
66

космополис № 1(20)

весна 2008

Зарубежное 

вещание 

на службе 

у государства

Алексей Долинский

К
руг акторов мировой политики пос-

тоянно расширяется. Еще недавно 

международные структуры, непра-

вительственные организации, транснаци-

ональные корпорации, средства массовой 

информации считались новыми субъектами, 

а сегодня они стали почти такими же привыч-

ными, хотя и не столь влиятельными участ-

никами мирового политического процесса, 

как государства. Государства постепенно 

признают значение нетрадиционных акто-

ров и все чаще сами создают подконтроль-

ные неправительственные организации, 

акционерные общества с доминированием 

государственного капитала и международ-

ные СМИ. При внешнем сходстве подобные 

акторы принципиально отличаются от своих 

«естественно возникших» прототипов. Для 

действующих на мировой политической 

сцене крупных государственных компаний 

прибыль, безусловно, значимый фактор, 

но политические дивиденды их интересуют 

больше, нежели экономические. Бизнес 

такого рода становится инструментом в 

руках государства. Создаваемые государс-

твом неправительственные организации 

(так называемые GONGO — government-

organized non-governmental organization) 

претендуют на легитимность традиционных 

НПО, обладают внешней независимостью, 

но действуют в мировой политике преиму-

щественно в интересах своих создателей и 

контролируются ими. 

Явлением того же рода можно считать 

создаваемые государством СМИ, ориенти-

рованные на зарубежную аудиторию. По-

добные структуры существовали и в XX в.: 

достаточно вспомнить «Голос Америки» или 

«Совинформбюро». Но сегодня речь идет не 

о государственных органах зарубежного ве-

щания, а о внешне самостоятельных средс-

твах массовой информации, способных 

конкурировать с медиа-корпорациями. Они, 

с одной стороны, обладают значительной 

свободой редакционной политики, с другой, 

так или иначе, отстаивают государственные 

интересы. Такая двойственность позволяет 

рассматривать их отдельно как от независи-

мых СМИ, действующих на международной 

арене, так и от государственных СМИ, ве-

щающих внутри страны. В последние годы 

появилось довольно много телеканалов, 



67

космополис № 1(20)

весна 2008

А л е к с е й  Д о л и н с к и й  /  З а р у б е ж н о е  в е щ а н и е  н а  с л у ж б е  у  г о с у д а р с т в а

созданных государствами для вещания 

на зарубежную аудиторию, и их роль в 

мировой политике заслуживает внимания 

исследователей.

*  *  *

Среди многочисленных последствий тра-

гедии 11 сентября 2001 г. все чаще называют 

изменение подхода государств к обществен-

ной дипломатии (public diplomacy). В 1990-е 

годы общественная дипломатия, служившая 

инструментом внешней политики на протя-

жении «холодной войны», отошла на второй 

план. Поводом для очередного пересмотра 

приоритетов в 2000-е годы стало появление 

новых источников угроз. Сегодня главный 

вызов безопасности государств исходит не от 

других государств, а от новых типов акторов, 

выступающих источником террористической 

опасности. Соответственно, традиционные 

меры обеспечения безопасности, напри-

мер, наращивание военного потенциала 

как гарантии ответного удара, утратили 

эффективность. В настоящее время более 

эффективной представляется обществен-

ная дипломатия как попытка переубедить 

потенциального противника (террориста) 

или, как минимум, лишить его общественной 

поддержки. Доминирование американских 

компаний в международном информаци-

онном пространстве и усилия дипломатии 

США по продвижению имиджа страны при-

влекли к этой сфере деятельности внимание 

других государств. Вслед за Соединенными 

Штатами они также активизировали свою 

общественную дипломатию.

Появление многочисленных междуна-

родных телеканалов стало возможным, в 

том числе, благодаря развитию информа-

ционных технологий (спутникового веща-

ния, Интернета и т.п.). Они в десятки раз 

уменьшили стоимость телевидения: если 

раньше нужно было сооружать вышки и 

ретрансляторы, бороться за лицензию на 

одну из частот в довольно узком диапазоне, 

то теперь достаточно иметь доступ к спут-

никовым технологиям и выход в Интернет. 

Телевидение ныне доступно в глобальном 

масштабе, а возможности государств кон-

тролировать телевещание на своей терри-

тории ограничены. 

Значительную роль в развитии совре-

менных телеканалов зарубежного вещания 

сыграл успех одного из первопроходцев — 

канала «Аль-Джазира», созданного руко-

водством Катара с целью продемонстриро-

вать миру свою прогрессивность и незави-

симость от Саудовской Аравии [Rugh 2004: 

215]. В результате небольшое полуостров-

ное государство обрело ощутимый ресурс 

влияния на мировую политику. Формально 

«Аль-Джазира» — независимый телеканал. 

Это дает возможность катарскому руко-

водству отказываться от вмешательства в 

его редакционную политику по требованию 

других государств [Da Lage 2005: 49]. Тем 

не менее, по оценкам экспертов, прави-

тельство обладает существенным влия-

нием на телеканал, поскольку изначально 

являлось источником его финансирования 

[El-Nawawy, Iskandar 2003: 42].

Феноменальная популярность «Аль-

Джазиры», сначала на Ближнем Востоке, 

а затем и в других регионах мира, как и 

относительная дешевизна проекта (перво-

начальные инвестиции составили 150 млн. 

долл., причем средства были предоставле-

ны в форме кредита с рассрочкой платежа 

на 5 лет [Zayani 2005: 144]), убедили многие 

государства создать собственное телеви-

дение, ориентированное на зарубежную 

аудиторию. 

*  *  *

Одной из причин успеха «Аль-Джази-

ры» за пределами арабского мира стало 



68

космополис № 1(20)

весна 2008

Г о с у д а р с т в о ,  с е т и ,  и н ф о р м а ц и я

согласие открыть в 1999 г. собственное 

бюро в Афганистане. К тому времени 

движение «Талибан» контролировало уже 

практически всю территорию страны и ис-

кало возможность установить отношения с 

правительствами других государств. Поми-

мо «Аль-Джазиры», талибы пригласили в 

страну западные новостные компании («Си-

эн-эн», «Ассошиэйтед Пресс», «Рейтер»), 

но все они ехать в Афганистан отказались. 

В итоге с 1999 по 2001 г. в Афганистане 

из международных СМИ работал только 

катарский канал. Сотрудникам афганского 

бюро «Аль-Джазиры» удалось создать бо-

гатейшую коллекцию видеоматериалов, на 

которых были запечатлены руководители 

«Талибана», Усама бин Ладен и др. После 

событий 11 сентября 2001 г. все мировые 

телеканалы демонстрировали эти кадры 

со ссылкой на «Аль-Джазиру». В октябре 

2001 г. катарский канал был единственным 

международным СМИ, транслировавшим 

в прямом эфире бомбардировку Кабу-

ла [Rugh 2004: 217]. В 2006 г. началось 

вещание «Аль-Джазиры» на английском 

языке.

Английская версия «Аль-Джазиры» — не 

первый международный телеканал, веща-

ющий на английском языке не из англо-

говорящей страны. В 2000 г. к вещанию 

на английском языке приступил девятый 

канал центрального телевидения Китая. 

Еще раньше начал работу четвертый канал 

центрального телевидения Китая, ведущий 

зарубежное вещание на китайском язы-

ке [Thomas 2005: 40]. Сегодня китайские 

международные телеканалы вещают через 

шесть глобальных спутниковых сетей и 

располагают аудиторией в несколько десят-

ков миллионов человек [CCTV International 

Overview б.г.]. 

Усилия России по созданию собственно-

го международного телевидения заслужи-

вают отдельного рассмотрения. На первых 

порах сложно было решить кадровую про-

блему: среди российских тележурналис-

тов не нашлось достаточного количества 

англоговорящих, а в сообществе между-

народников — достаточного количества 

людей, профессионально разбирающихся 

в тележурналистике. В результате в первые 

месяцы вещания телеканала «Россия сегод-

ня» россияне составляли лишь половину его 

творческого коллектива. В дальнейшем их 

доля постепенно увеличивалась. В насто-

ящее время в работе англоязычного теле-

канала задействовано около 700 человек, 

примерно столько же занято на «Русия 

Аль-Аюм» — арабской версии телеканала. 

По словам руководства телекомпании, в 

ближайшее время планируется запуск ис-

паноязычного телеканала [Russia to Launch 

24-Hour Spanish TV Satellite Channel 2007]. 

Российские телеканалы, подобно китайс-

кому и катарскому, можно круглосуточно 

смотреть в Интернете, однако по уровню 

популярности сайт «России сегодня» пока 

значительно уступает сайту англоязычной 

«Аль-Джазиры».

Телеканал «Россия сегодня» создан на 

базе государственного информационного 

агентства «РИА-Новости», и в целом госу-

дарство оказывает на его редакционную по-

литику довольно сильное влияние. Однако 

это влияние касается скорее определения 

приоритетов вещания, ключевых тем, чем 

собственно работы редакционного коллек-

тива. По степени свободы от вмешательства 

государства в работу редакции «Россия 

сегодня» находится в привилегированном 

положении по сравнению с государственны-

ми СМИ, ориентированными на внутреннюю 

аудиторию. В прямом эфире телеканала ре-

гулярно выступают самые жесткие критики 

российской власти, которые крайне редко 

оказываются у микрофона радиостанций и 



69

космополис № 1(20)

весна 2008

А л е к с е й  Д о л и н с к и й  /  З а р у б е ж н о е  в е щ а н и е  н а  с л у ж б е  у  г о с у д а р с т в а

практически никогда не выступают на рос-

сийском телевидении. Судя по объему вкла-

дываемых средств, власти придают «России 

сегодня» большое значение. Осенью 2007 г. 

в Нью-Йорке состоялась масштабная пре-

зентация телеканала с участием министров 

иностранных дел России и ряда зарубежных 

стран, лидера Палестинской автономии 

М. Аббаса, более 30 постоянных представи-

телей государств при ООН [Russia to Launch 

24-Hour Spanish TV Satellite Channel 2007]. 

Мероприятие такого масштаба — лучшая 

иллюстрация важности телеканала для 

внешней политики России.

Телеканал, похожий на «Россию сегод-

ня», недавно запущен во Франции. Подоб-

но российскому и китайскому, телеканал 

«Франс 24» полностью финансируется 

французским правительством и вещает 

через Интернет и через спутник. Помимо 

англоязычного и франкоязычного веща-

ния, в его планах значатся программы на 

арабском, испанском, немецком и китайс-

ком языках [Clover 2007]. Годовой бюджет 

телеканала составляет около 80 млн. евро 

[About France 24 б.г.].

Вслед за Китаем, Россией и Францией 

на путь развития общественной дипломатии 

встал Иран, недавно открывший собствен-

ный англоязычный телеканал «ПрессТВ». 

В течение последних лет Иран явно не мог 

пожаловаться на недостаток внимания со 

стороны международного медиа-сообщес-

тва, однако освещение его политики за 

рубежом не всегда отвечало национальным 

интересам. Это и побудило власти страны 

создать собственное иноязычное телеви-

дение. Оценивать эффективность проекта 

пока преждевременно. Существовавшая в 

Иране разветвленная сеть иноязычных ра-

диостанций (вещание велось на 24 языках 

[Tiedeman 2005]) не сумела донести до меж-

дународного сообщества иранский взгляд 

на мировую политику. Вопрос, справится ли 

с этой задачей новое иранское зарубежное 

телевидение, остается открытым. Но сам 

факт осуществления проекта подтвержда-

ет, что тенденция создания государствами 

международных СМИ характерна для самых 

разных регионов, культур и политических 

режимов.

*  *  *

Каковы же достижения зарубежного ве-

щания Китая, России, Франции и Ирана? 

Китайское телевидение обладает на-

ибольшим опытом и, по-видимому, может 

считаться наиболее успешным, по крайней 

мере, в Юго-Восточной Азии. Ни один из 

рассматриваемых нами телеканалов откры-

то не обозначает свою целевую аудиторию, 

утверждая, что она глобальна. Однако сама 

концепция англоязычного вещания дает 

основание предположить, что речь идет пре-

имущественно о населении англоязычных 

стран. Мозаичная международная интелли-

генция, говорящая на английском языке как 

на иностранном, в таком случае отходит на 

второй план: в разных регионах она отдает 

предпочтение разным СМИ и адаптировать 

вещание под нее крайне сложно. Очевидно, 

что ни сравнительно опытному китайскому, 

ни, тем более, российскому, французскому 

или иранскому англоязычному телевиде-

нию пока не удалось найти свою нишу на 

высококонкурентных рынках средств мас-

совой информации США, Великобритании, 

Индии. Единственным примером заметного 

успеха на международном новостном рын-

ке по-прежнему остается «Аль-Джазира». 

Катализатором популярности катарского 

телеканала стали трагедия 11 сентября 

2001 г. и войны в Афганистане и Ираке, 

поставившие вопрос взаимоотношений 

западных стран и мусульманского мира во 

главу угла мировой политики.



70

космополис № 1(20)

весна 2008

Г о с у д а р с т в о ,  с е т и ,  и н ф о р м а ц и я

Но и «Аль-Джазире» достаточно сложно 

пробиться на информационные рынки стран 

Запада. Например, в Канаде компании, 

предоставляющие услуги кабельного теле-

видения, могут предлагать своим клиентам 

катарский телеканал при условии соблюде-

ния запрета на показ в эфире материалов 

антисемитского содержания. На практике 

это означает, что эти компании должны 

проводить круглосуточный мониторинг 

содержания вещания «Аль-Джазиры» и в 

течение определенного времени хранить 

эфирные записи [Miles 2005: 408–409]. Та-

ким образом, де-факто телеканал лишен 

доступа к канадским кабельным сетям. 

Однако это не мешает канадцам смотреть 

катарское телевидение через Интернет, 

благо Интернет-провайдеров никто не обя-

зывал контролировать уровень антисеми-

тизма «Аль-Джазиры». По утверждению 

пресс-службы телеканала, веб-сайт его 

английской версии еженедельно посещают 

от 4 до 5 млн. человек, причем 60% из них 

заходят с территории США [Release: We 

Break 100million Barrier 2007].

Новый проект — телеканал на урду 

[AljazeeraUrdu б.г.] — свидетельствует, 

что руководство «Аль-Джазиры» сделало 

выводы из не совсем удавшейся попытки 

проникнуть на западные информационные 

рынки. Урду — один из распространенных 

языков Южной Азии, особенно Пакистана, и 

ве роятность того, что в этой аудитории у ка-

тар ского телеканала будет больше шансов 

на успех, чем в Европе и Северной Америке, 

довольно высока. Как показывает практика, 

при прочих равных условиях аудитория вы-

бирает медиа-продукцию, более близкую ей 

в культурном отношении. В этом плане весь-

ма показательны тотальное превосходство 

«Аль-Джазиры» над американским каналом 

«Аль-Хурра» и популярность китайского 

телевидения в Юго-Восточной Азии. Не 

случайно в Афганистане после свержения 

режима талибов наибольшую популярность 

приобрела кинопродукция не Голливуда, а 

более культурно близкого индийского Бол-

ливуда [Straubhaar 2007: 224]. 

Англоязычный телеканал из России, по 

оп ре делению, не может претендовать на роль 

важнейшего источника информации для аме-

риканской или британской аудитории. Даже 

если созданному российским государ ством 

СМИ удастся преодолеть технологичес кое 

отставание и достичь аналогичного уров ня 

профессионализма журналистов, оно все 

равно будет не таким близким англичанам и 

американцам, привыкшим узнавать мировые 

новости из сообщений «Би-би-си Уолрд» и 

международной версии «Си-эн-эн», соответс-

твенно. И в данном случае не так важно, что 

«Би-би-си» — общественное те ле видение, 

а «Си-эн-эн» — частный телека нал. Подход 

к освещению международных но во стей 

зависит не от прав собственности, а от при-

надлежности журналистского коллектива и 

администрации канала к определенной куль-

турной общности. На сегодня един ственной 

«историей успеха» остается англоязычная 

«Аль-Джазира», чья удача бы ла предопре-

делена первоначальным ус пехом арабской 

версии телеканала. У ос таль ных СМИ, со-

зданных для воздействия на международ-

ную аудиторию, пока не было возможности 

добиться аналогичных результатов. Чтобы 

эта аудитория обратилась к созданному в той 

или иной стране телеканалу, нужен мощный 

новостной повод, который в общественном 

сознании ассоциировался бы со страной 

происхождения канала, с определенной 

культурной идентичностью и вызывал бы 

желание познакомиться с рос сий  с ким, китай-

ским, французским, иранским взг лядом на 

ситуацию. При этом внимание зри телей будет 

тем большим, чем больше инте реса к стране 

проявит мировое сообщество в целом.



71

космополис № 1(20)

весна 2008

А л е к с е й  Д о л и н с к и й  /  З а р у б е ж н о е  в е щ а н и е  н а  с л у ж б е  у  г о с у д а р с т в а

Таким образом, можно выделить два 

ключевых фактора успеха международ-

ных СМИ: четкая ассоциативная связь с 

определенной политической и культурной 

общностью и интерес интернациональной 

аудитории к этой общности. «Аль-Джазира» 

в этом смысле — практически идеальный 

пример, поскольку воспринимается миро-

вым сообществом как выразитель мнения 

арабского мира и мусульманской уммы в це-

лом. В результате Катар, контролирующий 

телеканал, становится чуть более заметным 

актором среди арабских стран, а значит — и 

в мировой политике в целом.

Развивая собственные СМИ, действу-

ющие на трансграничном уровне, Россия, 

Иран, Китай, Франция стремятся не отстать 

от других государств, доказать свою кон-

курентоспособность на мировом инфор-

мационном рынке. И пусть эти средства 

массовой информации пока не пользуются 

особой популярностью. Подобно армии в 

мирное время, создаваемые государства-

ми международные СМИ вовсе не должны 

добиваться побед в виде, например, высо-

ких количественных показателей охвата 

аудитории. На наш взгляд, главное для них 

сейчас — приобрести опыт, сформировать 

эффективную сеть зарубежных бюро и об-

катать технологии вещания. Аудитория же 

появится сама, когда в ней действительно 

возникнет необходимость.

п р и м е ч а н и я

About France 24 б.г.: http://
www.france24.com/en/about-
france-24

AljazeeraUrdu б.г.: http://www.
aljazeeraurdu.tv

Clover J. 2007. German and 
Mandarin Planned by France 24: 
http://www.broadbandtvnews.
com/?p=2332

CСTV International Overview 
б.г.: http://www.cctv.com/english/
about/index.shtml#

Da Lage O. 2005. The Politics 
of Al Jazeera or the Diplomacy 
of Doha // Zayani М. (ed.) The Al 
Ja ze era Phenomenon: Critical 
Per spec tives on New Arab 
Media. Boulder, CO: Paradigm 
Publishers.

El-Nawawy M., Iskandar A. 
2003. Al-Jazeera: the Story 
of the Network that is Rattling 

Governments and Redefi ning 
Modern Journalism. Cambridge, 
MA: Westview.

Miles H. 2005. Al-Jazeera: 
The Inside Story of the 
Arab News Channel That Is 
Challenging the West. 1st 
American ed. N.Y.: Grove Press.

Release: We Break 100milli-
on Barrier. 2007: http://
english.aljazeera.net/NR/
exeresC233F6D4-0BD5-454A-
88E3-ED1A0914AF3B.htm

Rugh W. 2004. Arab Mass 
Media: Newspapers, Radio, 
and Television in Arab Politics. 
Westport, CT: Praeger.

Russia to Launch 24-Hour 
Spanish TV Satellite Channel 
in Addi tion to Existing English 
and Ara bic. 2007: http://
www.redorbit.com/news/

business/1085115/russia_to_
launch_24hour_spanish_tv_
satellite_channel_in_addition/
index.html

Straubhaar J.D. 2007. World 
Television: From Global to Local. 
Los Angeles: Sage.

Thomas A.O. 2005. Imagi-Nati-
ons and Borderless Tele vi si on: 
Media, Culture and Poli  tics 
Across Asia. New Delhi; Thou-
sand Oaks: Sage Publi cations.

Tiedeman A. 2005. Islamic 
Repub lic of Iran Broadcasting: 
Pub lic Diplomacy or Propaganda? 
http://fl etcher.tufts.edu/al_nakhlah/ 
ar chives/spring2005/tiedeman.pdf

Zayani M. 2005. The Al 
Jazeera Phenomenon: Critical 
Perspec ti ves on New Arab 
Media. Boulder, CO: Paradigm 
Publishers.


