ИНТЕЛРОС > Материалы рейтинга "СОФИЯ" > НА ОСТРИЕ СХВАТКИ ТИТАНОВ

Марк Меерович
НА ОСТРИЕ СХВАТКИ ТИТАНОВ


07 августа 2012

Ключевые слова: соцгорода, жилищная и градостроительная политика, индустриализация, районная планировка, концепция соцрасселения, ведомственное проектирование


Борьба между ВСНХ СССР и Главным Управлением Коммунального Хозяйства НКВД (ГУКХ НКВД) за руководство общегосударственной системой проектного дела в СССР – тема, которая до сих пор остается скрытой от специалистов по истории архитектурной профессии, хотя именно в ней таятся ответы на многие, до сих пор необъяснимые организационные решения.

Согласно «концепции социалистического расселения», импульсом возведения новых населенных мест, нового жилищного строительства и освоения новых территорий выступает, прежде всего, промышленность (и неразрывно связанное с ее нуждами транспортное строительство). Основываясь на этом, ВСНХ, начиная с 1926 г., прилагает усилия к тому, чтобы добиться у правительства права создавать во входящих в его состав ведомствах собственные проектно-планировочные организации. Это дает ВСНХ возможность переложить на руководство ведомств персональную ответственность за проектное обеспечение разрабатываемых и реализуемых им отраслевых строительных программ: за планирование проектных работ, своевременную подготовку проектных заданий, контроль за сроками исполнения, комплектование постоянных штатов архитекторов, за выполнение проектной документации в соответствия с нормативными требования и проведение ее в предписанные сроки через согласующие инстанции и т.п. ВСНХ также выступает с инициативой реформирования всей системы архитектурно-проектного дела в стране таким образом, чтобы контролировать всю проектную деятельность, связанную с новым промышленным строительством и селитьбой при нем.

В 1927 г. ВСНХ добивается права создавать крупные централизованные проектные организации, ведущие проектирование градообразующих промышленных предприятий и, в конечном счете, определяющие развитие соответствующих отраслей промышленности [1]. А к концу 1929 г. жилищное проектирование и строительство соцгородов-новостроек подле возводимых заводов первой пятилетки, а также проектирование и строительство объектов системы бытового обслуживания окончательно переходят в руки ВСНХ – включаются в производственно-финансовые планы осуществляемого им промышленного строительства, проектируются силами его проектных организаций, в нем же самом проходят экспертизу, утверждаются и передаются на подведомственные стройки.

Параллельно НКВД РСФСР и НКВД союзных республик активно создают собственную сеть проектных организаций градостроительного профиля по планировке социалистических поселений при расширяющихся и реконструируемых промышленных предприятиях, расположенных в существующих городах. Они также стремятся к тому, чтобы влиять на проектирование соцгородов-новостроек. Присутствие в сфере архитектурного и градостроительного проектирования такой «непрофильной» структуры как НКВД кажется необычным лишь на первый взгляд. На самом деле область городского коммунального хозяйства в СССР: жилище, инженерные системы, городской транспорт, электричество, благоустройство, объекты обслуживания и многое другое находятся в ведении именно НКВД. Они – объект деятельности одного из шести структурных подразделений НКВД – Главного Управления Коммунального Хозяйства. ГУКХ НКВД и выступает основным соперником ВСНХ в борьбе за контроль над сферой архитектурно-градостроительного проектирования.

К 1929 г. противостояние ВСНХ и ГУКХ НКВД становится почти открытым, а в СССР складываются фактически две подсистемы градостроительного проектирования. Первая – градостроительное проектирование селитьбы при производственных предприятиях, осуществляемая промышленными ведомствами, входящими в структуру ВСНХ. Вторая – градостроительное проектирование населенных пунктов, контролируемое и осуществляемое НКВД РСФСР посредством своего Главного Управления Коммунального Хозяйства.

НКВД РСФСР стремится максимально усилить свое влияние на градостроительное проектирование и играть более значительную роль в рамках общегосударственной системы массового проектного дела, потому, что это дает ему контроль над распределением материальных ресурсов, финансов, кадровой политикой, позволяет курировать большие объемы строительных работ и т.п. И НКВД в борьбе за это предпринимает вполне конкретные шаги. В частности, в середине 1930 г. он готовит для правительства доклад под названием «О состоянии коммунального хозяйства и мерах по его улучшению», одним из выводов которого является предложение сосредоточить в единых руках, т.е. в ведении одного государственного органа (таковым НКВД предлагает назначить себя), все дело проектирования и строительства соцгородов и соцпоселков. По итогам представления доклада в правительстве СНК РСФСР 9 августа 1930 г. принимает постановление, озаглавленное «По докладу Наркомвнудела РСФСР о состоянии коммунального хозяйства и мерах по его улучшению» [2]. В нем, в частности, в категорической форме предписано: «… сосредоточить в Наркомвнуделе и его местных органах общее руководство, контроль и наблюдение за городским и поселковым жилищным и коммунальным строительством, в чьем бы ведении они не находились, а также регулирование и планирование жилищного и коммунального строительства, независимо от источников его финансирования … возложить на Наркомвнудел РСФСР составление и представление в Правительство РСФСР сводных планов жилищного строительства по всем секторам в территориальном разрезе; возложить на Наркомвнудел РСФСР по Главному Управлению коммунального хозяйства технико-экономическое регулирование коммунального, жилищного и общегражданского строительства, независимо от того, кем это строительство осуществляется и финансируется, а также организацию и наблюдение за опытным жилищным строительством, планирование его и разработку норм и стандартов по этому строительству» [2, C. 587-591].

Таким образом, НКВД (в лице ГУКХ) обретает законодательную санкцию для осуществления своих претензий на роль единственного общегосударственного распорядителя финансов, в том числе и тех огромных средств, которые отводятся на гражданское строительство, на возведение соцгородов-новостроек подле заводов-гигантов – первенцев первой пятилетки. На роль контролера тех денег и материальных ресурсов, которые проходят через структуру ВСНХ. На роль нормировщика и главного организатора финансовых и ресурсных потоков. На роль единственного руководителя гражданского строительства, как минимум, на территории РСФСР.

Готовя проект данного постановления, НКВД РСФСР не забывает и о механизме обеспечения возлагаемых на него проектно-строительных задач. Их воплощение он стремится обеспечить за счет создания мощной общегосударственного масштаба проектной организации, находящейся в его подчинении. Для этого он предлагает укрупнить и усилить свои проектные ресурсы, слив воедино Бюро планировки городов Картоиздательства и Проектгражданстрой.

Бюро планировки городов Картоиздательства создано в структуре НКВД еще в 1926 г., в том числе для срочной перепланировки и восстановления сгоревшего г. Котельнич. В бюро работали известные архитекторы, руководившие проектными группами, давшими впоследствии талантливых и прославленных архитекторов: В.Н. Семенов (архитекторы В.С. Арманд, А.А. Галактионов, В.А. Пашков, В.В. Семенов-Прозоровский, Д.М. Соболев, затем также Н.С. Беседа, А.С. Мухин, П.В. Помазанов, В.С. Попов), Б.А. Коршунов (архитекторы Д.Е. Бабенков, Е.В. Ветрова, А.А. Генхе, А.А. Зубин, Н.Г. Кондратенко, А.И. Кузнецов, И.А. Сергеев, [А.С.?] Смирнов) и др. [3, C. 590], отдел изысканий и картографии.

«Проектгражданстрой» – Государственное акционерное общество по проектированию гражданского строительства. Создано 5 октября 1929 г. Учредители: НКВД РСФСР, Наркомпрос РСФСР, Наркомздрав РСФСР. Общество осуществляло «разработку … типовых проектов по строительству жилых домов, школьных строений, больничных, лечебных и бальнеологических зданий, гостиниц, домов советов и прочих видов гражданского строительства …» [4, C.36]. Главный архитектор общества Г.Б. Бархин. Среди проектировщиков архитекторы Н.А. Быкова, Л.К. Комарова, Г.И. Глущенко, И.В. Гохман, Г.С. Гурьев-Гуревич, Д.Н. Чечулин, Г.К. Яковлев и др [3, C. 369].

Данное решении также получает положительную санкцию на государственном уровне – в упомянутом постановлении СНК РСФСР от 9 августа 1930 г. «По докладу Наркомвнудела РСФСР о состоянии коммунального хозяйства и мерах по его улучшению» [2, C.587-591] предписывается: « … объединить в ведении Наркомвнудела РСФСР по Главному управлению коммунального хозяйства и в местных органах коммунального хозяйства руководство планировкой и застройкой как существующих, так и вновь возникающих городов, рабочих, курортных и дачных поселков … организовать в ведении Наркомвнудела РСФСР, на базе «Картоиздательства» и акционерного общества «Проектгражданстрой», на началах хозяйственного расчета, государственный институт по проектированию гражданского строительства, съемке и планировке населенных мест, возложив на последний разработку проектов всех видов гражданского строительства, осуществляемого по линии Наркомвнудела РСФСР и местных советов, непосредственное осуществление планировки и съемки населенных мест, экспертизу и консультацию, а также научно-исследовательскую работу по указанным выше вопросам …поручить Наркомвнуделу РСФСР в 2-месячный срок разработать и представить в СНК РСФСР проект положения об институте по проектированию гражданского строительства и едином проектном архиве при нем» [2, C.589-590] .

В Бюро планировки городов «Картоиздательства» НКВД РСФСР к 1930 г. наработан богатый опыт осуществления планировочной работы в советских условиях – умение воплощать градостроительные идеи, не противореча при этом основополагающим концептуальным установкам; умение работать в условиях острого дефицита предпроектных данных с мест; в условиях постоянного изменение исходных условий и т.п. В результате его слияния с «Проектгражданстроем», 9 августа 1930 г. в ведении НКВД РСФСР появляется мощная головная проектная организация республиканского значения – Государственный институт по проектированию гражданского строительства и по планировке и съемке населенных мест, получивший название «Гипрогор». Целью деятельности «Гипрогора» провозглашается: «составление проектов всех видов гражданского проектирования, планировка и съемка населенных мест, научно-исследовательская работа по планировке и социалистической реконструкции городов и других населенных пунктов, подготовка кадров специалистов в области проектирования гражданского строительства, планировки и съемки населенных мест, издание экономических, географических и топографических карт, альбомов, проектов и научно-исследовательских работ, организация центрального архива РСФСР по гражданскому строительству» [5]. То есть, фактически – реализация концепции «социалистического расселения»[6] и градостроительной составляющей программы индустриализации страны. А также научное и кадровое обеспечение этой гигантской работы.

Согласно обнаруженным документам и, принимая во внимание постановление СНК РСФСР, исторически подтвержденной датой основания «Гипрогора» следует считать 9 августа 1930 г. (рис. 1).

m1.jpg m2.jpg

Рис. 1

Но два факта свидетельствуют о том, что и руководство Народного комиссариата коммунального хозяйство, и руководство «Гипрогора» годом образования считало не 1930-й, а 1929 год.

Первый – Приказ № 800 по Народному Комиссариату Коммунального Хозяйства РСФСР от 23 октября 1939 г., в котором указано, что в октябре 1939 г. Государственному тресту по планировке населенных мест и гражданскому проектированию «Гипрогор» исполняется 10 лет (рис. 2).

m3.jpg

Рис. 2

Второй документ – альбом, изданный к 20-летию «Гипрогора», которое праздновалось в 1949 г. Первая часть альбома содержала проектные работы за период 1929-1941 гг. (рис. 3), что также свидетельствует о том, что датой основания института считался именно 1929 год.

m4.jpg

Рис.3

Инициатива ГУКХ НКВД по созданию общегосударственного треста, осуществляющего планировку населенных мест («Гипрогор»), внезапно приобретает совершенно неожиданное воплощение. Оно вызвано тем, что в ходе проведенного правительством в самом конце 1930 г. реформирования государственного аппарата [7, C.1157] кардинальным образом реорганизуется вся система органов управления градостроительной и жилищной политикой. Согласно Постановления ЦИК и СНК РСФСР «Об объединении всего нового строительства городов и поселков в республиканском масштабе» – ГУКХ «вынимается» из состава НКВД и вводится в структуру СНК РСФСР, превращаясь в Главное Управление Коммунального Хозяйства при СНК РСФСР. В его распоряжение передается весь комплекс работ по градоустройству, ранее находившийся в ведении республиканских НКВД: « … передать полностью функции ликвидируемых народных комиссариатов внутренних дел по руководству коммунальным хозяйством, непромышленным строительством, пожарным делом» [7, C.1157].

Перемещение ГУКХ в состав СНК РСФСР резко усиливает его формальный статус, так как оно становится главным государственным органом РСФСР по руководству проектированием гражданского профиля [8]. На него возлагается: «руководство планировкой и застройкой существующих городов и вновь возникающих городов, планирование и регулирование коммунального хозяйства, жилищного дела, пожарной охраны и техническо-экономическое регулирование непромышленного строительства (школьного, больничного, административных зданий и т.п.), а также руководство местными органами коммунального хозяйства и подготовку кадров коммунальных работников» [8, C. 46]. Не будучи формально наркоматом, ГУКХ, по сути дела, обладает всеми признаками такового – располагает сформированной сетью местных органов управления, положение которых в системе исполкомов и горсоветов сильно отличается от положения других ведомственных органов (напомним, что коммунотделы, находясь в составе исполнительных комитетов местных советов, не подчинялись руководству исполкомов, а находились в ведении ГУКХ НКВД).

ГУКХ при СНК РСФСР стремится законодательно выстроить такие же взаимоотношения с периферией, какие сформированы у других наркоматов, таких, например, как НКПС, НКЗдрав, НКПрос и проч. В разрабатываемый им самим проект «Положения о ГУКХ при СНК РСФСР» он вставляет следующую фразу: «ГУКХ при СНК РСФСР действует на правах наркомата. Поэтому ГУКХ присвоены все те права, какие предоставлены наркоматам РСФСР действующими о них положениями: внесение в правительство проектов законов, издание ведомственных распоряжений, обязательных для местных комхозов, разъяснение коммунального и жилищного законодательства, организация строительных и проектных контор, а также научно-исследовательских институтов и др. хозрасчетных организаций по планируемым ГУКХ отраслям хозяйства, организация учебных заведений, курсов и др. видов обучения, образование в установленном порядке и распоряжение особыми фондами коммунального и жилищного строительства» [9, C. 84]. На этом основании в проекте записано право ГУКХ «… непосредственного вхождения в правительство…» [9, C. 83]. 

Проект «Положения о ГУКХ», которое ГУКХ сам же под себя и разрабатывает, предполагает «концентрацию в руках ГУКХ всего дела строительства новых городов, утверждение производственных планов жилищного и коммунального строительства …» [9, C. 83]. Речь, в частности, идет о таких «знаковых» для страны соцгородах-новостройках как Магнитогорск, Кузнецк, Дзержинск и др. ГУКХ стремится закрепить за собой исключительное право «утверждения титульных списков объектов строительства, рассмотрение и разработку генеральных планов новостроек, а также общее руководство и надзор за деятельностью организаций, непосредственно осуществляющих строительство новых городов» [9, C. 83]. Законодательное принятие подобного Положения означало бы превращение ГУКХ в единственного генерального проектировщика всех городов-новостроек, в главного общегосударственного контролера процессов проектирования и строительства.

А пока идет разработка и согласование законодательных документов, регулирующих деятельность ГУКХ, его главная проектная организация «Гипрогор» загружается проектной работой. В полном соответствии с основными направлениями деятельности ГУКХ при СНК РСФСР, ведающего коммунальным хозяйством всех городов Советского Союза, основным направлением работы «Гипрогора» становится реконструкция существующих городов. Так, с начала 1931 г. в портфеле заказов «Гипрогора» сосредотачиваются работы по 50 городам и рабочим поселкам. Среди обследованных с целью реконструкции: Рыбинск, Ростов-Ярославский, Соликамск, Ярославль, Павшино, Покровское-Пермь, Пенза, Верхнеудинск. Пока это лишь предварительные, съемочные работы, но каждая из них имеет перспективу перерасти в проектную. И большая часть действительно превращается в планировочные работы. В тот же период сектор планировки ведет 57 объектов [10, C.155].

Но ГУКХ при СНК РСФСР амбициозно стремится возглавлять проектирование всех соцгородов-новостроек. Ему удается перетянуть на себя дополнительный объем подобных работ – «Гипрогору» поручается проектирование Синарстроя, Бобриков, Двигателестроя, Маенефтьстроя и др [10, C.155]. 

«Гипрогор» разворачивается все более и более масштабно. В портфеле его заказов: Гомель, Алма-Ата, Астрахань, Бежица, Магнитогорск, Рыбинск, Брянск, Керчь, Новороссийск, Самара, Архангельск, Казань, Махачкала, Минск, Могилев, Ярославль, Мурманск и др. В частности, по сектору планировки в 1931-1932 гг. ведется проектная работа по городам: Владивосток, Новосибирск, Сталинабад и другим крупным промышленным центрам: Нижний Новгород, Тула, Саратов, Дзержинск, Чусовая; формирующимся центрам промышленного освоения: Игарка, Синарстрой и др.; районной планировке: Большая Уфа, южный берег Крыма, Баку [11, Л.10-11] .

ГУКХ при СНК РСФСР стремится стать главным органом осуществления градостроительной и жилищной политики в стране: «… ГУКХ при СНК РСФСР должен быть единым органом по руководству проведения жилищной политики партии и правительства и по надзору за выполнением директив в области жилищного хозяйства и строительства» [9, C.83]. Согласно проекта положения о ГУКХ при СНК РСФСР, который, как мы отмечали, ГУКХ сам же и разрабатывает, он рассчитывает обрести право «разработки и издания норм и правил и всякого рода инструкций по непромышленному строительству, обязательных для организаций, ведущих это строительство; издания типовых проектов и утверждения проектов сверхлимитного строительства; руководства опытным строительством и плановое регулирование стандартного, общего регулирования непромышленного строительства». Значительную часть этих функций ГУКХ пытается перенять от ликвидированных управлений строительного контроля и стройсектора Госплана РСФСР [12].

Перед «Гипрогором», находящимся в подчинении ГУКХ, ставится ряд задач, полностью соответствующих тому ключевому положению в общегосударственной системе проектного дела, которое стремится придать ему руководство ГУКХ: а) отработка координированного выполнения всех взаимосвязанных работ по съемке, планировке, и проектированию гражданских сооружений; б) накопление и систематизация опыта в области социалистической реконструкции существующих городов и нового градостроительства; в) удешевление проектирования (в том числе и за счет создания Центрального архива проектов); г) разработка типовых проектов и издание альбомов по ним; д) подготовка кадров специалистов [13, Л. 2].

Основная цель ГУКХ при СНК РСФСР – перетянуть на себя из ВСНХ РСФСР все работы по проектированию гражданского строительства. Под эту задачу он начинает ускоренными темпами осуществлять организационную работу по созданию на базе «Гипрогора» мощнейшего общесоюзного проектно-строительного объединения гражданского профиля. Предполагается, что Объединение сведет воедино и объединит под эгидой «Гипрогора» фактически все основные силы гражданского проектирования в стране [14]. Для этого руководство ГУКХ планирует слить в реформируемый «Гипрогор» несколько успешных проектных организаций. В частности, Проектно-планировочное бюро Цекомбанка по строительству новых городов и поселков, в котором с конца 1930 г. работает группа немецких архитекторов под руководством Э. Мая.

Кроме того, ГУКХ стремится отнять, ни много ни мало, у всемогущего ВСНХ и включить в состав нового объединения такие подведомственные ВСНХ проектные организации как: а) Государственную техническую контору по проектированию фабрично-поселкового строительства и подсобных зданий в промышленности ВСНХ РСФСР (Госпроект № 2); б) Проектное бюро Главного геодезического управления ВСНХ; в) Секцию реконструкции городов Государственного научно-экспериментального института гражданских, промышленных и инженерных сооружений ВСНХ СССР.

Эту новую сверхмощную организацию предполагается назвать «Жилищно-гражданским строительным объединением Главного Управления Коммунального Хозяйства при СНК РСФСР» (сокращенно – «Жилгражданстройобъединение»). Именно в ее руки ГУКХ предполагает отдать руководство планировкой и застройкой всех существующих и возникающих городов, рабочих поселков, а также проектирование жилищ, школ, больниц, зданий административного и общественного назначения и даже строительство этих объектов.

Создание Объединения также предусматривает создание на базе филиалов «Гипрогора» мощнейших проектных подразделений на местах. Так, в состав ленинградского филиала «Гипрогора» предполагается включить промгорсектор «Гипромеза» (также находящийся в ведении ВСНХ СССР), с сосредоточением его на работах по планировке городов и поселков при заводах металлургического профиля. В качестве региональных филиалов в Объединение должны войти управления по строительству новых социалистических городов, такие как Сталинградстрой, Магнитострой, Сибстрой, Дзержинскстрой и др.

Потенциальное обретение статуса общегосударственного «руководителя» проектированием и строительством соцгородов должно резко усилить политическую роль ГУКХ в отношении других «государственных субъектов» осуществления градостроительной и жилищной политики. И ГУКХ, действуя последовательно, твердо и напористо, добивается поставленных целей – 4 марта 1931 г. СНК РСФСР, заслушав доклад и ознакомившись со всеми представленными руководством ГУКХ материалами, принимает решение, официально зафиксированное в форме правительственного постановления № 282 под названием: «По докладу Главного управления коммунального хозяйства «О плане жилищного и коммунального строительства на 1931 год и мероприятиях по его выполнению». В нем законодательно закреплены практически все амбициозные планы ГУКХ по: а) формированию общесоюзного проектно-строительного объединения; б) по изыманию из ведения у ВСНХ квалифицированных кадров проектировщиков; в) сосредоточению в своих руках функций контроля над распределением и использованиям материальных и финансовых ресурсов и т.п. Так, в постановлении записано: «В целях упорядочивания и рационализации жилищно-гражданского строительства образовать в ведении ГУКХ при Совете народных комиссаров РСФСР «Жилгражданстрой» объединение для руководства планировкой и застройкой существующих и вновь возникающих городов и рабочих поселков, проектирования жилищ, школ, больниц, зданий административного и общественного назначения, а также строительства этих объектов через систему входящих в «Жилгражданстройобъединение» строительных контор (трестов). Поручить ГУКХу в декадный срок представить в Экономический совет РСФСР проект основных принципов построения и функций указанного объединения»[15, C.107].

Все получилось именно так, как задумывало руководство ГУКХ. Но вынашивая и законодательно реализуя планы создания на базе Гипрогора крупнейшего общегосударственного проектного объединения, обеспечивающего проектной документацией реализацию общегосударственной градостроительной и жилищной политики, ГУКХ самым серьезным образом покушается на сферу интересов и область деятельности ВСНХ. Он не только пытается отнять у ВСНХ крупный объем проектных и строительных работ, но и изъять значительные силы проектировщиков в виде проектных подразделений и даже целых институтов. Причем, не только промгорсектора «Гипромеза», проектирующего города и поселки при металлургических заводах, но и секторы по проектированию населенных пунктов при промышленных предприятиях из всех головных ведомственных технологических проектных институтов ВСНХ [3, C.382].

В этой борьбе двух «субъектов» осуществления государственной градостроительной и жилищной политики, в этом столкновении двух, наверное, самых мощных советских ведомств (потягаться с которыми в величине и влиянии был способен, пожалуй, один лишь НКПС – Наркомат путей сообщения), ГУКХ очень близок к полной победе. Воодушевленное законодательным воплощением своих планов, руководство ГУКХ решительно стремится к намеченной цели – 12 марта 1931 г. Коллегия ГУКХ, заслушав доклад директора «Гипрогора» т. Лазарева, принимает очередное решение, с которым планирует выходить на правительственный уровень для согласования и принятия: «Объединить съемочные и планировочные работы и проектирование жилищного и гражданского строительства РСФСР в системе «Гипрогора» РСФСР; для этой цели включить следующие организации в состав «Гипрогора»: 1) Проектбюро ГГУ ВСНХ; 2) Госпроект № 2; 3) Проектбюро Цекомбанка; 4) секцию реконструкции городов ГИСа1 ; 5) Промгорбюро «Гипромеза» в Ленинграде» [16, C.112]. Т.е. все те организации, которые уже давно были намечены ГУКХ к «присвоению». Подчеркнем, что, кроме проектного бюро Цекомбанка, все эти организации – «собственность» ВСНХ.

Причем, речь идет не только о людях – в резолюции заседания Коллегии ГУКХ подчеркнуто: «Все эти организации необходимо включить со всеми выполняемыми ими в данное время работами, наличными кадрами, инструментами и инвентарем, причем первые четыре организации будут включены в состав центрального аппарата «Гипрогора» в Москве, а Промгорбюро «Гипромера» – в состав Ленинградского филиала …» [16, C.112]. Подобное «включение» сулит «Гипрогору» в ближайшем будущем приток огромного объема бюджетных средств, серьезное увеличение штатов, получение дефицитного оборудования и, как следствие, основательное увеличение социально-политического и управленческого веса.

Мало того, как это и задумывалось, «планировочные, проектные и геодезические бюро и конторы местных, областных и краевых коммунальных органов» решено преобразовать в филиалы «Гипрогора». Предполагается, что организации филиалов на местах станут охватывать все основные краевые и областные центры, причем в первую очередь – в зонах индустриального развития. Они должны быть сформированы «в Москве, Свердловске, Новосибирске, Саратове, Ростове-на-Дону и Нижнем Новогороде … Планировка сосредотачивается в центральном аппарате, где происходит разработка наиболее сложных и ответственных проектов, требующих участия высококвалифицированных специалистов» [16, C.112]. В случае воплощения этого плана трест превращается в гигантский механизм общегосударственного масштаба, способный реально контролировать принятие стратегических решений в центре и обеспечивать контроль над их реализацией на местах.

Подобные планы и практические шаги ГУКХ при СНК РСФСР не просто серьезно беспокоят руководство ВСНХ СССР, а толкают его к немедленным встречным активным действиям и решительному противоборству. Он действует параллельно, энергично, но завуалировано и скрытно. Поэтому весьма неожиданным оказываются для ГУКХ результаты той подготовительной работы, которая все это время ведется в недрах ВСНХ СССР. ВСНХ, в точности по той же схеме, как это планировал сделать ГУКХ, готовит решение о формировании собственной структуры проектных организаций. И завершает организационную работу в этом направлении 22 марта 1931 г. созданием мощнейших общесоюзных проектно-строительных трестов гражданского и промышленного профилей: в составе Союзстроя создается Госпроектстрой-2 – второй государственный трест строительного проектирования ВСНХ СССР (на трест возлагается проектирование сооружений химической, авиационной, текстильной и резиновой промышленности). В Госпроектстрой-2, точно также, как и в другой центральный проектный трест – Госпроектстрой-1 [17], также как и в Госпроект (сформированный в Стройобъединении ВСНХ РСФСР), и в Моспроект (существующий в Мосстройобъединении – Стройобъединении МСНХ) из отраслевых организаций передаются функции строительного проектирования.

1 апреля 1931 г. создается «Союзстандартжилстрой» – всесоюзное государственное объединение ВСНХ СССР. В него включаются такие производственные структуры как «Новстромтрест», «Стандартдом», «Новострой» и Кинешемский деревообрабатывающий завод «Заветы Ильича» [18, C.96]. Задачей объединения провозглашаются: «проектирование, планирование и строительство рабочих поселков союзной промышленности, изготовление и сборка заводским способом стандартных жилищ, производство новых строительных материалов для стандартного строительства домов» [18, C.96].

А 1 сентября 1931 г. за счет слияния Госпроекта №2, занимавшегося проектирование фабрично-заводских поселков при промышленных предприятиях на основе применения типовых проектов гражданский зданий, с Проектно-планировочным бюро Цекомбанка по строительству новых городов и поселков (где с приездом Э. Мая осуществлялось освоение и адаптация к отечественным условиям поточно-конвейерного метода градостроительного проектирования – «конструирования» генпланов соцгородов из типовых планировок групп жилых зданий и «комплектов» общественных сооружений) в составе объединения Союзстандартжилстрой ВСНХ СССР создается Стандартгорпроект – государственный трест по проектированию городов.

В итоге, к концу 1931 г. ВСНХ СССР объединяет в своих руках две технологии поточно-конвейерного проектирования: «промышленного» (Госпроектстрой-1; Альберт Кан) и «гражданского» (Стандартгорпроект; Эрнст Май) [19, C.92-124].

ВСНХ СССР, с его огромным политическим весом главного исполнителя общегосударственных планов индустриализации, одерживает верх в борьбе за руководство основным комплексом процессов градостроительного проектирования и жилищно-гражданского строительства, за право управления головными государственными проектными институтами. Ему не только удается остановить организационный натиск ГУКХ, но и на высшем уровне добиться серии решений о передаче именно в распоряжение ВСНХ производственных мощностей стандартного домостроения; закрепления за ним кадров проектировщиков; формирования в своем подчинении крупнейшей специализированной проектной организации гражданского профиля.

ГУКХ мгновенно переориентируется и начинает прилагать усилия в ином направлении. В условиях резкого дефицита кадров квалифицированных и опытных планировщиков он стремится установить контроль над распределением молодых специалистов. Он предлагает «передавать» «Гипрогору» для его кадрового укрепления весь контингент планировщиков, оканчивающих планировочное отделение ВАСИ2, а также постоянно «выделять» для него инженеров-геодезистов и инженеров-конструкторов, выпускников Московского геодезического института и ВИСУ3. Коллегия ГУКХ при СНК РСФСР, поддерживая это предложение, поручает отделу кадров ГУКХ в первую очередь удовлетворять заявки «Гипрогора» – распределять выпускников из предстоящего выпуска специалистов (конструкторов, планировщиков, архитекторов, проектировщиков, отопленцев и т.п.) по вузам, подведомственным ГУКХ» [16, C.111].

Под лозунгом «преодоления разобщенности градостроительных проектных организаций» ГУКХ при СНК РСФСР стремится собрать под своей крышей немногочисленные кадры квалифицированных специалистов-градостроителей, разбросанные по столичным проектным организациям. Оно действует обходным путем – через не зависящую от ВСНХ структуру, распределяющую кадры по стране – Народный комиссариат труда (НКТ). Коллегия ГУКХ дает поручения отделу кадров ГУКХ: « … поднять перед НКТ вопрос о перераспределении между проектными организациями специалистов высшей квалификации (консультантов)» [16, C.111]. Тем самым ГУКХ вновь покушается на суверенную сферу деятельности ВСНХ, так как кадры квалифицированных и опытных планировщиков, специалистов-консультантов, которых он стремится посредством НКТ перетащить к себе, сконцентрированы, прежде всего, в проектных организациях ВСНХ.

Предложение о «перераспределении специалистов высшей квалификации» является одним из ключевых в организационной инициативе ГУКХ. А для того, чтобы перетянуть силы проектировщиков к себе не просто на время, а раз и навсегда, отделу кадров ГУКХ при СНК РСФСР предлагается поднять перед Наркомтрудом вопрос о «недопущении … совместительства помимо основной службы более чем в одном учреждении» [16, C.111], т.е. запретить специалистам усиливать другие проектные организации за счет работы по совместительству.

Данный призыв вполне согласуется с общей линией на усиление централизации руководства проектными организациями и со стремлением не допустить «размывания» усилий по поголовному вовлечению ведущих мастеров в формируемую государственную систему проектирования. Подобную линию проводит не только ГУКХ при СНК РСФСР, но также и ВСНХ СССР. Больше года назад – в феврале 1929 г., ВСНХ СССР издал циркуляр «Упорядочить дело проектирования и экспертизы по строительству», призванный пресечь выпадение каких бы то ни было проектных работ из-под ведомственного контроля. А повод для подобных опасений есть – часто проектирование осуществляется мастерами архитектуры вне стен проектных институтов, т.е. «на дому». Борьба с надомной проектной работой, именуемой «квартирничеством», как раз и становится основным содержанием циркуляра: «Для упорядочивания проектирования, консультаций и экспертиз по строительству в отношении их выполнения, оплаты и распределения, предлагается: а) работы по проектированию преимущественно передавать государственным проектным организациям; б) консультации и экспертизы передавать преимущественно государственным строительно-техническим бюро «Стройконсультация», отказавшись от услуг частных консультантов. Зам. пред. ВСНХ СССР Касиор, Нач. АФУ ВСНХ СССР Васильев, Нач. Строит. Комитета ВСНХ СССР Барский» [20].

Борьбу с «квартирничеством» ведет и ГУКХ. Так, в статье «За четкий план социалистической реконструкции городов», опубликованной в конце в 1931 г. в журнале «Коммунальное дело», директор «Гипрогора» С. Лазарев призывает запретить мастерам архитектуры выполнять частным образом планировочные работы – «ликвидировать институт частного квартирного проектирования»[21, C.19]. Цель запрета – поставить поголовно всех специалистов, способных вести градостроительные проектирование, под единый контроль.

Стремление ГУКХ контролировать все градостроительное проектирование в стране выливается в прозвучавшее в очередной раз требование о создании Центрального государственного архива проектов по гражданскому и жилищному строительству. Создание такого архива предписывалось еще год назад постановлением СНК РСФСР от 9 августа 1930 г.: « … организовать при указанном институте («Гипрогоре» – М.М.) единый проектный архив РСФСР по гражданскому строительству, возложив на этот архив собирание и хранение проектов, снабжение застройщиков необходимыми проектными материалами, консультацию по вопросам выбора проекта, отбора для издания типовых и рекомендованных проектов, выпуск каталогов и публикацию о поступивших в архив проектных материалах» [2, C.587-591]. Это предписание даже было частично реализовано, и к началу 1931 г. в «Гипрогоре» реально существует подборка проектов под названием «Единая государственная библиотека проектов непромышленного строительства» [10, C.202] . Но ГУКХ стремится к большему – не только присвоению гипрогоровской библиотеке высокого статуса «Центрального государственного архива», но и права «добровольно-принудительно» изымать (под предлогом пополнения фондов архива) из всех проектных организаций страны необходимые ему проектные материалы. И он добивается поставленной цели: постановление СНК РСФСР от 4 марта 1931 г. № 282 предписывает всем проектным организациям в 2-декадный срок передать в «Гипрогор» «по его отбору» все законченные проекты, а в будущем в обязательном порядке предоставлять таковые Центральному архиву в 10-дневный срок по окончания их разработки [15, C.105].

Для организационно-административного оформления всех этих решений и формализации статуса ГУКХ, как главного общегосударственного органа, руководства проектированием и строительством соцгородов СНК предписывает: «Приравнять жилищное строительство важных промышленных центров в отношении снабжения строительными материалами и оборудованием, а также рабочей силой – к промышленному строительству. Поручить ГУКХ составить перечень городов и рабочих поселков, где снабжение строительными материалами и оборудованием жилищного строительства должно быть приравнено к промышленному … Поручить ГУКХ установить общеплановое регулирование производства стандартных домов как по линии Центрожилсоюза, так и по линии прочих производящих стандартные дома организаций … Предложить ГУКХ установить контроль за использованием предназначенных на жилищное строительство средств по прямому назначению, не допуская изъятия этих средств и расходования их на другие нужды» [15, C.105].

Это постановление крайне значимо для понимания процессов борьбы за руководство сферой архитектурно-градостроительного проектирования, происходившей в недрах советской системы государственного управления. Напомним, что идеология развития военно-промышленного комплекса, скрываемая под словами «индустриализация» и «оборонная промышленность», диктовала безусловный приоритет планов и темпов промышленного строительства перед гражданским. В результате, это приводило не просто к некоторому «отставанию строительства жилья и соцкультбыта», а к катастрофическому состоянию среды обитания, которую даже с большой натяжкой нельзя было назвать нормальной. В СССР к началу первой пятилетки существуют две подсистемы градостроительного проектирования. Первая – градостроительное проектирование селитьбы при производственных предприятиях, осуществляемая промышленными ведомствами, входящими в структуру ВСНХ. Вторая – градостроительное проектирование населенных пунктов, контролируемое и осуществляемое ГУКХ НКВД (ГУКХ СНК РСФСР). Их отличие заключается в том «статусе» гражданского проектирования по отношению к промышленному, которое воплощают, соответственно, ВСНХ и ГУКХ: а) «обслуживающий» и б) «самоценный», а также в различном «весе» творческой составляющей в процессах поточно-конвейерной проектной деятельности.

На этом фоне предписание СНК «приравнять жилищное строительство важных промышленных центров в отношении снабжения строительными материалами и оборудованием, а также рабочей силой – к промышленному строительству» оказывается революционным, так как законодательно смещает ценности и смыслы архитектурно-градостроительной проектной деятельности с «промышленности» на «город».

А требование «предложить ГУКХ установить контроль за использованием предназначенных на жилищное строительство средств по прямому назначению, не допуская изъятия этих средств и расходования их на другие нужды» [15, C.105], является и вовсе беспрецедентным, так как ставит ГУКХ во главу общегосударственного процесса распределения и освоения средств, направляемых на расселенческие программы. Безусловно, это требование не беспочвенно, оно имеет под собой огромное количество вопиющих фактов, особенно ярко проявляющихся при возведении соцгородов-новостройкек, таких, например, как Магнитогорск, Бобрики, Новокузнецк и др. Здесь, в случае так называемого «прорыва на фронте промышленного строительства», рабочая сила постоянно снимается с городского строительства и перебрасывается на промышленные объекты. А недобор в финансировании и снабжении промышленного строительства компенсируется материалами, направляемыми на возведение гражданских объектов – руководство градообразующих предприятий постоянно покрывает недочеты и неэффективность организуемой им промышленной стройки за счет «экономии» финансовых средств и стройматериалов, предназначенных на жилищное и бытовое строительство [22, C.14-15]. То есть, просто-напросто, безвозвратно изымает. В результате, люди круглогодично живут в брезентовых палатках, бараках, землянках, товарных вагонах и т.п. за неимением мало-мальски сносного жилья [23].

Организационные усилия ГУКХ при СНК РСФСР по формированию подчиненной ему общегосударственной системы градостроительного проектирования завершаются тем, что 20 июля 1931 г. по постановлению ВЦИК и СНК РСФСР он обретает «на порядок» более высокий статус – становится отдельным наркоматом: Главное Управление Коммунального Хозяйства РСФСР преобразуется в Народный Комиссариат Коммунального Хозяйства РСФСР (НККХ) [24]. При этом, все проектные организации ГУКХ остаются в его ведении, и все они также приобретают значительно более высокий статус – наркоматовских организаций.

Институт «Гипрогор», при этом, преобразуется в «Государственный институт съемки и планировки городов и проектирования гражданских сооружений НККХ РСФСР» и 11 октября 1931 г. укрупняется за счет вливания в него «Гипропроекта»4.

В этот период в стенах института ведется серьезная научная работа, крайне актуальная в свете тех задач, которые приходится повседневно решать сотрудникам института. По секции планировки прорабатываются такие остро необходимые практиками-проектировщикам темы как: «Взаимное расположение производства и жилой зоны в планировке новых населенных мест и при реконструкции существующих». Как указывается в статье, посвященной научной работе «Гипрогора»: «… проработка этой проблемы даст ответ на острый вопрос о целесообразности пространственного отдаления жилой зоны от производства или же о возможности расположения жилищ при производстве при условии обезвреживания вредных газов» [25, C. 112-113]. Подобная задача особенно важна в условиях, когда руководство градообразующего предприятия – основной застройщик жилья в соцгородах-новостройках – прекрасно представляя себе реальные проблемы с наличием автобусов, трамвая и прочего общественного транспорта, необходимого для ежедневной переброски десятков тысяч человек рабочей силы к местам труда, давит на проектировщиков, добиваясь таких проектных решений, при которых селитебные зоны оказываются максимально сдвинутыми к производству – для обеспечения пешеходной доступности до места работы. Заказчик подкрепляет свои доводы устными заверениями, а подчас, и письменными расчетами об обязательном снижении в ближайшем будущем задымления от промышленности, на которые архитекторам нечего возразить в условиях отсутствия научно-обоснованных данных и систематически выработанных принципов проектирования.

Еще одна важная научная тема, которая целенаправленно прорабатывается в стенах «Гипрогора» – ««Проблема социалистического расселения (соцгород)». Эта тема «… предполагает разработку вопросов организации культурного обслуживания, социального воспитания, общественного питания и распределения в соцгороде. Основные естественные и социально-экономические факторы и условия возникновения и развития населенного места. В течение 1931 г. предположено разработать следующие вопросы: а) структура населения будущего города; б) промышленность и транспорт, как факторы, образующие населенное место» [25, C.113]. Эти вопросы крайне актуальны, особенно в условиях, когда расчетные показатели Госплана не только постоянно меняются, вынуждая проектировщиков непрерывно переделывать генпланы, но еще и разительно не совпадают с фактическим количеством населения в соцгородах-новостройках (его намного больше, чем в госплановских расчетах) и с реальными колебаниями его роста в связи с неконтролируемыми миграциями.

«Пространственная организация города в проектах планировки». В основе этой темы – определение основных принципов и методов пространственной организации селитьбы, архитектоники (архитектурного облика населенного места), описание типовых элементов города (улиц, площадей, парков и т.п.), а также принципов организации жилого комплекса» [25, C.113].  Важность этой темы также трудно переоценить, особенно если учесть, что однозначные нормативные предписания того, как следует проектировать соцгорода, в этот период отсутствуют. Проектировщики «наощупь», методом «проб и ошибок», продвигаются в постижении сути «поселений нового типа». Ни администрация градообразующего предприятии – главный «владелец» селитьбы при нем, ни руководство ведомства, в чьей зоне ответственности находится эта стройка, ни государственные плановые органы, ни партийное руководство страны не знают, каким должен быть «соцгород – базовая единица нового типа расселения». Споры и обсуждения, втянувшие профессиональное сообщество в общесоюзную дискуссию о соцрасселении, были властно оборваны постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке быта» и не дали однозначного результата. Аналитические разборки и бесконечные экспертизы все новых и новых вариантов планировок соцгородов, разрабатывающихся в недрах проектных институтов ВСНХ и НККХ, не приводят различные точки зрения на природу нового расселения к единому знаменателю. Вопрос о том, как проектировать соцгорода, решается каждой крупной проектной организацией по-своему. В случае успешной разработки и дальнейшего принятия на общегосударственном уровне правил, постулатов и принципов проектирования соцгородов и систем соцрасселения «Гипрогор» становится основным центром градостроительного проектирования в стране.

Следующая важнейшая тема в плане научных работ «Гипрогора» – это «Районная планировка». «Тема охватывает как выявление принципов районной планировки, так и установление перспектив развития населенного места» [25, C.113].  Актуальность этого направления разработок вызвана тем, что проектирование отдельного населенного пункта оказывается практически невозможным без понимания характера включенности его самого, его населения, его территории в объемлющие процессы.

Опыт уже первых лет первой пятилетки показал, что ведомства, отвечавшие за возведение промышленных предприятий, принимая решения о размещении производства, оказались не способны охватить всю совокупность разнообразных черт и характеристик конкретного района. «Отраслевой» подход к освоению территории не обеспечивал согласованности планировочных решений производства, селитьбы, энергетики, транспорта, сельского хозяйства и т.п. Он порождал фрагментарность и хаотичность: «В строительстве первой пятилетки очередность осуществления тех или иных строек в конкретном районе нередко зависела от инициативности отдельных объединений … для строительства выбирали территорию иногда не в строгом соответствии с действительной потребностью в технологической связи с другими предприятиями, а исключительно по принципам быстроты и удобства освоения участка. В результате, при окончательном установлении объема промышленного строительства данного района часто выявлялось, что, например, территории, близкие к воде, были заняты предприятиями менее водоемкими. Более спокойные рельефы занимались предприятиями с меньшими размерами отдельных корпусов или могущими по своему технологическому процессу быть хорошо устроенными на террасообразных участках. Предприятия же, требовавшие больших, ровных площадей, оказывались вытесненными на неровные рельефы. То же самое в области энергетики и пароснабжения: в зоне действия начатых строительством или существовавших теплоэлектроцентралей ближе к ним возникали предприятия малоэнерго или малопароемкие. Пароемкие предприятия, наоборот, вынуждены были занимать участки вне радиуса действия ТЭЦ, что вызывало необходимость создания новых теплоэлектроцентралей, делавших сплошь и рядом неэкономичным существование уже выстроенных. Аналогичные явления имели место и по отношению к водоснабжению, газоснабжению и т.п.» [26, C.8].

Проектные организации, дифференцированные по ведомственно-типологическому профилю, продолжали реализовать в своей работе узковедомственные интересы. И даже не столько потому, что находились в силу своего административного и финансового положения под принуждением руководства ведомства (хотя таковое также имело место), сколько, прежде всего, потому, что оказывались не в состоянии осуществлять комплексную работу из-за узко предметной направленности своей деятельности. «Гипрогор», взявшись за решение общих вопросов районной планировки, начинает реально претендовать на роль методологического центра проектирования соцгородов. В ходе проводимых им исследований и разработок складывается представление о предназначении районной планировки, как способе установления баланса между: а) производственными мощностями промышленного производства, перерабатывающего местное сырье, и запасами этого сырья, имеющимися в районе; б) потребностью в снабжении рабочего населения городов и рабочих поселков сельскохозяйственной продукцией5; в) возможностями встречного обеспечения сельскохозяйственного производства необходимым ему количеством промышленных товаров и фабрично-заводских услуг по производству и ремонту сложной сельскохозяйственной техники и оборудования; г) потребностями прилегающего сельского хозяйства в кормах и удобрениях, количеством отходов города; д) потребностью в пополнении кадров рабочего класса города трудящимися прилегающих сельских местностей и количеством размещаемого на них крестьянского населения; е) обеспечением деревни культурными достижениями города и диапазоном, представляемых городом, специализированных и квалифицированных услуг (здравоохранения, просвещения и т.п.); ж) пропускной способностью дорожно-транспортной сети, обеспечивающей потребные объемы перевозок сырья и продукции, и многие другие аспекты .

Наркомтяжпром СССР, в который в начале января 1932 г. преобразуется ВСНХ СССР, не сдает без боя поле битвы за государственный заказ на проектирование соцгородов-новостроек. Он оптимизирует работу подведомственных себе проектных институтов, повышает эффективность их деятельности, технологизирует проектный процесс, усиливает кадровый состав профильных институтов. Так, в октябре 1933 г. Наркомтяжпром СССР осуществляет реорганизацию подчиненных ему институтов гражданского проектирования, подобную той, что он проделал годом ранее (в 1932 г.), слив воедино «Металстройпроект» и «Машинстройпроект» и создав тем самым мощнейшую проектную организацию для осуществления единой политики проектирования промышленных предприятий – «Промстройпроект» [10, C.270-271]. По той же организационной схеме он действует и на этот раз. Но с несколько иными целями – для формирования мощной организации градостроительного профиля. Наркомтяжпром объединяет воедино «Стандартгорпроект» и «Гипровтуз» (незадолго до этого – в 1932 г. преобразованный в «Вузстройпроект»).

Созданный укрупненный градостроительный трест получает название «Горстройпроект». Делается это с целью обеспечения единой политики в проектировании соцгородов и соцпоселков, которые возводятся подле промышленных предприятий-новостроек (за функционирование которых, собственно, и отвечает Наркомтяжпром). В «Горстройпроекте» реализуются рациональные формы организации градостроительного проектного процесса, а также отработанная в стенах «Стандартгорпроекта» группой иностранных архитекторов Э. Мая технология поточно-конвейерного гражданского проектирования и принципы стандартизации, унификации и типового проектирования общественных зданий, разработанные группой под руководством Г. Майера в «Гипровтузе».

Борьба ВСНХ (НКТП) и ГУКХ НКВД (НККХ) за власть, за возможность контролировать финансы, людей, материальные ресурсы и проч. приводит к тому, что к концу 1933 г. в Советском Союзе окончательно оформляется такая структура общегосударственной системы массового архитектурно-градостроительного проектирования, в которой уже, фактически, обособленно функционируют две подсистемы – «ведомственная» и «местная».

Первая – градостроительное проектирование селитьбы при производственных предприятиях, осуществляемая проектными организациями промышленных наркоматов, входящих в структуру ВСНХ СССР, а затем в Наркомат тяжелой промышленности СССР (Наркомтяжпром). Это «промышленно-гражданское проектирование».

Вторая – градостроительное проектирование, осуществляемое силами коммунальных отделов местных органов власти, подчиняющихся ГУКХ НКВД, преобразованному в ГУКХ при СНК РСФСР, а затем в НККХ РСФСР – «гражданское проектирование».

Название «промышленно-гражданское проектирование», конечно, условно, но в сопоставлении с термином «гражданское проектирование» оно позволяет подчеркнуть ведомственную принадлежность и различное «отношение» обоих видов проектирования к «градообразующей» функции промышленного предприятия – с одной стороны, «обслуживающее» и всецело подчиненное задачам промышленного строительства и, с другой, относительно независимое от задач промышленного освоения территории, самоценное, в несколько большей степени выражающее интересы места и его специфику.


1Государственный научно-экспериментальный институт гражданских, промышленных и инженерных сооружений ВСНХ СССР.

2 Высший архитектурно-строительный институт

3 Высшее инженерно-строительное училище

4Сведений о деятельности этой организации и ее ведомственной принадлежности пока не обнаружено.

5 Для обеспечения города «малотранспортабельными» продуктами сельского хозяйства в схемах районной планировки выделяются так называемые «агрозоны», т.е. территории сельскохозяйственного назначение, непосредственно прилегающие, к городу.


Библиография

  1. СЗ СССР. 1927. Отдел первый. № 66. ст. 672.
  2. СУ РСФСР. 1930. № 37. Ст. 474. С. 587-591.
  3. Казусь И.А. Организация архитектурно-градостроительного проектирования в СССР: этапы, проблемы, противоречия (1917-1933). Дисс. на соиск. уч. ст. канд. арх. В двух томах. М. 2001. – 667 с.,
  4. СУ РСФСР. 1930. отд. 2-ой. № 36. Ст. 36.
  5. Постановление ЭКОСО РСФСР от 28 октября 1930 г. «Об учреждении государственного Акционерного Общества «Государственный институт по проектированию гражданского строительства и по планировке и съемке населенных мест «Гипрогор». Протокол № 48.
  6. Меерович М.Г. Концепция социалистического расселения [электронный ресурс] /  М.Г.  Меерович. //Архитектон: известия вузов.  – Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2008_3/template_article?ar=IA/ia1 (22 ноября 2008 г.) – на русс. яз.
  7. СЗ СССР. 1930. Отдел первый. № 60. Ст. 640.
  8. СУ РСФСР. 1931. Отдел первый № 4. Ст. 38.
  9. Проекты положения о ГУКХ при СНК РСФСР и край - (обл.) комхозах // Коммунальное дело. 1931. № 4. С. 83-85., С. 84.
  10. Казусь И.А. Советская архитектура 1920-х гг.: организация проектирования. – М.: Прогресс-Традиция, 2009. – 464 с., ил., С. 155.
  11. ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 756. – 85 л., Л. 10-11.
  12. «О ликвидации органов строительного контроля и стройсектора Госплана РСФСР» – Решение ЭКОСО и СНК от 13 февраля и 25 февраля 1931 г.
  13. ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 6958. – 80 л., Л.2.
  14. За индустриализацию. 25 мая 1931 г. № 142.
  15. О плане жилищного и коммунального строительства на 1931 г. и о мероприятиях по его выполнению. Постановление СНК РСФСР. 4 марта 1931 г. // Коммунальное дело. 1931. № 2-3. с. 104-107.
  16. Гипрогор в 1931 г. // Комунальное дело. – 1931. – № 2-3  – С.110-113.
  17. Меерович М.Г. Архитектор в советской истории. Анатолий Фисенко и Альберт Кан // Проект Байкал. – 2009.  – № 20   – C. 156-161
  18. Стандартжилстрой // Коммунальное дело. – 1941.  – № 4. – С. 96.
  19.  Хмельницкий Д.С., Меерович М.Г. Американские и немецкие архитекторы в борьбе за советскую индустриализацию // Вестник Евразии  – 2006. –   № 1 (31).  – С. 92-124
  20. Циркуляр ВСНХ СССР от 12 февраля 1929 г. «Упорядочить дело проектирования и экспертизы по строительству» / Торгово-промышленная газета 1929. 16 февраля.
  21. Лазарев С. За четкий план социалистической реконструкции городов //Коммунальное дело. 1931. – № 5-6. –  С. 18-20.
  22. Поздеев А. Практика строительства новых городов и рабочих поселков // Коммунальное дело.  – 1931. –  № 1. – С.12-16
  23. Меерович М.Г. Типология массового жилища соцгородов-новостроек 1920-1930-х гг. [электронный ресурс] / М.Г. Меерович // Архитектон: известия вузов - 2010. - #31. 3,0 п.л.  – Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2010_3/012 – на русс. яз.
  24. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1, Т. 1., 1930-1945., С. II.
  25. Научно-исследовательская работа Гипрогора // Коммунальное дело.  – 1931. –  №1.  – С.112-114.
  26. Планировка промышленных районов. НКТП СССР. Главстройпром. Промстройпроект. Сектор районной планировки. Работы 1932-1934 гг.  – М., 1934. – 64 с.

Статья поступила в редакцию 03.02.2011



Вернуться назад