
«ИТОГИ»
ГРУЗИЯ
ПОДВОДИТ
М И Х А И Л  В И Г Н А Н С К И Й

Тбилисское 
телевидение отдало  
«прайм-тайм» 
русскоязычным 
новостям

Ф
от

о:
 G

et
ty

 / 
Fo

to
ba

nk
.r

u,
 A

FP
 / 

Ea
st

 N
ew

s 
(2

), 
Ал

ек
са

нд
р 

Кл
им

чу
к 

/ И
ТА

Р-
ТА

СС

52

Т Р Е Н Д Ы



В сверхполитизированной Грузии вечернее 
время на телевидении — на вес золота. Каждый 
день в «прайм-тайм» телекомпании борются за 
своего зрителя. И тем удивительнее на первый 
взгляд выбор канала «TV3», принадлежаще-
го группе бизнесменов, которые старательно 
демонстрируют свою непредвзятость в подаче 
информации. В 22 часа начинается программа 
«Итоги» на русском языке.

е готовит часть сотрудников закрывшей-
ся два года назад телекомпании «Первый 
информационный кавказский». Эта ком-
пания поддерживалась экс-президентом 

Михаилом Саакашвили. После поражения его 
«Единого национального движения» на парла-
ментских выборах в октябре 2012 года компания 
прекратила вещание.

«Нас четверо сотрудников, и еще нам помо-
гают студены журфака Тбилисского универси-
тета,  — рассказывает “МП” журналист русской 
службы новостей TV3 Софиа Тетрадзе. — Сначала 
мы готовили еженедельную передачу “Итоги не-
дели”, однако, обратив внимание на высокий зри-
тельский интерес к ней, руководство телеканала 
предложило нам выходить в эфир каждый день. 
Было выбрано самое “пиковое” время и, кажется, 
мы не ошиблись. Рейтинги высокие».

Вещание на русском языке в постсоветских 
странах — особая тема. С учетом последних укра-
инских событий, а также случившегося в Грузии 
в 2008 году, сколь деликатная, столь и политизи-
рованная. Вооруженному конфликту вокруг Юж-
ной Осетии, понятное дело, сопутствовало инфор-
мационное противостояние. 

Напомним, что в августе 2008 
года по инициативе тогдашнего 
госминистра по реинтеграции 
Темури Якобашвили, разоча-
ровавшегося в «необъективной 
позиции» российского телевиде-
ния, Грузия отключила доступ к 
российскому Интернету. А так-
же прекратила трансляцию по 
кабельным сетям российских те-
леканалов, традиционно весьма 
популярных в стране. 

Запрет продержался недолго, 
так как был неэффективным, 
как и любая цензура. Через не-
сколько месяцев после оконча-
ния войны Грузия открыла до-
ступ к сайтам в доменной зоне 
«ru». Позже вернулись телекана-

лы, на которых не показывали политические но-
вости. Но, например, «Первый канал», НТВ, РТР 
и РЕН ТВ еще долго можно было смотреть толь-
ко через спутник. Тогда тбилисцы стали активно 
устанавливать «тарелки в Россию», несмотря на 
достаточно высокую по местным меркам их стои-
мость — не менее 125 долл. 

И дело вовсе не в особой любви к российско-
му ТВ. Принцип запрета всегда срабатывает с 
обратным эффектом. «Мы сами должны решать, 
что нам смотреть, что нет, во что верить, во что — 
нет», — объясняли люди.

«Когда Якобашвили запретил российские ка-
налы, я протестовал публично,  — рассказывает 
“МП” бывший ректор Дипломатической акаде-
мии Грузии Сосо Цинцадзе. — Я имею право по-
лучать информацию из самых разных источни-
ков. Никто не должен указывать мне, что и когда 
смотреть. Пропаганда это или нет, я сам решу и 
разберусь!» Кстати, то же самое сейчас происхо-
дит в Украине по отношению к российским ка-
налам.

Эксперт считает, что «российские телеканалы 
помогают изучить политическую анатомию этой 
страны, определить ее будущее, что важно для 
всего мира, а для соседей России — особенно».

Следующей главой в истории вещания на 
русском в Грузии стал выход в эфир в 2011 году 
телеканала ПИК. Его пропагандистская состав-
ляющая прежними властями Грузии особо и не 
маскировалась. В Тбилиси через этот рупор на-
меревались рассказывать на Северном Кавказе о 
«нехорошей» политике Москвы. Создавать ПИК в 
Тбилиси пригласили группу профессионалов из 
дальнего зарубежья, которые обучали местных 
телевизионщиков. Работали на ПИКе и россий-
ские журналисты. Например, Ксения Собчак, ко-
торая вела воскресное ток-шоу «Главная тема», 
где много рассказывалось о планах российской 
оппозиции.

В АВГУСТЕ 2008 

ГОДА ГРУЗИЯ 

РАЗОЧАРО-

ВАЛОСЬ В 

ТЕНДЕНЦИОЗ-

НОСТИ ПОДАЧИ 

НОВОСТЕЙ ИЗ 

РОССИИ. СТРА-

НА ПРЕКРАТИЛА 

ТРАНСЛЯЦИЮ 

ОТЕЧЕСТВЕН-

НЫХ КАНАЛОВ 

ПО КАБЕЛЬ-

НЫМ СЕТЯМ И 

ОТКЛЮЧИЛА 

ДОСТУП  

К РУНЕТУ

Е

Михаил Саакашвили в эфире телеканала ПИК

53МАЙ 2014

Т Р Е Н Д ЫГрузия подводит «итоги»



Кстати, в январе 2011 года Саакашвили стал 
первым гостем ПИКа и рассказал тогда о важ-
ности русскоязычного вещания из Грузии «на 
весь мир, Кавказ, постсоветское пространство». 
На ПИКе, например, показали переведенный 
на русский язык сериал «Оккупация», снятый к 
90-летию советизации Грузии Красной армией 
(1921 год). В этом сериале также рассказывалось 
о политике СССР в разные годы по отношению 
к Венгрии, Чехословакии, Афганистану, другим 
странам и России к Грузии в 2008 году.

Новые власти Грузии сразу же заявили, что 
такой пропагандистский ресурс, каким ПИК был 
при Саакашвили, им больше не требуется. Дело 
вовсе не в том, что тот вещал на русском. Вот как 
это объяснил корреспонденту «МП» Леван Бер-
дзенишвили, депутат от коалиции «Грузинская 
мечта», входящей в Республиканскую партию: 
«На мой взгляд, русскоязычный канал в Грузии 
должен быть. Но он должен быть только народ-
ным, какова в принципе суть общественного те-
левидения. А не пропагандистским, как задумал 
это Саакашвили. На ПИКе было много лжи о Гру-
зии, которую транслировали на Северный Кав-
каз. С нашими соседями по этому региону надо 
работать иначе. И опять же, на мой субъективный 
взгляд, те российские журналисты, которых туда 

пригласили работать за очень большие деньги, 
никакой пользы не принесли».

Официально ПИК стал жертвой финансо-
вых проблем. Этот телеканал субсидировался из 
бюджета общественного ТВ, которое во время 
предвыборной кампании 2012 года серьезно пот-
ратилось на пиар партии Саакашвили «Единое 
национальное движение». ПИКу предназнача-

«На мой взгляд, русскоязычный канал в Грузии должен быть. 
Но он должен быть только народным, какова в принципе суть 
общественного телевидения. А не пропагандистским, как 
задумал это Саакашвили. На ПИКе было много лжи о Грузии, 
которую транслировали на Северный Кавказ. С нашими 
соседями по этому региону надо работать иначе. И опять же, 
на мой субъективный взгляд, те российские журналисты, 
которых туда пригласили работать за очень большие деньги, 
никакой пользы не принесли».

ЛЕВАН БЕРДЗЕНИШВИЛИ,  
депутат от коалиции «Грузинская мечта» 
(Республиканская партия):

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ

предназначалось 
пропагандистскому 
телеканалу ПИК

С СОЦСЕТЯМИ НАДО 
РАБОТАТЬ ИНАЧЕ $ 8,5 млн

54

Грузия подводит «итоги»Т Р Е Н Д Ы



лось тогда 8,5 млн долл., но в итоге средств на со-
хранение канала просто не осталось. «Почти все 
журналисты ПИКа нашли работу в различных 
грузинских СМИ, — рассказывает Тетрадзе. — Что 
касается финансов, то на TV3 их достаточно».

То, что русскоязычное вещание на постсоветс-
ком пространстве важно, подтверждает и недав-
но продекларированное намерение Латвийского 
общественного телевидения создать общий для 
стран Балтии телеканал на русском языке.  Как 
сообщил председатель правления ЛТВ Ивар Бел-
те, «содержание телеканала будут составлять 
новостные, дискуссионные и аналитические пе-
редачи, а также украинские и российские сериа-
лы без пропаганды». Предполагается, что новый 
канал будет финансироваться из госбюджета трех 
стран Балтии. Сроки начала его работы пока не 
указываются.

На TV3 к вечернему эфиру отбирают самое 
важное из грузинских событий дня и готовят 
собственные сюжеты и репортажи. По словам Со-
фии Тетрадзе, объем вещания в считанные дни 
вырос с первоначальных 15 минут до 30–35, что 
отражает потребность в новостях на русском язы-

«Примерно пятая часть населения стра-
ны предпочитает получать новости на 
русском. Мы изучали этот вопрос, и 
исследования подтвердили, что среди 
национальных меньшинств есть потреб-
ность в достоверной информации на более 
понятном им языке. В стране достаточ-
но квалифицированных русскоязычных 
журналистов, которые готовят интересные 
программы, без блефа и пропаганды».

ПААТА ЗАКАРЕИШВИЛИ, 
государственный министр 
Грузии по вопросам 
примирения и гражданского 
равноправия:

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ

ке. Основная аудитория  — люди старшего поко-
ления, традиционно хорошо владеющие русским 
языком, а также компактно проживающие в ре-
гионах национальные меньшинства. «У нас пол-
ная свобода выбора в подборе новостей, мы сами 
определяем, что самое важное, — говорит Тетрад-
зе. — Нет никакого диктата со стороны руководи-
телей телекомпании».

Может ли русская служба новостей этого гру-
зинского общенационального канала выдержать 
конкуренцию с российскими телекомпаниями? 
«Такая задача и не ставится, — говорят предста-
вители TV3. — Мы все же в основном ориентиру-
емся на местные события».

Вещание на русском телекомпания планирует 
вскоре расширить. Кроме политических ново-
стей, появятся обзор грузинских СМИ и экономи-
ческий блок.

Правительство Грузии такое вещание подде-
рживает. Государственный министр Грузии по 
вопросам примирения и гражданского равнопра-
вия Паата Закареишвили заявил «МП», что при-
мерно пятая часть населения страны предпочи-
тает получать новости на русском.

«Мы изучали этот вопрос, и исследования под-
твердили, что среди национальных меньшинств 
есть потребность в достоверной информации на 
более понятном им языке,  — говорит Закаре-
ишвили.  — В стране достаточно квалифициро-
ванных русскоязычных журналистов, которые 
готовят интересные программы, без блефа и про-
паганды». 

ОСНОВНАЯ 

АУДИТОРИЯ 

НОВОГО РУССКО-

ЯЗЫЧНОГО 

КАНАЛА В 

ГРУЗИИ — ЛЮДИ 

СТАРШЕГО 

ПОКОЛЕНИЯ, 

ХОРОШО 

ВЛАДЕЮЩИЕ 

РУССКИМ, 

А ТАКЖЕ 

ПРОЖИВАЮЩИЕ 

В РЕГИОНАХ 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ 

МЕНЬШИНСТВА

БЕЗ БЛЕФА И ПРОПАГАНДЫ

TV3 решил не терять из виду грузинскую русскоязычную аудиторию

55МАЙ 2014

Т Р Е Н Д ЫГрузия подводит «итоги»




