Имя:
Пароль:

Интелрос представляет в рублике «Портреты» работы Вадима Межуева

Интелрос представляет в рублике «Портреты» работы Вадима МежуеваВадим МЕЖУЕВ

Кому и зачем нужна сегодня философия?
Что, собственно, следует понимать сегодня под философией? Я не льщу себя надеждой дать окончательный ответ на этот вопрос, но попытаюсь хоть как-то прояснить его смысл, как сам его понимаю.

История как философская проблема (чего не знают и не могут историки)
Где же проходит граница между прошлым и настоящим? Любая хронология здесь «хромает», и увидеть эту границу можно лишь в особой философско-исторической оптике, охватывающий весь исторический горизонт — от прошлого до будущего.

Гуманизм
Это постоянно стоящая перед человечеством задача, которую оно решает в каждый данный момент своего существования, никогда не достигая окончательного результата… Этим, однако, не снимается вопрос о том, чем может или должно быть общество (или цивилизация), если его оценивать с позиции гуманизма…

Модернизация
Действительным субъектом модернизации в любой стране всегда были люди, обладавшие развитым гражданским самосознанием, т. е. сознанием своих человеческих прав и обязанностей в сфере мысли, политики, и экономики.

От философии периода «оттепели» к философии периода «застоя»
Мне иногда кажется, что Россия сегодня дальше от современности, чем была в конце прошлого века. Постоянно говорим о модернизации, а движемся в каком-то обратном направлении, если, отдавать себе отчет в том, что сейчас происходит вокруг… Откуда такое движение вспять?


Вадим Михайлович Межуев — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН

Интелрос представляет в рубрике «Портреты» работы Виктора Малахова

Интелрос представляет в рубрике «Портреты» работы Виктора МалаховаВиктор МАЛАХОВ

Философия и время: вектор сопротивления
Да, есть вещи поважнее, чем Время. И дело философии, одно из серьёзнейших её дел  – заботиться об их утверждении и защите…

Практики человечности: к этической ориентации в условиях современности
В истории бывали времена, неизмеримо более жестокие, чем наше. Тем не менее, не было, по-видимому, ещё эпохи, в которую сама перспектива сохранения человеческой идентичности разумных обитателей Земли выглядела бы так проблематично, как она выглядит сегодня…

Homo obsess: феномен заложничества и человеческая идентичность
Мы должны быть не только осторожны, но и бдительны, должны копить решимость для долгожданного мига — мига пронзительной человечности — когда в неповторимой констелляции обстоятельств нашего плена нас вдруг призовет свобода…

Казнь как праздник / об амбивалентности праздничного действа
…человек, ступивший на плаху, как правило, оттуда не возвращался. Но, Бог весть каким образом, опыт стояния на плахе – причём именно внутренний, собственный опыт – становился достоянием человеческой памяти, культуры. И наша отечественная культура содержит его в себе – по-особому, по-своему…

Молчание в диалоге – диалог в молчании
…когда в вынужденной, несчастной неотвеченности и безответности, казалось бы, тонет душа, — как не вспомнить, что «божественная сладость молчания» обладает собственным потенциалом собирания и хранения светлых начал жизни. Но вот вопрос — можно ли еще в нынешнем сверхусложненном мире, сквозь шум борьбы и свист мегабайтов, слышать парящую тишину?

Киевские медитации
…перед нами раскрывается совсем иная, особая реальность, в которой важна не столько укорененность, сколько именно приобщенность, совместность, быть может — окликнутость: кем-то в толпе, из окна знакомого дома, кем-то или чем-то в просвете многосоставных, изрисованных крышами и кронами городских небес…

Уязвимость любви
…если в основе неповторимости нашего Я лежит свобода, то только способность любви делает эту свободу принципиально возможной: свободно посвящая себя другим, мы обретаем само ее средоточие…

Век джаза пришёл на Украину. /Записки юного философа/
…все было очень серьезно и жестко. И был повод выпить, не теряя глубинной трезвости. И понятно было, что не сбыться, не победить, упустить эту неведомо каким чудом уже вот-вот дающуюся в руки летучую ясность нельзя…

Заметки и сновидения
Есть мысли, от которых мы не можем отрешиться, мысли, которые никогда, ни при каких обстоятельствах высказаны быть не могут. Не потому, что они слишком хороши или дурны, или недостаточно осознаны нами, или запредельны для этого мира. Просто выговорить их значило бы бесповоротно нарушить необходимый для жизни порядок. Вот и все…


МАЛАХОВ Виктор Аронович — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник отдела философии культуры, этики и эстетики Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины.

Интелрос представляет в рубрике «Портреты» работы Ольги Седаковой

Интелрос представляет в рубрике «Портреты» работы Ольги СедаковойОльга Седакова

Апология рационального. Сергей Сергеевич Аверинцев
Первым, кто для нас «реабилитировал» разум – и сделал это не путем деклараций, а путем простой демонстрации, давая увидеть воочию, как действует этот инструмент … там, где этого не ожидают, – в понимании вещей сложных, таинственных, поэтичных, в понимании, которое их при этом ничуть не редуцирует и не «снимает», – был Аверинцев. Он сделал это, «сопротивляясь времени», «споря с временем»…

Гермес. Невидимая сторона классики
Богатство первой половины двадцатого века уже не доступно. Мы в бедном мире (недаром эта тема так популярна в последние десятилетия: «бедное искусство», «слабая мысль» и под.). Бедном и опасном, как опасно все скудоумное. И что же нам делать в этом бедном и опасном мире?..

Вопрос о человеке в современной секулярной культуре
Современный человек вспомнил о том, что он нищий и никчемный, что он бессильный раб: об этом забывал классический гуманизм, забывало Просвещение. Но эта память не будет окончательно правдивой, если она не дойдет до конца, то есть до начала… И кто напомнит нам о нашем начале, кто напишет нам слова, которые «были начертаны в сердце нашем»? Я думаю: святой. И художник…

Земной рай в «Божественной Комедии» Данте: о природе поэзии
Кроме «общетеоретической» апологии поэтического вдохновения в земном рае «Комедии» можно отметить еще один важный момент этой темы. В связи с общей экономией очищения души, вершину которой составляет земной рай, можно заключить, что поэтическое переживание представляет собой необходимый этап в этой подготовке всякой души к «новой жизни»…

«В целомудренной бездне стиха». О смысле поэтическом и смысле доктринальном
…современники часто видят в новых сочинениях неоправданную усложненность, странность именно потому, что не представляют себе, в какой мере художник (в отличие от дилетанта) подневолен в исполнении некоторых обязательств перед своим искусством. Почему – и при всем его желании – он не может писать так же «просто», то есть, знакомо, как его предшественники, которых уже привыкли принимать. Один из этих законов – историчность личного творческого опыта…

Власть счастья
…если современный художник будет делать то же, что мандельштамовский жаворонок, скорее всего, в нем заподозрят отсутствие совести и человечности... В действительности же, по-моему, это и есть самая актуальная – и гражданская в том числе – задача искусства: разгерметизирование общества, истории, человека, пробивание окна в глухой стене нашей цивилизации – вида на мир. Вида на счастье, а не на избегание несчастья…

Свобода как эсхатологическая реальность
В расколотом мире на месте символа оказывается совершенно условный знак, на месте силы – ее бессильная пародия, насилие; на месте цельности, каждая составная которой есть та же цельность, – механическая совокупность бесчисленных вещей и таких же предметных «смыслов», «идей», «проектов». Все они не связаны между собой «избирательным сродством», а повязаны каким-то общим рабством, так что ни одна из них не обладает ни свободой, ни самостоятельной ценностью и не позволяет другим ими обладать: все они зависят друг от друга, друг друга детерминируют и в свою очередь существуют «для чего-то еще». Все они заперты в своем безнадежном расколе.

О слове. Звук и смысл
…в звуке слова мы встречаемся со странной глубиной языка: здесь сам он – вещь, а не «система обозначения вещей». В практической речи нам эта темнота совершенно ни к чему, и говорящие идут по воде звучания, как посуху, совершенно в него не вникая. Вникнув, мы начинаем тонуть (что значит: становимся немного поэтами – или философами)…

Мысль Александра Пушкина
И последний итог – но, быть может, первое условие самой возможности такого опыта приобщения к мудрости – это то, что я бы назвала скромностью истинной мысли, ее таинственным чувством собственной меры: младенческим доверием и благодарность…


Ольга Александровна СЕДАКОВА - русский поэт, прозаик, переводчик, филолог и этнограф. Кандидат филологических наук (1983), доктор богословия honoris causa Европейского гуманитарного университета (Минск, 2003), старший научный сотрудник Института истории и теории мировой культуры МГУ, Офицер Ордена Искусств и словесности Французской Республики. Лауреат российских и международный премий, среди которых Премия «Данте Алигьери» (Premio Laurentum, Рим, 2011) «За сочинения, в совершенстве выражающие поэзию как странствие к центру человеческого предназначения и обновляющие опыт высочайшего поэта Данте Алигьери».

Интелрос представляет в рубрике «Портреты» работы Михаила Делягина

Интелрос представляет в рубрике «Портреты» работы Михаила ДелягинаМихаил Делягин

Как вымирает «благополучная» Россия: причины, динамика, тенденции
Вымирание России обусловлено искусственным удержанием основной массы населения в бедности, разрушением общественного здоровья и морали в целях развития бизнеса, лишением основной массы населения уверенности в завтрашнем дне и самого смысла существования.

Наши двенадцать слов: уточнение к вопросу о позитивной программе оппозиции - 2010-х
Комплекс жизненно необходимых мер, способных быстро, менее чем за год изменить всю нашу жизнь и весь облик страны, примерно понятен. Конечно, их надо уточнять, дополнять и оспаривать, - однако довольно долгая работа и многочисленные дискуссии позволяют в основном сформулировать их уже сейчас…

Суть московского паханата
Не очень умных людей в российском государстве почти не осталось, - по той же причине, по которой в нем почти не осталось людей не очень богатых. Те члены элиты, которым не нравился ее образ действий, ее отношение к своей стране и своему народу, либо покидали ее сами, не в силах примириться с ее убийственной политикой, либо вели конкурентную борьбу за захват новых позиций с недостаточным энтузиазмом, умеряемым совестью. В результате они терпели поражение и выталкивались из элиты или, как минимум, на ее периферию.
Таким образом, с точки зрения общественных интересов, современная российская «элита» -- продукт длительного, жестокого и продолжающегося и по сей день отрицательного отбора…

Ценностный кризис: формальная демократия не работает
…вопреки многочисленным и авторитетным апологетам достижения современного им человечеством высшего совершенства – от Гегеля до Фукуямы - развитие человечества все же продолжается и, постепенно меняя требования к организации общественного управления, создает необходимость более глубоких изменений, чем те, к которым мы привыкли и которые считаем поэтому максимально возможными.
Эти изменения должны быть технологичными и, как минимум, обеспечивающими решение хотя бы основных проблем, с которыми уже столкнулась демократия в ее традиционном понимании и с которыми в своем нынешнем виде она, как убедительно показывает практика, в принципе не в состоянии справиться.

Непубличный аспект кризиса демократии
Основной проблемой каждого общества оказывается способность выявить внутри себя «пятую колонну» представителей глобального управляющего класса и освободиться от ее влияния возможно более гуманным по отношению к ним способом…

Конец европейской мечты
Опыт европейской интеграции нужен нашему обществу не только потому, что Евросоюз остается наряду с США и Китаем одним из трех мировых «центров силы»…
Европа нужна России именно как прививка гуманности, -- и неспособность выполнять эту функцию требует углубленного изучения как еще одна угроза нашей цивилизации…

Некоторые значимые особенности русской культуры
Чтобы не искушать судьбу понапрасну и не рисковать тем, чем рисковать нельзя, чтобы ставить только достижимые цели и не упускать ничего из того, что в принципе возможно, надо «познать самое себя»: определить хотя бы основные черты русской культуры, программирующие наше поведение.
Ведь общество меняет все – технологии, политический строй, способ общения – кроме своей собственной культуры. Культура – это генотип общества: ее базовые, фундаментальные черты не меняются на всем протяжении его жизни.
Это особенно наглядно видно на примере нашей страны…

Социальная ответственность бизнеса: «химера, именуемая совестью»?
Бизнес может ходить во фраках или зипунах, рассуждать о высоких материях или ковырять в носу, коллекционировать классическую живопись или пойманных на себе блох, - его суть от этого не меняется.
И законы, и государственное регулирование, и колоссальный аппарат насилия и принуждения нужны обществу прежде всего для того, чтобы направить неукротимую алчность бизнеса, его жажду и умение беспощадно и эффективно выжимать прибыль из всего, что попадается ему на глаза, в безопасном, а в идеале – и полезном для всего общества направлении.

Некоторые особенности современного либерального сознания в России
Россия нелюбима либералами не как враг, не как противостоящая сила (увы, ну какая ж мы пока сила!), но лишь как неудобство, как гвоздь в ботинке: ее народ (тоже запрещенное после победы демократии слово, надо было писать «население»!) мешает им красиво потреблять, как плохому танцору мешают танцевать ноги партнерши, не более, - не бросается же он посреди вальса отпиливать эти ноги!..

Невольные могильщики России
Еще одно важное следствие неконтролируемой миграции лежит в моральной плоскости. Это одичание общества, оказывающегося по сути даже не феодальным, а рабовладельческим. Наше молчаливое согласие с таким положением вещей исключительно сильно влияет на нас самих; по сути дела, мы морально перерождаемся. К этому добавляется клановая система общественного устройства со всеми вытекающими социальными последствиями. Еще в конце 90-х клановость казалась чем-то странным, новым и ненормальным, по крайней мере в Москве. Сегодня же это норма жизни: принадлежность к тому или иному клану часто оказывается важнее личностных качеств.

Человечество за порогом: базовые кризисы глобального перехода
Человечество начало глобальный переход к качественно новому состоянию, к принципиальной иной организации самого человеческого общества…
Этот переход осуществляется по целому ряду различных направлений и воспринимается нами как волна разнообразных и слабо (либо вовсе не) связанных друг с другом кризисов. Между тем не только их взаимодействие, но и взаимосвязь их на принципиальном уровне представляются очевидными. Нежелание наше обнажить и исследовать эту взаимосвязь вызвано не только все еще отраслевым характером знания, но и страхом обнаружить, что кризисы носят более глубокий характер и требуют от нас больших изменений, чем те, которые мы готовы признать…


Михаил Геннадьевич ДЕЛЯГИН -- директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук

В рубрике «Портреты» Интелрос представляет работы Сергея Григорьянца

В рубрике «Портреты» Интелрос представляет работы Сергея ГригорьянцаСергей Григорьянц

• Багровая заря авторитарной эпохи. 1990 год
Как кажется, самой примечательной особенностью наших дней является практическое завершение того гигантского проекта, который КГБ и советское руководство обдумывало и готовило в течении полутора десятков лет, проекта, осуществление которого в конце концов стало необходимым. И вот теперь со всеми уточнениями и дополнениями, появившимися уже в ходе работы, он в общих чертах становится реальностью. Сегодня уже можно сказать, что перестройка советского государства, по необходимости затеянная властями, вчерне закончена…

• Прощание. Гибель правозащитного демократического движения в России. 2001 год (Post scriptum 2012 года)
Пришло время проститься с либерально-демократическим правозащитным движением. Конечно, не со всеми (многочисленными) группами, успешно работающими на просторах России, но с единым в своей основе движением, чьи истоки коренились в демократической части российского диссидентства…
Возвращается в свои берега та гигантская темная волна, взломавшая лед коммунистического рабства, где тоненькая струйка диссидентства была не только самой светлой частью, но и стала символом движения, за которое мы так дорого заплатили…

• О все еще памятных русских мифах
У нас действительно особый путь. Это путь тяжело больного человека, который почти потерял способность передвигаться, но все еще надрывает глотку, ругая соседей и даже пробуя швырять в них камни, которые от его слабости никуда не долетают и даже падают на него же. В целом, как народ, мы просто не хотим лечиться. И никто, кроме нас, в этом не виноват…

• «Перестройка» в тюрьме и начало освобождения политзаключенных
Вся жизнь политической тюрьмы и колонии (в отличие от уголовных, где это иногда касалось лишь воров) состоит из непрекращающегося давления администрации с целью заставить политзэков отказаться от своих взглядов, своей деятельности, написать в КГБ или газету заявление о раскаянии. Для этого в советских тюрьмах заключенного лишают не только свободы, но всего, что составляет смысл или хотя бы мельчайшую опору в жизни. Политзаключенного советская тюрьма должна была раздавить, уничтожить любую способность к самостоятельности и противостоянию окружающему миру, и тогда с ним можно сделать все, что угодно…

• Выступление на вечере в Союзе писателе о Варламе Шаламове (комментарий к документальному фильму Светланы Быченко «Колыма. Шаламов. Демидов»)
У Варлама Тихоновича не было выхода, это была гораздо более трагическая и гораздо более отчаянная ситуация. Он, действительно, к этому времени был совершенно одинок, он, действительно, не нашел понимания в «Новом мире», где был десять лет внутренним рецензентом, и я старался, кстати говоря, тоже через Саца, через разных людей в «Новом мире» как-то <помочь публикации>. Твардовский не понимал рассказов Шаламова и не хотел их печатать, говорил — вот это какие-то очерки. Твардовскому, действительно, был гораздо ближе Солженицын. Шаламов остро чувствовал оскорбление от того, что он не признан…

• Современная фантасмагория (о деле Подрабинека). 2009 год
Сперва, еще не видя многих публикаций, я относился к истории Александра Подрабинека как к забавной клоунаде-подниманию с ритуальными усилиями гигантских гирь надутых воздухом, свистопляске, конечно, бессмысленной, но безвредной… Но как написал Подрабинек: «ситуация, возможно, (бесспорно — С.Г.) хуже, чем это кажется на первый взгляд»…

• Четыре маски Андрея Синявского
Рецензировать его автобиографию «Спокойной ночи» – уже поздно, вышла из печати она больше четверти века назад, да и автор давно умер. Разгадывать ее загадки — для современников нетрудно, хотя в некоторых случаях так неприятно и отвратительно, что некоторые уж точно лучше оставить на его совести. Но понять, кем же был в действительности этот брэдберевский персонаж — готовый быть своим для всех мальчик, который каждому казался именно тем, кого они хотели видеть, – по-моему, и впрямь полезно, поскольку этот персонаж не помещается даже под перечисленными масками Синявского-Абрама Терца-профессора Сорбонны-беса и впрямь занимает значительное и совсем особое место и в русской литературе, и в русской общественной жизни…

• Рецензия на «Зеленый шатер» Улицкой
…я уверен, что лучшей книги, лучшего памятника … диссидентскому движению в Советском Союзе (но в книге — это далеко не единственная тема) по тонкости, доброжелательству, близости к нему, а потому и пониманию его, в русской литературе еще не было, и думаю, что не предвидится в будущем. Его больше некому создать.
И все же при этой моей самой высшей из возможных оценок романа мне хочется высказать несколько не то что критических, а скорее дополняющих соображений…

• Выступление на конференции Международного университета по случаю юбилея закона о печати
Русская журналистика 90-х годов была очень искренней, иногда самоотверженной (как забыть Надю Чайкову), но всегда скользившей по поверхности и не способной, а скорее внутренне боявшейся понимать, к чему мы идем. Соответственно и гибели свободной русской печати столичная журналистика просто не заметила, и та тоже вымерла, потеряв свою единственную опору — нарождавшееся демократическое движение.
Вполне формальная отмена цензуры и, главное, закон о печати, лишив последнего, мелкого уже преимущества свободную печать и не создав никаких механизмов ее поддержки, окончательно ее похоронили…

• О Максиме Ефимове, господине Бастрыкине и нашем быстром движении — вперед — к самоедам
Раньше в России (как и во всем мире — даже нецивилизованном) была какая-то глупая «презумпция невиновности». Нет достаточных доказательств вины обвиняемого или они сомнительны — значит он не виновен, сомнения всегда решаются в пользу обвиняемого (в России хотя бы в теории, в Конституции, в законе). Бастрыкин ее заменяет «презумпцией невиновности, применяемой лишь в том случае, если невозможно достичь по делу объективной истины и только после принятия исчерпывающих мер к ее отысканию». На самом деле — это презумпция виновности…

Интерос представляет в рубрике «Портреты» работы Валерия Савчука

Интерос представляет в рубрике «Портреты» работы Валерия СавчукаВалерий Савчук

• Неавангардная «культурная столица»
…Петербург изначально задуман на волне движения к Западу, поэтому его местоположение эксцентрично России, ее огромной сибирско-азиатской части. Город без предшествующей истории, без контекста, без естественных условий возникновения и долгой истории обживания топоса. Своей отдаленности от России, своей умышленностью и прямолинейностью он не только был пограничным, но и являл собой  образ мужского города, противопоставляя себя древнерусским городам, построенным по концентрическому женскому типу, внутри стен которых найдем детинец…

• Поэтика взгляда фотографа Станислава Чабуткина
Как понять то, что не понимаешь ни с первого, ни со второго, ни с третьего взгляда? Возможно, методом столь же неспешного вхождения в ее мир, возможно, следуя заветам Ханса Зельдмайера, методом непосредственного усмотрения сущности искусства в конкретном произведении, используя смену планов рассмотрения…

• Коммуникант: конфигурация медиального тела
Придет ли прозрение в то, что есть? Этот экзистенциально важный вопрос, заданный Хайдеггером в работе «Поворот», важен нам в деле понимания того, что такое медиа и что они делают с нами. Империя медиа – реальность, которая мобилизует легион подданных. И имя им коммуниканты. Но кто такой коммуникант? Чем он отличается от сообщника или собеседника? Он есть производное средств массовой коммуникации и новых медиа и их же условие существования…

• Что исполняет перформанс?
Природа перформанса ближе искусствам изобразительным, в которых «автор» и «исполнитель» — одно неподцензурное рассудку телодвижение. Но изобразительность его особого рода. Вместо того, чтобы представлять глубину эмоционального переживания и играть или ставить трагедию, в перформансе концентрированно проживаются и, отрефлексировавшись, возвращаются отрезки его/моей жизни…

• Фотография – поза логоса. Репрезентация идеи реальности
…видим мы не только увиденное другим, но, еще в большей степени, сделанное и понятое другим. Поза внутреннего сосредоточения, которую принимает фотограф, воспроизводится зрителем. Эту позу я называю позой логоса, которая является телесной в той же мере, что мыслимой…

• Аура в контексте онтологии фотографии
Схваченная в единственно верной точке и в точное время фотография вызывает доверие безукоризненностью кадра. Оно возрастает, когда в отрешенной задумчивости взгляда, обращенного в небо, присутствует столько личных, а потому понятных каждому переживаний…

• Вальтер Беньямин — критик каннибал
Он  открыл никому не ведомый мир искусства, который добропорядочные и академически ангажированные критики таковым не считали, и стал первокритиком, то есть Господином. Критика Беньямина и есть осуществление власти, ибо она обнаруживает единственно возможный смысл (говоря единственный, мы не можем не подозревать истинный), самому автору произведения неведомый…

• Ницше и фотография
Произведение искусства приобретает глубину лишь тогда, когда находятся люди, способные производить смысл, увеличивающий символическое значение… При этом существующий инструментарий анализа зависит от времени и места, а также от лежащих в его основании концептов. Амортизация инструментов идет рука об руку с устареванием концептов... Их разрешающего потенциала недостаточно для обнаружения степени актуальности нового художественного явление.
В свете сказанного обратим внимание на первую в европейской истории саморефлексию философа, ставшего стихийным куратором художественного проекта. Я имею в виду книгу Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»…

• Философ как художник
Развитие взаимоотношения философа и художника имеет свою историю, начавшуюся со времен Платона. В ХХ веке история спрессовавшись, дала новую жизнь старым спорам. Так Маркузе считал художника контркультурной силой, наивно веря в культуру, которой по-манихейски противостоит контркультура. Но то, что было контр, сегодня апроприировано и вписано в культурный ландшафт Запада, давая ему привлекательность внутреннего разнообразия и напряжения усмиренных и удерживаемых противоречий…

• Утешение культурологией
По прошествие времени уместно вновь задаться вопросом о существе культурологии и специфике ее предмета. Почему для философского дискурса о культуре стали тесны рамки онтологии, этики и эстетики, истории и теории культуры, религиоведения? Почему и чему не удовлетворяют более дисциплины «теория культуры», «эстетика» и «искусство-» и «краеведение»? Разве они говорят не о том же предмете? И, наконец, как возможен сегодня логос о культуре?..


Валерий Владимирович САВЧУК — доктор филос. наук, профессор каф. онтологии и теории познания философского факультета СПбГУ, директор Центра медиафилософии, член Международного союза историков искусств и художественных критиков (АИС)