Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Политический журнал » №31, 2007

Впереди «паровоза»

Константин КАТАНЯН


На каком посту продолжит свою политическую деятельность Владимир Путин? Ответ на этот вопрос волнует всех: политиков, поддерживающих действующего президента, его оппонентов, политологов, предлагающих различные сценарии, журналистов, анализирующих возможные кадровые перестановки после президентских выборов 2008 г. Однако почти все признают, что решение самого Путина может оказаться абсолютно непредсказуемым.

Возглавив одну из политических партий, участвующих в выборах депутатов Государственной думы, Владимир Путин сильно осложнил жизнь другим партийным лидерам, которые очень хотели бы заманить первое лицо государства в свои ряды, но так и не сумели этого сделать. Самое большое разочарование наблюдается в стане тех сторонников президента, которые рассчитывали получить политические дивиденды от своей близости с самым популярным политиком России.

В одной из партий начались разброд и шатание. Из верхушки ее списка исключили одного кандидата, второго и вовсе выгнали из партии, не простив ему предательского предложения самораспуститься. Другая партия, рассчитывавшая извлечь прямую выгоду из сложившейся ситуации, вообще не допущена до участия в выборах. А лидер третьей продолжает делать хорошую мину при плохом рейтинге, заведомо зная, что его объединение не имеет шансов преодолеть 7-процентный заградительный барьер и провести своих кандидатов в нижнюю палату парламента.

Несколько оживилась, как ни странно, оппозиция. Ей приходится теперь воспринимать президента как своего прямого противника на выборах. И, следовательно, на данном этапе можно использовать для борьбы с ним все не запрещенные законом приемы. Так, например, общение Путина с народом в прямом эфире резонно считать агитацией в пользу той партии, которая включила президента в свой список. По мнению оппозиции, стоило бы также оспорить в суде заявление председателя Центризбиркома Владимира Чурова о том, что глава государства не обязан уходить в отпуск на время предвыборной кампании. Наконец, есть все основания для проверки конституционности той нормы закона, которая позволяет известным политикам протащить на своих плечах в Думу маловыразительный партийный список, а затем отказаться от депутатского мандата в пользу своих «непроходных» однопартийцев.

Путин – спикер?

Губернаторов, мэров, академиков, известных деятелей культуры и искусства, которые значатся в партийных списках для проформы и не собираются работать в законодательном органе, обычно именуют «паровозами». Именно они способны привлечь внимание избирателей и вытянуть партийный список на более высокое место. Практика использования «паровозов» не нова. И на федеральных выборах, и на региональных им отводится важная роль в процессе обмана избирателей, многие из которых голосуют за популярного деятеля, всерьез рассчитывая на то, что он будет представлять интересы народа в Государственной думе или региональном законодательном собрании.

В журналистской среде таких персонажей считают «проходимцами», то есть теми, кто помогают партии преодолеть заградительный барьер, проходят вначале в парламент, а затем проходят мимо представительного органа власти, оставаясь на своих постах в исполнительных структурах либо на любимых творческих должностях, а депутатские мандаты достаются безликим вагончикам-функционерам.

Вот на какую неприглядную роль, похоже, утвердили теперь Владимира Путина. Однако никто не может быть уверен в том, что президент безропотно согласится с такой запланированной функцией и спокойно покинет партийный список после 2 декабря.

Непредсказуемость кадровых решений Путина давно уже стала притчей во языцех. Если социально-экономический курс нынешнего руководства страны весьма предсказуем, очень стабилен и довольно логичен, то каждое новое назначение на тот или иной оказавшийся вакантным пост, как правило, сопровождается гаданием на кофейной гуще. И в большинстве случаев все гадалки бывают посрамлены совершенно неожиданным назначением. Такую тактику многие объясняют опытом работы Путина в спецслужбах, где не принято заранее оповещать общественность о своих планах.

Хорошо это или плохо, каждый вправе решить самостоятельно. Некоторые эксперты считают, что тактику, пригодную для КГБ или ФСБ, не следует экстраполировать на публичную политику. Другие с ними не соглашаются, полагая, что определенная политическая интрига лишь добавляет очков тому государственному деятелю, которому удается до последнего момента держать в тайне даже свои ближайшие планы.

Мы не будем вступать в эту дискуссию, так как она не влияет на суть проблемы. Для нас важно лишь одно – продумал ли Путин свои дальнейшие поступки на несколько месяцев вперед или он намерен принимать ответственные решения в последний момент, руководствуясь не только генеральной линией, но и сиюминутными поворотами судьбы.

Так, например, дальнейшая карьера Путина может зависеть не столько от исхода президентских выборов 2008 г., в которых он не намерен принимать участия, сколько от результатов выборов 2 декабря, когда будет определен состав новой Госдумы.

Если возглавляемый президентом партийный список получит более 300 депутатских мандатов, то вполне логичным покажется решение Путина возглавить законодательную ветвь российской власти.

Напомним, что для этого победившей партии не обязательно получать на выборах более двух третей голосов избирателей. Достаточно набрать чуть более половины голосов, чтобы с учетом «премиальных» (победителю отойдет львиная доля голосов, поданных за партии, не преодолевшие чрезмерно высокий заградительный барьер) оказаться абсолютным победителем избирательной гонки. Партия, имеющая квалифицированное большинство мест в парламенте, получает возможность контролировать не только законодательный процесс, но и процедуру назначения премьер-министра, то есть реально влиять на всю исполнительную власть. Более того, две трети депутатов могут в любой момент инициировать изменения Конституции, если она перестанет устраивать парламентское большинство, или процедуру импичмента президента, который ведет себя не так, как хотела бы правящая партия.

Это, если угодно, прагматическая составляющая идеи перехода Путина на должность спикера Государственной думы. А моральная составляющая, как уже отмечалось, может быть связана с нежеланием примерить на себя имидж «паровоза», который Путину совсем не к лицу.

Находясь на должности председателя Госдумы, Владимир Путин может и в рамках действующей Конституции остаться влиятельнейшим политическим деятелем, который умело руководит парламентским большинством и при необходимости использует его для принятия федеральных законов, определяющих пути развития Российской Федерации и направляющих деятельность не только правительства, но и самого президента.

Итак, если эти аргументы будут приняты во внимание, то ничто не мешает Путину, дождавшись официального объявления результатов парламентских выборов, подписать документ о своем согласии принять депутатский мандат. Вслед за этим президент подпишет еще один документ – о назначении премьер-министра исполняющим обязанности президента России. Заметьте, этот шаг даже не потребует назначения внеочередных президентских выборов, так как к тому моменту уже могут быть назначены на март 2008 г. очередные выборы главы государства.

Никто не сомневается, что лицо, которое в декабре текущего года будет возглавлять правительство РФ, может считаться наиболее вероятным кандидатом в преемники Путина. Если же премьер-министра назначить перед Новым годом и.о. президента России, то его шансы победить на предстоящих выборах резко возрастут, особенно при поддержке только что избранной Государственной думы.

Мечта оппозиции

Нельзя, конечно, не рассматривать и другой, менее благоприятный для президента исход парламентских выборов. Предположим, что правящая партия внезапно проиграет борьбу за абсолютный контроль над Думой. Речь не идет об абсолютном поражении – преодолеть 7-процентный барьер ей под силу даже при резком подорожании продуктов и падении уровня жизни россиян. Единственный вариант, при котором столь многочисленная партия вообще не попадет в парламент, может быть связан с грубыми нарушениями правил предвыборной агитации, подкупом избирателей или перерасходом средств избирательного фонда, что является основанием для снятия списка с регистрации по решению суда. Этот вариант теоретически возможен, но практически неосуществим. Даже если нарушения будут вопиющими, явно влияющими на исход голосования. Даже если все соперники плечом к плечу встанут на борьбу с партией власти, наш независимый суд никогда не примет решения о ее дисквалификации. Трудно представить себе ситуацию, при которой Верховный суд РФ мог бы вынести такое самоубийственное решение. Разве только сам Путин внезапно покинет список, мотивируя свой демарш нежеланием оставаться в рядах политиков, запятнавших себя недостойным поведением. Впрочем, это в корне изменило бы весь расклад сил и без громкого судебного процесса. Но о таком подарке не смеет и мечтать даже самая непримиримая оппозиция. Максимум, на что она может рассчитывать, – это на внезапное озарение россиян, которые могут проголосовать против избрания Путина в Госдуму в надежде, что тогда он останется президентом РФ.

Так что придется исходить из существующих реалий, а не из несбыточных мечтаний. А в действительности поражением основного кандидата на победу 2 декабря можно считать такой исход выборов, при котором оппозиция будет иметь блокирующий пакет голосов хотя бы при принятии конституционных законов. Для этого оппонентам власти необходимо получить как минимум 151 депутатский мандат. Причем такое количество мест в парламенте должны получить представители реальной, а не театральной оппозиции. Мы умышленно не называем ни имен некоторых политиков, ни возглавляемых ими партий, так как любому мало-мальски сведущему аналитику известно, кто в действительности может отнести себя к оппозиции, а кто лишь прикрывается этим красивым термином. Надеяться на то, что партии, созданные по указке Кремля и «пропущенные» в Думу для создания иллюзии плюрализма мнений, встанут на дыбы и откажутся подчиняться своим кураторам, просто не приходится. Поэтому в расчет следует брать только те политические объединения, которые не на словах, а на деле демонстрируют способность противостоять нынешней власти. А их круг очень узок, их слабость очевидна, их шансы пройти в Думу представляются весьма призрачными.

Новый курс России

И все-таки нельзя не учитывать хотя бы теоретической возможности внезапной активности протестного электората, при которой расклад сил в новой Думе окажется совсем не таким, как того хотели бы в Кремле. В этом случае Путину вряд ли захочется возглавлять нижнюю палату парламента, которая неминуемо погрязнет в бесплодных дискуссиях и будет не способна принимать важные политические решения. В такой ситуации президент может либо занять пост главы правительства, либо вообще формально отойти от структур федеральной власти, возглавив, например, одну из крупных корпораций (допустим, нефтяную или газовую). Однако с поста премьера его могут в любой момент сместить за какой-либо просчет в экономике, а главу корпорации, как мы хорошо знаем, всегда можно подвести под монастырь, особенно если такое указание сверху начнут рьяно исполнять налоговые и правоохранительные органы.

Эксперты предлагают действующему президенту и другие привлекательные посты. Как полагает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, Путин может либо занять пост союзного президента (при условии того, что он будет таковым избран), либо возглавить какой-нибудь фонд, чтобы продолжать строить гражданское общество. Руководитель исследовательской группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин считает, что Путин рассчитывает на то, что он «все равно остается в качестве патриарха, в качестве человека, реально управляющего страной, даже если у него нет на рукаве нашивки, означающей его президентский статус». Он, конечно, заблуждается, но он так сейчас думает, заключает политолог. Заместитель руководителя президентской администрации Владислав Сурков намекнул на то, что после ухода с президентского поста Путин может стать официальным лидером – генсеком или председателем – правящей партии, сохраняя тем самым реальный контроль над ситуацией в стране. А управляющий делами президента России Владимир Кожин уже долгое время уговаривает Владимира Путина возглавить оргкомитет зимней Олимпиады 2014 г., но вряд ли такая должность удовлетворит нынешнего политика № 1.

Словом, как ни крути, а ничего более надежного и спокойного, чем пост спикера Госдумы, нельзя себе представить. Парламентское большинство тебе послушно, депутатский иммунитет тебя защищает, а роль публичного политика оставляет тебе шанс в любой момент заявить свои претензии на возвращение в Кремль.

Как же будет складываться политическая ситуация в стране, если Путин возьмет на вооружение описанный нами вариант и согласится возглавить Думу, где квалифицированное большинство голосов принадлежит его верным сторонникам?

Никаких катаклизмов в этом случае ожидать не приходится, это абсолютно ясно. Однако возможно движение в нескольких направлениях, которые хотелось бы описать.

1. Курс на парламентскую республику. На посту спикера Путин, пользуясь поддержкой электората и, по сути, назначенного им же самим Совета Федерации, может довольно быстро провести несколько новых законов, которые усиливают роль российского парламента. Так, в частности, можно узаконить контрольные функции Госдумы, признав необходимость проведения парламентских расследований, можно также внести изменения в закон о правительстве, которые официально провозгласили бы, что кабинет министров отныне формируется победившей на выборах партией. Полномочия самого премьера при этом можно расширить за счет полномочий президента, внеся незначительные поправки в текст действующей Конституции РФ. О том, как можно изменить Основной закон, сделав президента номинальной фигурой, лишенной реальной власти, «ПЖ» рассказывал еще три года тому назад (см. № 43 (46) от 22 ноября 2004 г.).

2. Курс на досрочные президентские выборы. Поддержав на президентских выборах своего преемника, Путин может заранее обговорить с ним срок, по истечении которого третий по счету российский президент уйдет в отставку по состоянию здоровья. И тогда на внеочередных выборах второй президент может стать еще и четвертым. Если же преемник окажется неблагодарным и не захочет выполнять взятые на себя обязательства, агрессивно-послушная Дума может придраться к какому-то проступку нового президента и в соответствии со статьей 103 Конституции инициировать процедуру импичмента. Это, конечно, крайне нежелательный вариант, но вполне возможный, так как отрешение незадачливого преемника будет поддержано не только обеими палатами парламента, но и народом России.

3. Курс на новую Конституцию. Находясь во главе Госдумы, Путин может подготовить текст нового Основного закона, в котором полномочия всех ветвей власти будут распределены именно так, как это нужно лидерам парламентского большинства. Возможно как усиление президентской республики, так и возвращение руководящей роли правящей партии при сохранении номинальной многопартийности. Но, главное, это будет уже не ельцинская, а путинская Конституция, где, понятное дело, уже не окажется злополучной части 3 статьи 81, которая сегодня препятствует главе государства занимать свой пост более двух сроков подряд. И тогда мы будем строить новое государство со старым, но уже новым лидером, который хоть и будет называться президентом, но станет по сути уже несменяемым монархом.

4. Курс на гражданское общество. Даже самые непримиримые противники Путина признают его заслуги по выводу страны из той экономической ямы, в которой новая Россия оказалась после всех потрясений 90-х гг. прошлого века. Если социально-экономические показатели достигнут реальных высот, новый парламент во главе с Путиным может сосредоточить свои усилия на реализации тех политических проектов, которые способствовали бы превращению нашей страны в действительно правовое и демократическое государство. Прежде всего законодатель должен принять меры по борьбе с коррупцией, проедающей не только стальную вертикаль власти, но и основы доверия к властным структурам. Затем стоило бы восстановить те демократические институты, которые в первые годы XXI в. были фактически загублены на корню. Речь идет не столько о восстановлении губернаторских выборов и представительного характера Совета Федерации, сколько о реальном участии граждан в управлении своим государством, о реальной свободе слова, собраний и общественных объединений, о реальной независимости судебной системы и эффективном народном контроле над деятельностью чиновников всех рангов.

Какой из перечисленных вариантов будет избран Путиным после 2 декабря, сейчас можно только гадать. Очевидно одно – решение возглавить один из партийных списков на выборах в Госдуму открывает перед безоговорочным лидером нашего государства столько возможностей для дальнейшего реформирования страны, сколько он и представить себе не мог, будучи связанным по рукам и ногам вначале своими обязательствами перед первым президентом России, затем своим кремлевским окружением и наконец своим понятием долга перед народом, безусловно поддерживавшим путинский курс на протяжении всего срока полномочий второго президента Российской Федерации.

Архив журнала
№2, 2010№1, 2010№5-6, 2009№3-4, 2009№1-2, 2009№13, 2008№12, 2008№11, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№34, 2007№33, 2007№31, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба