ИНТЕЛРОС > Материалы рейтинга "СОФИЯ" > ОТ ДОНБАССА ДО КАРПАТ. Украина сегодня и завтра

Александр Нагорный
ОТ ДОНБАССА ДО КАРПАТ. Украина сегодня и завтра


01 марта 2011

Половина моих родственников живет и всегда жила в столице Украины. Сам же я — потомственный москвич. И ничто меня не заставит думать, будто они — другой народ. Между тем, именно на это делают ставку захватившие власть в Киеве "оранжевые", наследники дела Мазепы и Бандеры. Впрочем, надо сказать, что этот захват произошел не только с подачи "вашингтонского обкома", но прежде всего — при явном или скрытом попустительстве кремлевских властей. Эта ситуация рубежа 2004-2005 годов продолжает и развивает ситуацию 1990-1992 годов, когда Ельцин и Ко под руководством Вашингтона делали всё для того, чтобы исторические пути Украиы и России, более трех веков назад воссоздавших единую государственность, снова разошлись как можно дальше друг от друга.

Государственное разъединение Украины и России после беловежских соглашений 1991 года стало важнейшей составляющей крупнейшей геополитической катастрофы ХХ века, как назвал уничтожение СССР Владимир Путин. И одновременно — крупнейшим геополитическим достижением США, что особо подчеркнул в своей книге "Великая шахматная доска" Збигнев Бжезинский. И даже с учетом его собственных польских корней, уходящих в Речь Посполиту "от моря до моря", сверхценность "украинского вопроса" для России ничуть не надумана.

Вместе две эти республики составляли прочную основу Советского Союза: 90% территории, 80% экономики и две трети населения страны, практически полная культурно-историческая совместимость (за исключением части Западной Украины) и так далее. Практически весь СССР строился вокруг оси Россия—Украина. И рухнул только после того, как эта ось оказалась разрубленной. Именно на этом, на "видрубности" Украины от России, всегда настаивали украинские националисты, главными задачами которых после обретения независимости стала, во-первых, фиксация этого разрыва, а во-вторых, экспансия на Восток и Юг республики с "перевариванием" и трансформацией их культурного пространства, бывшего неотъемлемой частью великого советского проекта и бесконечно далекого от "западенского кугутства".

Однако именно на это "кугутство", да еще в его эмигрантском, более приспособленном к "общечеловеческим западным ценностям", варианте, сделала ставку в 90-е годы и политическая элита Украины, и её интеллектуальная обслуга. Разумеется, создать на этой базе "крайину европэйского типу" киевским политикам не удалось, зато деградация советского уклада прошла максимально быстро и эффективно — достаточно сказать, что за годы "нэзалэжности" Украина потеряла практически пятую часть своего населения — в масштабах России это означало бы сокращение до 120 миллионов человек вместо нынешних 142.

Оправдать такие людские потери в мирное время ничем нельзя — и тем активнее на всей территории Украины, от Донбасса до Карпат, действующей властью возгоняются мифы о "голодоморе" 30-х годов и "клятых москалях, яки викамы знущалыся над нэнькою-Украйиною". Собственно, аналогичные ментальные процессы можно наблюдать и в России — только в концепциях отечественных либералов роль экзистенциального врага призваны выполнять — с необходимой поправкой на обстоятельства места и времени — уже не "кляти москали", а коммунисты и Сталин.

Разумеется, все эти мантры можно повторять практически бесконечно — пока всё окончательно не развалится, и тогда, сидя на руинах, уже поневоле придётся задуматься о проблемах совсем иного качества. Поэтому лично я искренне рад, что в России до такой ситуации дело не дошло, и столь же искренне хочу, чтобы оно не дошло до такой ситуации и на Украине.

То, что власти в Кремле начали не только говорить о необходимости Развития, но и предпринимать для этого Развития первые, еще неуверенные, но всё-таки реальные шаги, — очень хорошо. Плохо другое: что при этом они исходят из потенциала только самой Российской Федерации, практически не задействуя потенциал бывших союзных республик. Нет, я знаю, что на Ташкентском авиационном заводе сегодня собираются новейшие российские самолеты, что поезда по Транссибу по-прежнему ходят через территорию Казахстана, что в РФ прошлым годом было поставлено 4 миллиона декалитров молдавского вина, а двадцатитысячная белорусская армия в рамках Союзного государства стоит на страже наших западных границ.

Всё это, безусловно, хорошо и даже замечательно. Но без кооперации и интеграции с Украиной — даже в её нынешнем виде — потенциал отечественного Развития всё равно оказывается критически недостаточным. Эту простую истину почему-то куда лучше понимают в Киеве, чем в Москве, а еще лучше — в Вашингтоне. Там уже считают недостаточным "простое" государственное разъединение Украины и России — там намерены окончательно закрепить его путем принятия Украины в НАТО, размещения на её территории своих военных баз и практического уничтожения Черноморского флота России.

И делают для этого всё возможное и даже невозможное, поскольку совершенно справедливо видят в Украине своеобразный "ключ" к России. Не только военно-стратегический, но и экономический. Это касается и экспортной "трубы" в Европу, особенно газовой, и целого ряда высокотехнологичных отраслей, воссоздание которых в РФ потребует многомиллиардных инвестиций, и продукции сельского хозяйства, единственно способной дать блоку РФ—Украины определенную устойчивость к мировому продовольственному кризису, и дополнительного источника рабочей силы для проектов Развития, и многого другого, о чем в рамках газетной статьи не скажешь.

В этих условиях отсутствие внятно сформулированной и последовательно осуществляемой политики Кремля по отношению к Украине выглядит, можно сказать, самоубийственным. Тем более, что эту политику всё чаще подменяют крики о том, что Украина для России потеряна, всё кончено, а потому надо "давить и не пущать". Как можно всерьёз говорить об этом, если 70% жителей Украины выступают против НАТО и за сотрудничество с РФ? Если даже среди пришедших к власти "оранжевых" нет единства, и конфликт между президентом, лидером НУНС Виктором Ющенко и премьер-министром, лидером БЮТ Юлией Тимошенко, судя по всему, будет только разгораться? Если глобальный финансово-экономический кризис серьёзно уменьшает те "степени свободы", которые могут использовать "всемогущие" США, и они явно будут выбирать "линию наименьшего сопротивления" для продвижения своих интересов в мире — а мы, "отказываясь" от Украины, фактически создадим для них эту самую линию наименьшего сопротивления — своего рода "зелёную улицу": вот, здесь вы можете получить всё, что захотите?

Нет, России надо всеми силами бороться за Украину — за всю Украину, а не только за Севастополь, Крым или Левобережье. Поскольку именно здесь — высший стратегический приоритет усиления внешней политики и экономики нашей страны. Естественно, строить свой курс необходимо с учетом внешнеполитических, внутрироссийских и внутриукраинских условий.

Их совокупность и сегодня, и в ближайшей перспективе выглядит весьма обнадеживающе для российских интересов. Нынешний глобальный кризис явно способствует усилению и единению РФ, поскольку природные богатства нашей страны будут востребованы на мировом рынке. Это означает не только рост валютных доходов от экспорта энергоносителей и других полезных ископаемых. Это означает еще и формирование целого круга экономических и политических субъектов, заинтересованных в сотрудничестве с Россией и защите статус-кво. Пока такой круг создается по принципам, которые весьма слабо соответствуют национальным интересам России. Но изменения здесь практически неизбежны — поскольку "отстройка" от Запада в нынешней ситуации становится жизненной необходимостью не только для российского общества, но и для российских элит.

Что же касается Украины, перенос центра тяжести "тройного" конфликта на линию Ющенко—Тимошенко отражает не столько личные амбиции его участников (хотя куда без этого?!), сколько реальный тупик "многовекторной" политики постсоветской Украины — тупик, вызванный как раз тем, что на Западе развивается кризис, а на Востоке усиливается Россия. В этих условиях период дисбаланса всего украинского политикума выглядит практически неизбежным. Воспользоваться им — наша задача.

Что для этого необходимо как программа-минимум? Прежде всего, отказ от любых демонстративных действий, направленных на обострение межгосударственных отношений. На провокации националистов нужно отвечать не их языком, а языком государственным и конструктивным. Для этого можно использовать как экономические возможности современной России, так и культурные, и собственно политические. Следует не на бумаге, а на деле развивать приграничное и трансграничное сотрудничество регионов России и Украины, установив спецотчетность руководителей субъектов РФ по данному направлению работы. Следует создать максимальную финансово-экономическую заинтересованность среднего жителя Украины в сотрудничестве и добрососедстве с Россией, включая право облегченного въезда на территорию РФ, устройства на работу и получения вида на жительство. Следует отказаться от ускоренного роста цен на поставки энергоносителей как внутри России, так и для Украины с Белоруссией. Следует частично восстановить, а частично поддержать как российскую культурную среду на Украине, так и украинскую культурную среду в России — включая развертывание соответствующей сети масс-медиа, общественных неправительственных организаций, образовательных и социальных программ, в которых, помимо государства, должны участвовать крупнейшие российские корпорации, что действуют на Украине и "в интересах бизнеса" нередко поддерживают открыто антироссийские силы. Это касается, в первую очередь, "Газпрома", но не только и даже не столько его. Практически любая отрасль отечественной экономики, несмотря на вот уже 17 лет раздельного государственного существования Украины и России, продолжает оставаться в той или иной мере скооперированной с соответствующими отраслями "нэзалэжной". Это связь, железные дороги, энергетика, черная металлургия, финансы, "оборонка" и так далее до бесконечности. Пока этот гигантский потенциал остается невостребованным со стороны политического руководства Российской Федерации.

Особняком стоит вопрос о статусе русского языка как второго государственного языка Украины. Учитывая исходную русскоязычность почти 30 млн. населения Востока и Юга Украины, ответные требования Киева о придании украинскому языку статуса государственного на территории РФ выглядят совершенно абсурдными. Тем не менее, на такой шаг можно и нужно согласиться в целях соблюдения транспарентности и симметричности законодательства — только передав решение и реализацию данного вопроса на региональный и муниципальный уровень.

Конечно, реализация даже такой программы-минимум потребует и от властных структур РФ, и от самого российского общества не только весьма значительных усилий, но и совершенно определенных изменений социально-экономической модели развития. Например, не исключено, что дрейф Украины от президентской к парламентской республике, несомненно, в большей степени отвечающий интересам России и задачам укрепления стратегического партнерства двух стран, может быть ускорен не только очередными досрочными выборами в Верховную Раду (что потребует отказа Партии регионов от сотрудничества с Ющенко и негласного взаимодействия с Блоком Юлии Тимошенко), но и аналогичными изменениями в политической системе нашей страны. Несомненно, те "окна угроз" со стороны сепаратизма, которые возникнут или расширятся при данных изменениях, нужно будет как-то и чем-то "затыкать", что для нашей власти в её нынешнем виде — только лишняя обуза. Однако надо понимать, что альтернатива этому пути одна — окончательное разделение и уничтожение "поодиночке" наших народов.


Вернуться назад