ИНТЕЛРОС > Материалы рейтинга "СОФИЯ" > Миссия или смерть

Кирилл Фролов
Миссия или смерть


03 февраля 2011
 

Украинская православная церковь Московского патриархата, крупнейшая конфессия Украины, учится действовать самостоятельно, не испытывая никаких иллюзий по отношению к "оранжевой" власти. Позиция этой самой "оранжевой власти" понятна - оторвать Украинскую церковь от Русской не мытьем так катаньем, разорвать последнюю скрепу, мешающую окончательной трансформации Украины в антироссийское государство.

Последний ход президента Ющенко - приглашение Константинопольского патриарха Варфоломея на Украину. Как известно, маленький по численности, Константинопольский патриархат весьма зависит от США. Стратегия "оранжевых" - затянуть его на Украину на стороне раскольнических групп "Киевского патриархата" и "Украинской автокефальной церкви". Приглашенная президентом Украины делегация Константинопольского патриархата во главе с митрополитом Галльским Эммануилом, посещая Украину, провела встречу с анафематствованным расстригой Филаретом (Денисенко). Раньше представители Константинопольского патриархата делали антиканонические заявления о том, что они готовы вмешаться в дела канонической территории РПЦ - Украины, но отрицали, что будут контактировать с Денисенко. Теперь же эта фигура их не смущает. И сам факт такой встречи - беспрецедентный вызов православию, не меньший, чем гипотетическая уния с римокатоликами.

Ющенко после этого пригласил патриарха Варфоломея на Украину в те же дни, когда приглашен Святейший патриарх Алексий. Варфоломей не имеет права посещать Украину без приглашения патриарха Алексия. А тем более в контексте встречи его людей с Филаретом Денисенко.

Дрогнет ли единственная легитимная церковь Украины, УПЦ МП, если Константинопольский патриархат признает "Киевский патриархат" и "УАПЦ" вообще вторгнется на Украину? К этому нет никаких оснований - в 1920-е годы Константинопольский и Иерусалимский патриархаты уже признавали инспирированный большевиками "обновленческий" раскол. Тогда Турция была союзником большевиков и надавила на Константинопольскую патриархию. В ответ Всероссийский патриарх Тихон не дрогнул - "на всякий случай" отобрал у Киевской митрополии автономный статус, данный Собором 1917-1918 годов, отверг "признание" Константинопольским патриархатом "обновленцев" и победил: в итоге паства осталась с ним.

Помимо бескомпромиссности в главном - догматах, канонах и вопросе единства Русской церкви на всей ее канонической территории - для успеха УПЦ МП логично ответить "миссионерским контрнаступлением". Собственно, такое "контрнаступление" становится сегодня "мейнстримом" русской церковной жизни. В качестве примера можно привести великопостную акцию московского Сретенского монастыря по раздаче Евангелий в московском метро или "Правозащитную концепцию" Русской православной церкви, которая должна быть принята на Архиерейском соборе 25-29 июня сего года, которая обеспечит суверенитет России в такой важной сфере, как правозащитная.

 

Ну а на Украине триумфально прошел первый этап "миссионерского тура" в составе русских и украинских рок-музыкантов и профессора богословия дьякона Андрея Кураева.

Первым делом Андрей Кураев отправился в западноукраинские, "проблемные" епархии Русской православной церкви, туда, где, мягко сказать, тяжело, туда, где раскольниками и униатами захвачены тысячи православных храмов, туда, где молодежь в большей степени духовно изувечена антирусской, антироссийской пропагандой, туда, где могут и освистать и где не каждого православного проповедника будут слушать. И тем не менее...

Выступления российского рок-музыканта Юрия Шевчука (лидер группы "ДДТ"), киевских рок-групп "Братья Карамазовы" и "Скай" совместно с известным православным миссионером отцом Андреем Кураевым с большим успехом прошли в западноукраинских городах Львове, Луцке и Ровно.

В Ровно стадион, на котором выступали российские музыканты, а Андрей Кураев выступил с проповедью, не смог вместить всех желающих, в Луцке выступавших благословил митрополит Нифонт, площадь также была полна". Во Львове послушать рок-музыкантов и миссионера из России, по оценках правоохранительных органов, пришло более 15 тысяч человек.

Поразительны впечатления отца Андрея Кураева об атмосфере, в которой проходят выступления:

"В Луцке ребята после концерта дарили мне цветы, вместо того, чтобы "бить морду москальскому попу", во Львове, когда Шевчук с пафосом говорил "Россия и Украина - братья на век", площадь аплодировала".

После запрета выступления Шевчука и Кураева в Ивано-Франковске (мэр города заявил, что причиной стали критические высказывания также участвующего в туре лидера группы "Братья Карамазовы" в адрес президента Украины Виктора Ющенко и НАТО) площадку для них предоставил город Калуш Ивано-Франковской области, где 8 мая состоялся концерт "ДДТ" и "Братьев Карамазовых", а также выступление отца Андрея Кураева.

Выступления проходят на русском языке, и организаторы не заметили протестов зрителей по этому поводу. Помимо выступлений с Юрием Шевчуком, диакон Кураев проводит в каждом городе лекции, на концертах продаются его книги, написанные для обычных светских людей, разъясняющие и объясняющие уникальность православия и отличие церкви от раскольнических и инославных сообществ.

Священники западноукраинских епархий также выступают на концертах Шевчука и беседуют с собравшейся молодежью, чтобы напомнить, что прийти в итоге надо в приход канонической православной церкви, где ребят ждут.

В тех городах, куда прибывают Кураев и Шевчук, проходят крестные ходы с частицей мощей святого равноапостольного князя Владимира - истинного покровителя всех миссионеров, крестившего Русь без промедления, без пустой демагогии о том, "православна ли такая массовая проповедь", "что нам не важно количество". А слушал бы таких, как те, кто в наше время, радея, якобы "боясь профанации", пытается остановить немногочисленных миссионеров Русской церкви, - не было бы крещения Руси.

Поразительны люди, священники и миряне, сохранившие верность православию (в том числе ценой собственной крови) на Волыни и в Галиции. Они, как никто другой, понимают различие миссии и катехизации. Последняя - это научение вере, погружение в предание церкви тех, кто к ней уже пришел. Внешняя миссия - это работа на "чужом" поле, с теми, кто не согласен, с теми, кому еще надо объяснить, "зачем все это надо".

Митрополит Луцкий и Волынский Нифонт назвал дьякона Андрея Кураева "выдающимся человеком, который всегда откликается на просьбы". Митрополит Нифонт - это человек, выросший в духовной традиции русского монашества, впитавший строгий дух Троице-Сергиевой лавры и Почаева, которого обвинить в модернизме невозможно. Это ревнитель православных догматов и исповедник - в начале 1990-х годов, когда президент Кравчук создавал так называемый Киевский патриархат, адепты этой раскольнической группировки особенно зверствовали на Волыни, повторяя "подвиги" "бандеровцев" и "мельниковцев" в период Великой Отечественной войны, убивших десятки священников Украинской православной церкви во главе с киевским митрополитом Алексием (Громадским) за то, что эти коренные волыняне не хотели отделяться от Русской церкви.

В начале девяностых сторонники "Киевского патриархата" захватили многие храмы на Волыни, избивая священников и мирян арматурой. Никто из нападавших не только не осужден, но является частью политического "бомонда" в Киеве. Боевики "Киевского патриархата" тогда напали на митрополита Нифонта и вскрыли ему вены. Волынская епархия отсудила захваченный раскольниками кафедральный собор, но решение суда не выполнено до сих пор.

Знакомство с этой реальностью, несомненно, полезно и промыслительно для лидера "ДДТ" Юрия Шевчука - вот она, "оранжевая демократия" в действии. Вообще, на вопрос, почему именно "оппозиционер" Шевчук, а не, допустим, Константин Кинчев задействован в туре, я отвечу. Мы сильные, мы не боимся частного политического мнения русского поэта Юрия Шевчука. В России можно не любить власть, нетерпима нелюбовь к России. Но в этом Юрия Шевчука упрекнуть нельзя. Поэтому Шевчук на Западной Украине - это очевидный укор "бандеровской демократии", поощряющей тех, кто бил священников трубами и резал вены православным епископам.

Вслед за Луцком - Львов. И там, в эпицентре унии и борьбы с русским языком, пятнадцать тысяч человек внимательно слушали то, что пел Шевчук и говорил Кураев.

Перед концертом была совместная пресс-конференция с единственным каноническим епископом Львова - владыкой Августином. Это также незаурядная личность. Помимо львовской епархии он возглавляет военный отдел Украинской православной церкви. Чтобы ему поверили в армии, он прыгает с парашютом вместе с десантниками. Помимо молитвы, по его словам, ему сильно помогает вождение автомобиля на большой скорости - епархия действительно нервная. Архиепископ Августин открыл во Львове филиал Свято-Тихоновского института. Но никакой "руки Москвы" в появлении этого филиала нет, скорее, наоборот. Но об этой проблеме - позже.

В Закарпатье музыкантов и миссионеров принимал настоятель кафедрального собора в Ужгороде отец Димитрий Сидор, он же духовный лидер русинского народа, глава "Сойма Подкарпатской Руси" - неформального собрания национальной элиты русинов. Русины, в отличие от галичан, верны каноническому православию. В Закарпатье более 600 приходов канонической церкви.

Когда в 1990-е годы униаты "вернули" себе большинство храмов в Ужгороде, отец Димитрий заложил собственный дом, сам спроектировал и построил огромный собор в центре Ужгорода, вмещающий до 6 тысяч человек. Собор обстроен анфиладой помещений, в которых располагается русинский музей, благотворительная столовая, теле- и радиостудия, музыкальный центр, редакция газеты "Христианская семья". На Пасху в храме и вокруг него собирается до 60 тысяч человек. Такова роль личности в истории - если бы не отец Сидор, был бы Ужгород униатским городом. А были бы все священники такими, как отец Димитрий, мы бы сейчас жили в действительно православной стране.

Винница. На концерт и выступление отца Андрея пришло около 50 тысяч человек.

Днепропетровск. Со сцены выступил почтенный иерарх - митрополит Днепропетровский Ириней, призвавший слушателей влиться в армию православных миссионеров.

Затем Запорожье, Донецк, Луганск, Полтава, Харьков, Чернигов. Везде 20, 30 тысяч зрителей, в Чернигове около 50 тысяч. Черниговский архиепископ Амвросий кропил святой водой с воздушного шара десятки тысяч человек, собравшихся послушать Кураева, Шевчука и Олега Карамазова. Когда дьякон Кураев начинает выступать, слышны крики, улюлюканье. К середине его проповеди тишина, а в конце - такие же аплодисменты, как и Шевчуку. То, как отец Андрей Кураев мастерски умеет обращаться с аудиторией, можно увидеть в видеоотчетах на его портале www.kuraev.ru.

Дьякон Кураев так комментирует свои действия ("Газета по-донецки", 2 июня 2008 г):

"Наш "миссионерский тур" является свидетельством внутрицерковных перемен. Мероприятия проходят по благословению патриарха с участием митрополита Киевского и всея Украины Владимира, местных архиереев и священников. Значит, рок-проповедь наконец перестает быть маргинальной - это уже не просто чудачества диакона Кураева. Церковь сняла табу на миссионерский эксперимент, она готова выйти за пределы кадильного занавеса, чтобы обратиться к своим детям.

Во-вторых, благодаря таким концертам многие церковные люди меняют свой стиль мировоззрения. Видя, как тысячи молодых ребят на площадях отзываются на слово о любви и о Христе, они начинают понимать, что не надо стилизовать всю современную жизнь под Апокалипсис, что есть поводы для улыбки, для оптимизма, для творчества, а не только для страхов по поводу конца света.

В-третьих, мы воспринимаем наш концертный тур как народную дипломатию. Например, Юрий Шевчук из "ДДТ" перед исполнением своей песни "Попса" объясняет, что попса - это не только те, кто поет под фанеру, но еще и сектанты, у которых вместо Бога доллары в глазах, и политики, которые ссорят наши братские народы... В некотором смысле наш тур - это еще и ответ на выпад одного галицийского депутата, который пару лет назад заявил, что российский язык - "мова криминала та попсы". Вот мы и решили приехать: думаю, Юрий Шевчук - это точно не попса, надеюсь, что и я довольно далек от криминала.

Наконец, наша главная цель - пояснить ребятам, что если они любят рок-музыку, то это еще не повод считать себя врагом христианства. Потому что и рокеры, и просто молодые могут быть православными, и не надо откладывать вхождение в церковь до выхода на пенсию по интеллектуальной недееспособности".

Кураев и не пытается скрывать своей политической позиции. Как и Шевчук, призвавший бойкотировать выступления "Океана Эльзы", ибо Вакарчук-старший (отец лидера популярной и в России рок-группы), став министром образования Украины, обещал извести русский язык в вузах Украины за три года.

Отец Андрей посылает очень четкие сигналы "донецким", суть которых очень проста - "атеизм - опиум для народа", безрелигиозность Востока делает его беззащитным перед пассионарной униатской Галицией. В цитированном выше интервью "Газете до донецки" он отметил:

"Каждые новые выборы в Украине кончаются одним и тем же - когда электоральная буря успокаивается, представители двух половинок страны встречаются в парламенте и, поскольку им надо работать вместе, начинают понятный поиск компромиссов. При компромиссе же всегда жертвуют второстепенным - ради главного. Но если для ребят с Запада главное - национальная идея и идеология, то для ребят с Востока - бизнес. Поэтому компромисс всегда достигается за счет русского языка и всего того, что с этим связано".

Кураев не ограничивается советами. Он добросовестно исколесил Донбасс и в этот раз, и до этого и будет это делать и впредь, пока православная пассионарность Юго-Востока не "переможет" энергию униатского Запада Украины.

Продолжение тура - в июле. Это Крым, Причерноморье и Киев - три концерта на майдане, приуроченных к Дню святого Владимира 28 июля.

То, что было сорвано выступление в Ивано-Франковске, неудивительно. Но теперь под вопросом выступление в Севастополе 13 июля. Ему препятствуют назначенные Киевом (жители Города русской славы поражены в правах - лишены права избирать собственного мэра) руководители исполнительной власти - С.Куницын и В.Казарин. Последний, считавшийся "пророссийским политиком", в интервью "Новому региону" цинично заявил, что они предлагали Кураеву с Шевчуком выступить на Пасху, но те, видишь ли, отказались, а 13 июля, дескать, "никакая" дата. Но на Пасху православные в церкви, а дьякон Кураев, между прочим, клирик московского храма Михаила Архангела в Тропарево.

 

С внешними противниками все понятно. Но дело не только в них.

Июльская часть "миссионерского тура" должна быть обеспечена с тыла - те, кто пытается скомпрометировать дьякона Андрея Кураева, поставить под сомнение его православие и служение церкви, призывает бросить эту акцию и отправиться на Соловки, объективно работают на сторонников отделения Украинской православной церкви от Московского патриархата.

Очевидно и то, что внешние, в том числе геополитические, оппоненты Русской православной церкви изучают и внутреннюю жизнь Русской церкви, чтобы нанести удар по тем, кто дышит и действует, делая Христово дело в России. Этому научилась большевистская власть. Вспомним недоброй памяти заместителя председателя Совета по делам религии при Брежневе Фурова, профессионала по борьбе с церковью, который в своем знаменитом докладе о борьбе с религией в СССР особенно отмечал, что привлечение молодежи в церковь является одним из самых опасных явлений для политики государственного атеизма.

Атака против сотрудничества церкви, общества и государства осуществляется на нескольких фронтах. Методологию Фурова по изведению молодежи из церкви пытаются перевести на язык, понимаемый в церковной среде. Секулярные противники "Основ православной культуры" кричат о том, как опасно церковь подпускать к молодежи, "которую церковники превратят в отсталых и зашоренных людей", и тут же их идеи ретранслируются в церковной среде: дескать, не нужна нам в церкви эта безнравственная молодежь, которая не уступает места в транспорте старшим, несет в церковь свой либеральный дух, хочет сломать устои, "устроить в Русской церкви второй Ватиканский собор", прорыть тоннель от Бомбея до Лондона, пытается "разрушать церковь" с помощью так называемого миссионерства. Дальше - больше. Дескать, нечего вести диалог с этим "безблагодатным" "немонархическим" государством, с этим неизлечимым обществом, а в крайних вариантах - вообще не брать "сатанинские" паспорта РФ и не ходить на "бесовские выборы". И вообще, православный не должен быть успешным и - о ужас! - состоятельным, а радость - это "проявление глобализации".

Закономерно, что те, кто "спасает церковь от молодежи", делают общее дело с теми, кто "спасает молодежь от церкви", с деятелями типа "оранжевого" эмигранта Артемия Троицкого, который неистовствует по поводу того, что церковь "лезет на "их" территорию" - к молодежи, в политику, рок-музыку.

Лично помню, как коммунисты делали все, чтобы не пустить молодежь в церковь, как именно на то, чтобы не допустить молодых в храм, были заточены комсомольские дружины, блокировавшие входы в храм на Пасху и Рождество, и именно в эти дни по телевизору показывали ту самую "клубничку", которая запрещалась во все другое время. Не их ли дело продолжают "блюстители советской нравственности", "спасающие" церковь от молодежи?

На совести "спасателей церкви от молодежи", борцов с "заискиванием перед молодежью" - несозданные семьи, нерожденные дети, в том числе убитые при абортах (не пускали священников к молодежи, и не узнала ничего молодежь), погибшие души тех, кто тянулся ко Христу, но его не пустили из-за не казарменного выражения лица и не типовой формы одежды. Еще больше тех, кто вообще ничего так и не узнал о православии из-за того, что батюшки и миряне, начитавшись ханжеских или намеренно провокационных брошюрок, решили, что не надо идти к молодежи и вести ее ко Христу. И таких убитых "суперправославными" "борцами с молодежью" душ - не единицы, не десятки, не сотни, а тысячи и тысячи. Это - преступление перед будущим.

Пишутся целые монографии, где сама идея церкви как субъекта истории и политики объявляется "католической", а церковь обвиняется аж в... подготовке февральской революции, а идея восстановления патриаршества, без которого канонический строй церкви неполноценен, признается... "революционной" и "католической". Добрые следователи-исследователи ерничают над церковью, умиляясь тем, как в период "синодального пленения" церкви было хорошо, ведь епископы были избавлены от бюрократической волокиты... Для нас, православных христиан, церковь есть источник смысла и легитимности государства, общественных норм, а не наоборот. И это, на самом деле, полезно для общества и государства - должна быть сила, которая, не посягая на свободу личности (ибо христианство принесло в мир идею уникальности богосозданной личности, ее личной свободы и личной ответственности), постоянно напоминает о добре и зле. Как писал святой новомученик архиепископ Иларион (Троицкий): "Если отнять Христа, люди перебьют друг друга".

Появились публикации, различные "Обращения духовенства к Архиерейскому собору", в которых разоблачаются "коварные внутренние враги", задумавшие якобы устроить "второй Ватиканский собор" в Русской церкви.

В подобных текстах содержатся "протесты против литургической реформы". Но Собор не собирается даже рассматривать этот вопрос, его нет в повестке дня. Поэтому "борьба с литургической реформой" - это борьба с несуществующим противником. Значит, несуществующая угроза нагнетается с вполне определенными целями.

Под литургической реформой авторы понимают "объяснение на русском языке смысла богослужения", которое подразумевается "миссионерской литургией", разработанной Миссионерским отделом Русской православной церкви. Но это полнейший абсурд - богослужение необходимо объяснять, его смысл не ясен подавляющему большинству прихожан. Утверждается, что такое объяснение нарушит "молитвенный ход Литургии". Но по этой логике проповедь, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ, нарушает "молитвенный ход". По уставу проповедь на Всенощном бдении положена несколько раз.

В письмах осуждается "заигрывание с современной маргинальной культурой". Это нельзя расценить иначе, как выпад против успешных миссионерских проектов отца Андрея Кураева.

Как можно понять из текста "Обращения", там указывается неприемлемость католического и протестантского опыта использования "современной маргинальной культуры" в богослужении. Но ни один православный миссионер, даже ни один либерал и обновленец в Русской церкви никогда ни к чему подобному не призывал. Остается предположить, что составители текста намеренно придумывают, раздувают "угрозу либерализма и обновленчества", чтобы нанести удар по православным миссионерам.

Священники, выступающие на рок-концертах, такие как отец Сергий и отец Андрей Кураев, приводят в церковь десятки тысяч людей, что показала поездка отца Андрея Кураева с группой "ДДТ" по Украине.

Кроме того, под "статью" "заигрывание с современной маргинальной культурой" можно при желании (а у "товарищей" желание есть) подверстать и миссию в интернете, и духовное окормление спортивных команд, - словом, любую деятельность за пределами храма, любое соприкосновение с современной культурой, ибо "маргинальность" можно трактовать сколь угодно широко.

Антикураевские "писатели" договорились чуть ли до новой антропологической ереси об "особенной греховности" нынешнего поколения, пытаясь таким образом оправдать свою апологетическую несостоятельность.

Подобную кампанию нельзя расценить иначе, как направленную против православной миссии как таковой. Именно так можно надолго "выбить" Русскую церковь, как бы "добровольно", как бы "по-православному" в стиле Фурова, "проводить антицерковные мероприятия "церковными" руками".

Остается надеяться, что Архиерейский собор не даст расправиться с православными миссионерами, защитит их, обеспечит им тылы для нормальной миссионерской работы в современном обществе, избавит их от необходимости оправдываться за каждый шаг, реагировать на постоянные ложные обвинения.

А Кураевы ох как нужны и внутри России, где протестантские общины на востоке дышат в затылок православным. А смена религиозной идентичности на Дальнем Востоке - это неизбежные предпосылки сепаратизма. Неужели православное сообщество не научит горький киевский урок, когда на прошедших выборах мэра в колыбели русского православия больше всех голосов получили Леонид Черновецкий - член "неопротестантской" деноминации и баптиский пастор Александр Турчинов? Причем оба кандидата русскоязычные, из восточных областей, по логике они должны быть чадами Украинской церкви Московского патриархата. Просто в ситуации миссионерского паралича церкви пустующее пространство заполнили протестантские деноминации.

Борцов с "клерикализмом" более чем устроит, если церковь "добровольно" уйдет из общества, перестанет обращаться с молодежью, с мыслящим классом, "отстанет" от телевидения и школы, если православные сожгут паспорта, выбросят "греховные" мобильники и компьютеры и оставят Россию им.

Но это не устроит ни Русскую церковь, ни Российское государство.

Кураевский миссионерский тур - это важная, но не единственная составляющая борьбы за единство Русской церкви.

Вообще, нынешние украинские церковные проблемы - это укор нашему православному сообществу и государству. Что мешало делать все это (и еще много чего) последние годы, и не только на Украине? Да еще при благоприятной для России "сырьевой" конъюнктуре? Какие "масоны" мешали издать блестящие труды самих же украинских интеллектуалов 17-19-го веков, считавших себя русскими и выступавших за единство Руси с риском для жизни и свободы? Я имею в виду карпаторусских "москвофилов" и исповедников православия, против которых был применен первый в двадцатом веке геноцид (согласно Конвенции ООН, геноцидом считается уничтожение по религиозному и национальному признаку), когда появились первые в Европе концлагеря для православных русофилов, такие как австро-венгерский "Талергоф". Почему не мобилизованы такие яркие православные интеллектуалы, как крымский протоиерей Николай Доненко, который профессионально изучает позицию святых новомучеников, уничтоженных на территории Украины, по отношению к вопросу отделения Украинской церкви от Русской и доказывает, что святые были непримиримо против такого отделения?

Мы жалуемся на американцев, открывших на Украине сотни неправительственных организаций, ищущих и "скупающих" таланты по школьным сочинениям и студенческим рефератам, серьезно занявшихся молодежью; жалуемся на униатов, устраивающих грандиозные молодежные паломничества в "Антипочаевскую антилавру" в Зарванице, проводящих специальный "Патриарший собор" в Киеве, посвященный только молодежной миссии и тому, как обратить в униатскую веру и "оранжевую" культуру Донбасс, Крым и Новороссию.

Что нам мешает сделать больше и лучше?

Миссия - это норма веры, она также необходима, как ежевоскресное участие в Божественной Литургии, ибо Апостольство - это не "хобби", а свойство церкви.

Воля к миссии - это воля к жизни. Миссия или смерть: такова правда жизни, такова реальность.


Вернуться назад