Имя:
Пароль:

На печать

Моника Згустова. Буш, Путин и новый раздел Европы (El Pais, 2 июля 2007 г.)

Во времена – как сейчас кажется, давние – когда красный флаг реял над Кремлем, русские оценивали собственное место в мире исходя из значимости своих врагов. Чем могущественнее был внешний враг, тем сильнее чувствовали себя как правители, так и граждане России. В этом смысле холодная война, в которой тогдашний Советский Союз наряду с Соединенными Штатами играл главную роль, была для русских эпохой славы. Владимир Путин, наиприлежнейший ученик школы холодной войны, сегодня – верный последователь ее методов.

В 2001 году, на первой встрече с президентом США, Путин позаботился о том, чтобы произвести впечатление на собеседника, а с ним и на значительную часть Запада, показав себя человеком открытым и достойным доверия. Ему настолько удалась эта роль, что Буш сказал, что видел "душу" Путина и это душа человека, заслуживающего доверия. Шесть лет спустя, в выступлении, посвященном Дню Победы над нацизмом (9 мая), российский президент сравнил Соединенные Штаты с "третьим рейхом". Через несколько недель, в ходе подготовки к июньскому саммиту G8, он показал клыки и Европе, пригрозив снова направить на нее российские ядерные ракеты.

Что изменилось за эти шесть лет? Россия имела дело с Европой, нуждающейся в ее энергетических ресурсах, и в этом отношении держала Европу в страхе, играя с ней, как кошка с мышкой. Да, Россия действует решительно: продает оружие Ирану и Сирии и использует природные ресурсы для демонстрации собственной власти. Кроме того, ее антиамериканизм крепчает. "В следующий раз победа будет за нами", – так недавно выразил это чувство один российский государственный телеканал. Запад, со своей стороны, встревожен авторитарным поведением России, постоянно повышающей тон ее угроз.

В попытке успокоить российские умы американский президент пригласил Путина в свою резиденцию в штате Мэн. Однако маловероятно, что Путин на этой встрече даст себя успокоить – весьма вероятно, что российский президент будет недоволен, раздражен и агрессивен. Его раздражение вызвано расширением НАТО до российских границ и прозападной "оранжевой революцией" на Украине в 2004 году. Но, прежде всего, он чувствует себя оскорбленным из-за противоракетного щита, который Соединенные Штаты планируют разместить в двух странах бывшего Варшавского договора.

Безусловно, администрация Буша затеяла установку этих элементов оборонного щита, воспользовавшись явно проамериканскими настроениями стран так называемой "Новой Европы" и по обыкновению навязав свое решение без должной дипломатичности. Кондолиза Райс действовала в той же манере, отвечая на российские протесты словами: "Пусть говорят, что хотят, мы все равно продолжим осуществлять наши планы". Для российского президента проект противоракетного щита на территории, ранее принадлежавшей двум сателлитам Советского Союза, стал каплей, переполнившей чашу. Воспользовавшись тем, что Россия стала богатой благодаря ценам на нефть и растущей зависимости Европы от этих поставок, а также ослаблением американских позиций из-за войны в Ираке, Путин начал распространять свой авторитаризм из России на отношения с Западом.

Может ли снова разразиться холодная война? Еще недавно казалось, что этот вопрос навсегда сдан в архив. Однако, когда некоторое время назад группа иностранных журналистов спросила Путина, какие шаги он намерен предпринять, чтобы продемонстрировать свое отрицательное отношение к развертыванию противоракетного щита в Польше и Чехии, он ответил: "Какие это шаги? Конечно, у нас должны появиться новые цели в Европе". Несколько дней спустя он охарактеризовал новейшую российскую ядерную ракету как "ответ империализму". Этими словами он подтвердил, что намерен вернуться не только к риторике холодной войны, но к методам и стратегии целой эпохи, которая, казалось, была погребена 18 лет назад под обломками Берлинской стены.

Речь идет не просто о единичном высказывании, вызванном досадой. Нет. Это послание подтверждено комментариями российского генерала и заявлениями пресс-службы Кремля. Ситуация хрупкого равновесия холодной войны, основанного на осознании того, что при запуске ракеты одной стороной другая отплатит той же монетой, может повториться с гораздо более сложными и усовершенствованными ядерными ракетами.

Россия, таким образом, стремится к холодной войне, обеспечивавшей ей самоуважение в прошлом, когда она считала себя могущественной империей, одним из двух полюсов биполярного мира. Такая позиция силы нравится в России как армии и ее руководству, так и экономически могущественным группам и населению в целом. Не следует забывать и о том, что идея сильной России предостерегает азиатские республики от соблазна сепаратизма.

Сегодняшняя авторитарная и разбогатевшая Россия стремится восстановить утраченные гордость и могущество. Пока что она кичится ими, прибегая к агрессивной и заносчивой риторике, направленной против Запада, ее бывшего врага, которого сейчас она пытается восстановить в этой роли. Если до недавнего времени Россия была для Запада источником беспокойства из-за своей непредсказуемости, сейчас озабоченность вызывает ее достаточно предсказуемая воинственность.

Несмотря на то, что Россия внушает страх, Европа не должна позволять запугивать себя ни ей, ни Соединенным Штатам. Обе страны преследуют в Европе собственные интересы – как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе – и обе пользуются отсутствием европейской сплоченности, руководствуясь принципом "разделяй и властвуй": американцы – размещая свой вызывающий беспокойство и при этом бесполезный противоракетный щит в двух странах "Новой Европы"; русские – отдавая предпочтение при продаже своих энергетических ресурсов то одной, то другой стране.

До настоящего времени европейцы соглашались на эту опасную игру: Германия со своим нефтепроводом по дну Балтийского моря, Венгрия с нефтепроводом через Балканы. Однако в сложившейся ситуации любая близорукая стратегия Европы может со временем обернуться катастрофой. Евросоюз должен по-настоящему объединиться и противостоять всем этим попыткам разделить его, если не хочет пасть в борьбе за власть между соперниками, не склонными церемониться.

Моника Згустова – писательница, ее последний роман – "Тихая женщина" (La mujer silenciosa, издательство Acantilado)