ИНТЕЛРОС > Материалы рейтинга "СОФИЯ" > Русские быстро учатся

Вячеслав Никонов
Русские быстро учатся


07 июля 2011

В современном глобальном мире не только правительства занимаются геополитикой, не только транснациональные корпорации занимаются геоэкономикой. Есть мир сетевых неправительственных структур, многие из которых на международной арене играют ничуть не меньшую роль, чем добрая половина государств-членов Организации Объединенных Наций. Некоторые структуры, такие, например, как Гринпис, пользуются международным авторитетом в гораздо большей степени, чем некоторые национальные государства.

Современный мир – не только мир сетевых структур, но и мир так называемой мягкой силы. Это выражение пошло гулять в политологии и журналистике с легкой руки гарвардского профессора Джозефа Ная, который прекрасно показал то, что всем было известно и раньше. Он показал, что сила современных государств и межгосударственных объединений определяется уже не только военными, экономическими, политическими возможностями, но и возможностями воздействовать на мировые процессы идеями, авторитетом культуры, влиянием неправительственных организаций.

Конечно, здесь Российской Федерации есть чему поучиться. Приведу несколько цифр. США, на мой взгляд, безусловно, наиболее продвинуты в использовании общественных объединений и неправительственных организаций в международном сотрудничестве. Количество НПО, которые занимаются этим в США, превышает 15 тысяч. Причем, некоторые из них имеют бюджеты больше, чем российское Министерство иностранных дел, что и предопределяет их возможности воздействия на процессы в различных регионах земного шара.

В Российской Федерации количество общественных организаций, так или иначе занимающихся общественной дипломатией, исчисляется десятками – даже не сотнями. И здесь, конечно, у нас большой путь впереди. О масштабах отставания хорошо можно судить на примере Украины, где действуют организации и филиалы 1200 западных неправительственных организаций. Российских НПО среди них – только 2 или 3. Поэтому мы понимаем, на каком свете находимся, и какую дистанцию еще предстоит пройти.

Определенную роль в развитии общественной дипломатии призвана сыграть и Общественная палата, которая во втором составе несколько видоизменила свою международную деятельность. Если в первом составе была комиссия по международным делам из пяти человек, которая пыталась объять необъятное, то теперь мы собираемся создать такую атмосферу, когда все члены Общественной палаты, так или иначе, займутся международной деятельностью. Мы создали группы по связям с отдельными странами, международными организациями.

Общественная палата нашла себя в семье международных институтов. В частности, вступила в международную ассоциацию экономических и социальных советов и схожих институтов, ассамблея которых недавно проходила в Риме. Мы активно взаимодействуем по этой линии с Международной организацией труда.

Кроме того, Общественная палата заключила меморандум о сотрудничестве с Европейским экономическим и социальным комитетом. Это еще один официальный орган Европейского Союза, который, как и Совет Европы, занимается проблемами развития гражданского общества на европейском континенте. Скоро мы проведем общий семинар Общественной палаты и Европейского экономического и социального комитета по проблемам энергетической безопасности. Созданы группы по связям с международными организациями, в том числе с Советом Европы, а также с другими международными организациями.

По каким основным направлениям действует российская общественная дипломатия, и какие направления представляются мне наиболее перспективными? Прежде всего, назову экспертно-аналитическое обеспечение российской внешней политики и то, что называется дипломатия вторых треков – общественное, экспертное, аналитическое, общественно-политическое измерение отношений с различными странами и международными организациями. И здесь у нас активные треки по разным линиям – с Соединенными Штатами Америки, с основными европейскими странами, Европейским Союзом. Есть несколько треков с Украиной и с государствами Центральной Азии.

Активно развивается сейчас дипломатия вторых треков на восточном направлении, прежде всего, конечно, с Китаем, который весьма активен, с Японией, правда, в меньшей степени, а также с активизирующимися сейчас международными объединениями. Например, с Шанхайской организацией сотрудничества. В неё, как вы знаете, входит Россия и Китай, центрально-азиатские государства, а в качестве наблюдателей – Индия, Пакистан, Монголия. Иран и Афганистан – пока в статусе второй волны наблюдателей. Организация может и дальше расширяться.

Кроме того, сейчас очень интересное новое направление дипломатии вторых треков может возникнуть по линии четырех наиболее быстро развивающихся стран современного мира: Бразилия, Россия, Индия и Китай.

В России традиционно существовали организации регионального и межстранового сотрудничества. Можно назвать, скажем, и Комитет Совета Федерации по связям со странами Азии и Африки, в работе которого активное участие принимает председатель комитета Совета Федерации Михаил Маргелов, и общества дружбы, которые существовали еще в советское время и трансформировались в постсоветский период.  Часть этих обществ влилась в структуры Росзарубежцентра, который является организацией при Министерстве иностранных дел, часть из них существует как самостоятельные структуры, как неправительственные организации. И в последнее время они оживляют свою деятельность. Об этом я могу судить, в частности, по Обществу дружбы России и Исландии.

Существует достаточно большое количество наших общественных организаций, которые поддерживают связи с соотечественниками и обеспечивают права русских, русскоязычных граждан в различных странах земного шара.

Хотел бы отметить, что сейчас русские стали самым большим меньшинством в Европейском Союзе. На его территории проживает 10 миллионов русских. И права русских как меньшинства уже начали звучать в европейском контексте. Я участвовал в некоторых обсуждениях подобных тем. Выходит на первый план взаимодействие с русскими, русскоязычными средствами массовой информации в различных странах. Их тоже очень много. Недавно прошел Всемирный конгресс русскоязычных СМИ. И есть еще Ассоциация русскоязычных СМИ – очень активная международная неправительственная организация. В одном Нью-Йорке выходит 70 русских газет, у которых есть сайты, а в действительности их еще больше.

Есть общественные организации, которые защищают права россиян, находящихся за рубежом. Например, оказывают юридическую помощь нашим отдыхающим, которые сталкиваются с разного рода правовыми проблемами на курортах Турции, других государств.

Очень активно общественная дипломатия ведется по линии профессиональных групп. Наши профсоюзы и профсоюзные объединения имеют очень устойчивые международные контакты. Явно расширяются и становятся глобальными связи предпринимательских ассоциаций. В их числе Российский союз промышленников и предпринимателей, «ОПОРА» России, Торгово-промышленная палата Российской Федерации – поистине глобальные неправительственные организации. Работает целая сеть международного сотрудничества экологических структур.

Новым или относительно новым направлением является развитие дипломатии разного рода социальных групп. В нашей стране постоянно растет количество женских организаций, и они начинают активно осуществлять международные связи. Ведут общественную дипломатию и наши молодежные организации. Ветеранские структуры осуществляют наиболее трогательные международные связи победителей во Второй мировой войне,  и они по-прежнему никого не оставляют равнодушными.

Культурное измерение российской общественной дипломатии тоже набирает силу. И это уже связи не только по линии Министерства культуры или Фонда культуры, но и большого количества неправительственных организаций, которые становятся инициаторами и организаторами многих культурных обменов.

Что, безусловно, новое для России и чего не было в Советском Союзе, так это общественная деятельность религиозно-культурных организаций, представляющих самые разные конфессии. Можно назвать, например, Фонд Андрея Первозванного, весьма активную неправительственную организацию, которая помимо прочего ежегодно организует многотысячные форумы «Диалог цивилизаций» на острове Родос. Или деятельность Всемирного конгресса русскоязычных евреев, который возглавляет Борис Шпигель. Это очень влиятельная международная организация, которая вносит большой вклад в развитие общественной дипломатии.

А есть еще языковые, культурные неправительственные организации. Здесь я могу говорить очень долго – как исполнительный директор Фонда «Русский мир», который в чем-то выполняет те же функции, что в отношении английского языка и культуры выполняет Британский совет. Такие же функции в отношении немецкого языка и культуры выполняет Институт Гёте, в отношении испанского языка и культуры – Институт Сервантеса, в отношении итальянского – Институт Данте, в отношении китайского – Институт Конфуция. Далее по списку.

«Русский мир» реально начал работать в этом году. Мы уже достаточно широко развернулись как балльная грантодающая структура. Кроме того, мы сейчас приступили к открытию русских центров в различных странах мира на базе крупнейших университетов и национальных библиотек. Сейчас их четыре, а к концу года будет до сорока. Дальше мы собираемся выйти на проектную мощность: по одному русскому центру в неделю до полного насыщения.

В нашей стране большое количество и правозащитных организаций. Проблемы в этом секторе хорошо известны. Хотел бы подчеркнуть, что последние события, в частности, решение Конституционного Суда по делу Асламазян, на мой взгляд, представляется весьма важным и сигнальным.

Очень интересное направление деятельности в правозащитном сегменте – это дипломатия коренных и малочисленных народов, которую в Общественной палате, вообще в Российской Федерации и в Организации Объединенных Наций уже в течение многих лет возглавляет и ведет Павел Васильевич Суляндзига. Достаточно символично, на мой взгляд, что разработка конвенции Организации Объединенных Наций по правам коренных и малочисленных народов была начата по инициативе Павла Васильевича в Салехарде, где накоплен большой опыт такой защиты. Конвенция принята, стала официальным документом и уже служит серьезным основанием для деятельности организаций коренных и малочисленных народов в различных государствах мира.

Начала развиваться региональная общественная дипломатия. В десятках российских регионов сейчас созданы собственные общественные палаты. К сожалению, не во всех из них есть какие-то международные комиссии. Но я уверен, что обязательно появятся.

Наши НПО еще несколько лет назад были абсолютно нищими. А если какие-то НПО имели средства, то почти на сто процентов это были не российские деньги. Сейчас ситуация начинает меняться. Конечно, нельзя сказать, что НПО стали очень зажиточными, но сегодня на сектор неправительственных организаций Российской Федерации приходится около одного процента производства валового внутреннего продукта. Если учесть, что валовой внутренний продукт Российской Федерации в 2008 году составит 1,7 триллиона долларов, то значит, это уже очень серьезный сектор, который в состоянии во многом себя обеспечивать. И кроме того появились достаточно серьезные и надежные российские источники финансирования, в том числе государственные.

Не стал бы переживать по поводу государственного финансирования НПО. Хотя бы потому, что это не единственный источник финансирования, есть и частное. Следует отметить очень важный закон, который был принят Государственной Думой и Советом Федерации, – о целевом капитале,  который позволяет сейчас создавать реальные основы для финансирования некоммерческой деятельности, что очень важно. Кстати, мы обнаружили, когда изучали американский опыт, что примерно 65 процентов средств, которыми располагают в США 15 тысяч некоммерческих организаций, имеют так или иначе государственное происхождение. И в этом, как показывает мировой опыт, ничего зазорного нет. Есть много возможностей для получения грантов по линии российских организаций – не только государственных, но и общественных. Здесь я бы назвал гранты Общественной палаты и Фонда «Русский мир».

Да, мы в начале пути. Нам есть чему поучиться у наших западных коллег и Совета Европы, у тех организаций, с которыми Совет Европы сотрудничает. И мы учимся. И, должен сказать, учимся довольно быстро.


Вернуться назад