддержки выборов средства есть. Резервный фонд, предусмотренный на внеплановые мероприятия, имеет в сумме 350 млн. грн. Для того, чтобы провести выборы, нам, думаю, будет достаточно около 280-300 млн. Но есть процедура, которую надо использовать, чтобы формализовать такие решения. Или через институт СНБО, или через другой способ, но к этому пониманию надо прийти.

Я одобрительно отношусь к тем шагам, которые уже после Указа сделали в парламенте, хотя они и не легитимны. Но эмоционально я их высоко оцениваю, в том числе, выведение из коалиции людей, которые неправовым методом зашли в коалицию. Хотя все понимают, что это не ответ на ту проблему, которая была рождена в стенах парламента. Скорее всего, речь идет об изменениях в закон о статусе народного депутата и формировании таких обстоятельств, которые бы не допустили отката к тем позициям, которые были еще в марте в украинском парламенте.

Кризис – в данном случае я имею в виду, прежде всего, политический кризис – это не всегда плохо. И это далеко не трагедия. Убежден, что сегодняшний кризис уже дал возможность открыто, глаза в глаза говорить о том, что нам нужна единая рабочая группа по внесению изменений и дополнений в Конституцию. Когда это так было сказано? Это было сказано несколько дней назад. Что стране нужен императивный мандат. Об этом говорят уже все: и Премьер-министр, и Председатель Верховной Рады, все. Но 10 дней назад этого не говорили. О новой редакции Закона о Кабинете Министров, который был куплен, а сегодня его надо пересмотреть. Уже говорят все и по несколько раз, что стороны готовы его просмотреть. Мы говорим о законе об оппозиции. Сегодня есть готовность рассматривать этот закон. Скажите, пожалуйста, не следует ли оценивать эти нюансы кризисного состояния как обстоятельства, которые дают нам возможность принять решения, которые при других обстоятельствах мы бы никогда не приняли?

Я понимаю, какой ценой это дается, сколько проблем, рисков возникает вокруг этого. Но давайте не забывать и другое и смотреть на это не только эмоционально. Я убежден, что журналисты, люди, которые доносят мнение до миллионов людей, должны формулировать у читателя мнение о том, что Украина должна не только уроки извлечь из кризисной ситуации в парламенте, но и сделать выгоды, которые не удавалось сделать раньше.

Поэтому я сказал бы так. Пакет, который я предложил Премьер-министру, – безусловно, неотъемлемой частью переговоров я считаю и парламентские политические силы, – это пакет, который дает ответ на Ваш вопрос.

Повторяю. Извините, я не могу сейчас на него ссылаться, поскольку в моем понимании это не просто авторский продукт, это рабочий продукт, на который бы я хотел получить реакцию, сформировать определенные компромиссные взгляды, а потом уже в таком виде, который бы отвечал духу и позициям двух сторон, например, обнародовать и сказать, что это план урегулирования политического кризиса в Украине.

Спасибо.

 

 

– Наталия Стамбула, Черноморская ТРК, АР Крым. Господин Президент, вчера Вы назначили Геннадия Москаля заместителем Секретаря СНБО. Прокомментируйте, пожалуйста, это назначение. Почему оно состоялось именно сейчас, в условиях обострения политического кризиса? Означает ли это, что Вы укрепляете Совет нацбезопасности своими людьми?

Спасибо.

В. ЮЩЕНКО

– Я высоко ценю профессиональные способности Геннадия Геннадиевича [Москаля]. Поэтому, если Вы наблюдаете за его карьерой, то это карьера человека, который очень часто находится в важных точках государственной или политической деятельности. Я этого не скрываю.

Что касается СНБО, я исхожу из того, что этот орган должен быть полноценным и функциональным. Этот орган должен принимать основные стратегические решения, которые касаются политической жизни страны, основ национального курса, как внутреннего, так и внешнего. Другими словами, это единственное место в стране, где за круглым столом собираются прокурор, руководители судебной системы, Правительство, парламент, Президент, представители власти, третьих сил. Другого места просто в государстве нет. Глубоко убежден, что есть группа вопросов, которые принадлежат исключительно к компетенции СНБО. И потому я убежден, что чем шире будет привлечено украинское общество, система власти в целом, разных ветвей власти, к работе СНБО, от этого действенность этого института только выиграет. И потому те усилия, которые я предпринял за последние полтора месяца, были направлены на укрепление аппарата СНБО, расширение его профиля, формирование рабочих групп соответствующими высокими специалистами. Я этого не скрываю.

Я не исключаю того, что и в ближайшее время будут приняты решения, которые будут продолжать такую позицию.

И. ВАННИКОВА

– Уважаемые коллеги, к сожалению, время неумолимо, я зачитаю последний вопрос сегодняшней пресс-конференции.

«Уважаемый Виктор Андреевич, в определенной мере Вас можно назвать духовным отцом нации. Скажите, пожалуйста, как Вы считаете, каким отцом Вы являетесь для своих детей в своей семье.

С уважением, Валентин Цимох, газета «Жизнь».

В. ЮЩЕНКО

– Спасибо «Жизни» за то, что такой вопрос дали для эмоций.

Знаете, я думаю над этим вопросом так же, как и каждый из вас, у кого есть дети. Думаешь о том, что ты им оставляешь, что ты хотел бы им оставить. Я хотел бы своим детям оставить Украину без тех проблем, с которыми столкнулся я как гражданин и Президент этой страны. Я хотел бы, чтобы после меня они увидели лучшую страну. Если говорить персонально, то больше всего, что я хотел бы им передать, это честное имя отца. И мне чрезвычайно приятно, когда моя младшая дочка, которая еще буквы знает, но еще не читает – у нее то начнется чтение, то через два-три дня она забывает чтение, словом, буквы усвоила все, но читать еще не умеет, – помню, едем недавно по Киеву с ней, и за спиной у меня сидят Софийка, Кристинка. Тинка смотрит на улицу, увидела одну афишу и говорит Софийке: «Софийка, посмотри, там написано «Ющенко». А Софийка смотрит и говорит: «Нет, там не «Ющенко» написано». – А что там написано? – Это герб Украины.

Мне приятно, что у моего ребенка есть такая эмоция. Она не знает, как пишется фамилия «Ющенко», но почему-то она ассоциирует его с символом малого герба. Я откровенно скажу, меня это очень трогает.

Спасибо за внимание, счастья вам, очень признателен за диалог.

Спасибо.

И. ВАННИКОВА

– Благодарим, уважаемые коллеги, за интересные вопросы. Спасибо всем.

Источник: www.president.gov.ua