К истории рецепции творческого наследия Ф.М. Достоевского в Нидерландах: Николас ван Вейк
В статье приводится реконструкция начальной истории рецепции творческого наследия Ф.М. Достоевского в Нидерландах. Устанавливается, что первые нидерландские переводы, так же как и нидерландская рецепция литературного наследия Ф.М. Достоевского, относящаяся к концу XIX в., первоначально были обусловлены не столько обращением к самой русской культурной традиции, сколько признанием русского писателя в Германии и Франции. Особое внимание уделяется тем оценкам, которые получило творчество Ф.М. Достоевского в работах «отца нидерландской славистики» Николаса ван Вейка, который с 1913 г. возглавлял кафедру славянских и балтийских языков в Лейденском университете.
|
20 декабря 2021
Мас̱навӣ Фарӣд ад-Дӣна ‘Ат̣т̣а̄ра как форма репрезентации суфийского учения
Автор обращается к анализу суфийского дискурса, нашедшего воплощение в дидактической поэме (мас̱навӣ). Она стала одной из наиболее востребованных форм выражения теоретического знания у суфийских персидских авторов классического периода. В центре внимания – обзор и краткий анализ четырех главных мас̱навӣ персидского поэта-суфия и мыслителя конца XII – начала XIII в. Фарӣд ад-Дӣна ‘Ат̣т̣а̄ра: «Книги тайн» (Асра̄р-на̄ма), «Книги скорби» (Мус̣ӣбат-на̄ма), «Божественной книги» (Ила̄хӣ-на̄ма) и «Языка птиц» (Мант̣ ик̣ ат̣ - т̣ айр). Последовательно рассмотрены композиция, особенности сюжета и содержательное наполнение поэм, показан принцип их выстраивания: он заключается в совмещении «явного» (нарративного) и «скрытого» (суфийского) пластов смысла. Предложена философская интерпретация всех четырех мас̱навӣ с учетом двуплановой структуры, выявлена их общая проблематика – поиск путей и осмысление способов богопознания.
|
20 декабря 2021
Место диалога «Кратил» в школьном курсе неоплатонической философии
Работа посвящена определению той роли, которую играл диалог «Кратил» в школьном курсе неоплатонической философии. «Кратил» является одним из двенадцати диалогов Платона, отобранных Ямвлихом для изучения платоновской философии (так называемый «канон Ямвлиха»). В статье автор, во-первых, анализирует основные принципы организации курса чтения диалогов Платона, как они изложены в «Анонимных пролегоменах к платоновской философии», среди них: а) единство темы, или цели (σκοπός); б) выбор двенадцати диалогов; в) порядок их чтения и др. Во-вторых, опираясь на реконструкцию текста «Пролегоменов», предложенную Л. Вестеринком, автор показывает, почему «Кратил» помещался после «Федона», но перед «Теэтетом». В-третьих, автор определяет цель (σκοπός) «Кратила», которая становится ясна благодаря анализу «Комментария к Кратилу» Прокла.
|
19 декабря 2021