Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Политический журнал » №31, 2007

Двусмысленное согласие

Шамсудин МАМАЕВ

altСудьбоносная встреча 5 ноября президента США Джорджа Буша с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом, на которой должен был решиться вопрос турецкого вторжения в Ирак и которую с затаенным дыханием ждал не только Ближний Восток, но и весь мир, прошла весьма буднично и с неопределенным результатом. Правда, Джордж Буш признал курдских боевиков «врагами Турции, свободного Ирака и Соединенных Штатов» и пообещал впредь передавать турецкой армии разведывательную информацию о них, но вот по вопросу, сумел ли он тем самым предотвратить турецкое вторжение в Иракский Курдистан, мнения разделились. Да, считает большинство западных журналистов после пресс-конференции Джорджа Буша. Но турецкие журналисты с этим не согласились: оказывается, Эрдоган, покинув Белый дом, сказал им, что он «счастлив», и «слава богу, мы получили, что хотели». После чего они тут же пришли к выводу, что Буш втихую все же дал согласие на турецкую военную акцию – ведь именно этого ждет от него вся Турция. «Все сказали, что мы правы, и никто не сказал, что мы не должны начинать военную операцию», – выразил это общее мнение один из турецких колумнистов. В результате националистическая «Харриет», правоцентристская «Миллиет», либеральный «Радикал» – все они вышли 6 ноября с шапками, кричавшими о том, что Турция получила от США «зеленый свет» на проведение военной операции, и отсчет времени начался.

Однако на деле все не так просто. Действительно, как Джордж Буш, так и госсекретарь США Кондолиза Райс воздержались от прямых возражений Эрдогану относительно военной акции против укрывшихся в Ираке боевиков турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК), однако это как раз тот случай, когда молчание означает отнюдь не согласие. Просто Вашингтон, давший Тель-Авиву «зеленый свет» на вторжение в Ливан, когда «Хезболла» захватила в плен двух израильских солдат, уже не может заявить о недопустимости подобного поведения своему союзнику по НАТО, потерявшему за последний месяц от рук террористов РПК четыре десятка солдат убитыми и восемь захваченными в плен. Но за глаза Вашингтон говорит об этом достаточно часто – госпожа Райс, например, прямо на борту своего самолета, летевшего в Анкару, заявила журналистам, что турецкое вторжение в Северный Ирак будет не в интересах НАТО. Однако при этом Вашингтон упорно отказывается взять на себя борьбу с курдскими террористами в Ираке – по крайней мере Джордж Буш на своей пресс-конференции после встречи с Эрдоганом не выказал никакой готовности к этому. Так что если созданная на этой встрече трехсторонняя турецко-американская комиссия (она состоит из вторых лиц турецкой и американской армий и командующего американскими войсками в Ираке) действительно нужна Анкаре для борьбы с террористами РПК, то Вашингтону, похоже, она необходима в первую очередь для того, чтобы постоянно быть в курсе турецких намерений. И чтобы затем разного рода ухищрениями блокировать турецкое вторжение в Иракский Курдистан. (Что, как представляется, и произошло на этот раз в Вашингтоне.) Конечно, не только и не столько словами, сколько различными паллиативами. Что отчасти произошло и сейчас – например, стоило турецкому премьеру вылететь в США, как боевики РПК отпустили на свободу всех восьмерых захваченных ими турецких военнослужащих. Отпустили якобы под давлением иракского правительства, что позволило Вашингтону тут же приветствовать этот успех как наглядное свидетельство того, что иракско-турецкие переговоры, которые за несколько дней до этого кончились провалом, все же принесли конкретные результаты и поэтому должны продолжаться. А турецкая сторона признала, что освобождение военнопленных улучшило атмосферу переговоров. После чего Джордж Буш тут же обозначил, что не стоит туркам форсировать свое наступление: «Я дал ясно понять премьер-министру, что мы намерены самым тесным образом сотрудничать с ними в решении этой проблемы. И первый шаг должен заключаться в том, чтобы наладить обмен разведывательной информацией. Хорошая информация в реальном времени сильно облегчит ее решение».

Поскольку турецкая армия самостоятельно воюет с курдскими боевиками уже четверть века и более двух десятков раз вторгалась в Иракский Курдистан, то сомнительно, чтобы она так уж сильно нуждалась в американской развединформации. Но сейчас, когда в Иракском Курдистане появились собственное правительство и собственные вооруженные силы (пешмерга), она очень нуждается в американской политической поддержке. Ибо 29 октября этого года президент Иракского Курдистана Масуд Барзани предупредил Анкару, что любое вторжение турецких войск на курдскую территорию будет рассматриваться как объявление войны. А это значит, что стотысячному экспедиционному турецкому корпусу будут противостоять уже не только 3,5 тыс. партизан РПК, но и 80 тыс. бойцов курдской пешмерги. И сегодня только Джордж Буш может приструнить Барзани. Но он явно не спешит этого делать.

Загадка РПК

Уже не один наблюдатель, анализируя события в Иракском Курдистане, отмечал, что бойцы РПК очень хорошо экипированы и вооружены. А также что Масуд Барзани покровительствует им, хотя всячески отрицает это. Кроме того, известно, что Барзани получает от американцев оружие для вооружения своей пешмерги – отсюда у наблюдателей уже давно возникло подозрение, что боевики РПК тоже каким-то образом вооружаются за счет арсеналов американской армии. Как это происходит на деле, так никто и не выяснил, но летом этого года военная инспекция обнаружила, что только за 2004 и 2005 гг. в Ираке бесследно исчезли 110 тыс. «калашей» и 80 тыс. пистолетов, выделенных на обучение и вооружение иракской армии. Отвечал за это дело нынешний командующий американскими войсками в Ираке генерал Дэвид Петреус, профессионал по части специальных операций. Поэтому ему сам бог велел вооружать курдских боевиков.

За три дня до встречи Буш – Эрдоган в Стамбуле прошла конференция по Ираку на уровне глав МИД стран – соседей Ирака, постоянных членов СБ ООН и членов G8. Она была призвана найти пути решения иракского кризиса, но, рассматривая вопросы долгосрочного развития Ирака, участники встречи в Стамбуле невольно выступили в роли пожарной команды, призванной не допустить возникновения очага нового конфликта в Иракском Курдистане. Характерно, что помимо США подобные же усилия предпринял Иран: премьер-министр Ирака Нури аль-Малики лично попросил главу МИД Ирана Манучехра Моттаки «помочь разрядить пограничный кризис». Тегеран предоставил ему развединформацию о боевиках РПК, которая показывала, что они, опасаясь турецкого вторжения, передислоцируются из Иракского Курдистана на территорию Иранского Курдистана. Но Нури аль-Малики не смог ничего предпринять – вмешалась администрация США. Причина проста: в отличие от иракского премьера-шиита, ЦРУ рассматривает Иран как недружественное государство и поддерживает действия иранского крыла курдских боевиков (PJAK) на границе с Ираном. Другими словами, Вашингтон рассматривает иранское (и сирийское) крыло курдских боевиков как борцов за свободу и, соответственно, предоставляет им оружие, снаряжение, деньги и т.п. Что же касается турецкого крыла (РПК), то они ведь номинированы как террористы чисто теоретически: как все курды, они настроены к американцам весьма дружелюбно и никаких терактов против них не совершают. Кроме того, все курдские боевики рассматривают себя прежде всего как бойцов за единый Курдистан, входят в одну «зонтичную» организацию и, как правило, приходят на выручку друг другу. «Раздел Курдистана идет нам на пользу», – сказал недавно журналистам брат сидящего в тюрьме лидера РПК Абдуллы Оджалана, объяснив, что благодаря этому боевики РПК могут легко уходить от преследования на другую территорию. Другими словами, на деле американцы не только не борются с боевиками РПК, но, возможно, даже финансируют их операции в сопредельных Иране и Сирии.

Подводя итог анализу переговоров в Стамбуле, можно сказать, что их результатом является то, что Вашингтон, похоже, все же сумел переиграть Эрдогана и отсрочить назревавшую крупномасштабную военную операцию со стороны Турции. Хотя никаких объективных признаков того, что Анкара уже приняла решение, пока нет – турецкая ударная группировка по-прежнему стоит у границ Иракского Курдистана. Но ждать ей осталось недолго, максимум пару недель – традиционно с приближением зимы перевалы в горах становятся непроходимыми, боевая активность боевиков РПК резко падает, и многие из них уходят в города. Тогда Вашингтон и Эрбиль смогут вздохнуть с облегчением: первый – потому что сумел избежать дестабилизации единственно здоровой части Ирака, второй – поскольку сможет заняться проведением референдума по Киркуку и расширением курдской автономии. Проблема, однако, в том, что туркам подобное поведение с каждым годом нравится все меньше – с их точки зрения, Америка, поддерживая создание курдского государства, жертвует жизненно важными интересами Турции.

Как турки разлюбили янки

Еще недавно Турецкая Республика была западной витриной в исламском мире: многопартийная демократия с полувековым стажем, светский режим, членство в НАТО, приглашение на вступление в ЕС. Однако в 2002 г. к власти здесь пришли исламисты из Партии справедливости, а в турецком общественном мнении внезапно появилась антиамериканская динамика – если в 2000 г. американской внешней политике симпатизировали 52% граждан Турции, то в 2002 г. их число упало до 30%. В этом году светские силы попытались было остановить исламистов, но потерпели полное поражение – причем как на парламентских, так и на президентских выборах. Может быть, потому, что сегодня американскую внешнюю политику осуждают уже 83% турок, а поддерживают всего 9%. (Для сравнения: в России соответствующие цифры составляют 48% против 41%.) Это значит, что среди 47 стран мира, опрошенных Pew Research, самую низкую поддержку американская внешняя политика имеет именно в Турции. А последним криком антиамериканской турецкой моды является сейчас фильм «Долина волков», в котором американские солдаты стреляют мирных иракцев, чтобы продавать их органы врачам-евреям.

Учитывая, что Турция уже более полувека находится в союзе с Америкой, имеет процветающую экономику и нормально функционирующие институты демократии, подобный резко антиамериканский сдвиг общественного мнения выглядит достаточно странно. Неудивительно, что американские и турецкие политологи уже предлагают всякого рода версии относительно его причин. Практически все они указывают, в той или иной комбинации, на курдский фактор. Ибо для Турции, которой Рабочая партия Курдистана (РПК) объявила партизанскую войну еще в 1983 г., курдский вопрос еще более болезнен, чем чеченский для России. После ареста в 1999 г. главы РПК Абдуллы Оджалана наступило перемирие, и Анкара очень боялась, что вторжение американцев в Ирак вновь пробудит «курдское лихо». Тем более что в части курдского вопроса Турция Западу не доверяла – США завершили первую войну в Заливе созданием независимой от Багдада курдской автономии, а ЕС через шесть лет отказался признать Турцию кандидатом на вступление из-за нарушения ею прав курдов. И своим нежеланием пропустить американские войска в Северный Ирак Анкара более чем ясно просигналила о своих курдских озабоченностях. Увы, Америка не только не прислушалась к мнению Анкары, но и поступила самым вероломным по отношению к ней образом: войдя в Ирак, она вступила в союз с курдами и стала всячески укреплять ею же созданную в 1991 г. курдскую автономию.

И «лихо» пробудилось – РПК, опираясь на базы в Иракском Курдистане, возобновила свою партизанскую войну в Турции. Что в результате? «Курдский вопрос вынес антиамериканские чувства элит на публику и возбудил националистические реакции. Сегодня почти все в Турции – конечно, мы включаем сюда и интеллектуалов – считают, что Вашингтон поддерживает создание курдского государства в Ираке. Те же, кто не верит, что Вашингтон это делает нарочно, тоже думают, что, в конечном счете, американская политика приведет именно к этому», – пишет Омар Таспинар, турецкий эксперт Brookings Institution. Так что по весне, после того как Киркук с его 40% иракской нефти окажется в составе курдской автономии, стоит ждать нового падения американского рейтинга в Турции (хотя куда уж ниже!) и нового обострения ситуации на турецко-иракской границе.

Архив журнала
№2, 2010№1, 2010№5-6, 2009№3-4, 2009№1-2, 2009№13, 2008№12, 2008№11, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№34, 2007№33, 2007№31, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба