ИНТЕЛРОС > Портрет в интерьере издания, №159, 2019 > От составителя

Дина Хапаева
От составителя


24 октября 2019

 

Дина Хапаева (Технологический институт Джорджии, профессор Школы современных языков, кандидат исторических наук)

Dina Khapaeva (Georgia Institute of Technology, School of Modern Languages, Professor, PhD)

dina.khapaeva@modlangs.gatech.edu

 

Dina Khapaeva. From the Guest Editor

Этот блок знакомит читателей с проблематикой исследований смерти (death studies), или танатологией. В самом деле, еще совсем недавно смерть вовсе не представляла собой отдельного исследовательского поля: демографы изучали смертность, историки рассматривали, как менялось восприятие смерти в разные эпохи, антропологи и социологи обсуждали перемены в отношении к смерти в современном обществе, а психологи исследовали смерть как психологическую проблему. И только в середине 1980-х — начале 1990-х годов смерть, объединив психологов, философов, социологов, антропологов и литературных критиков, сформировала собственное междисциплинарное исследовательское поле. Сейчас исследования смерти настолько прочно укоренились в академии, что мы перестали задаваться вопросом: о чем свидетельствует тот факт, что именно смерть, а не жизнь, например, стала столь привлекательной темой для ученых? Почему смерть, а не рождение, превратилась в такую самостоятельную область? В какой степени фиксация поп-культуры, в том числе литературы и кино, на смерти и умирании стала причиной повышенного интереса интеллектуалов к теме смерти? И что этот смертельный поворот говорит об особенностях современного общества?

Статьи, которые читатель найдет в этом блоке, рассматривают разные аспекты влияния смерти на современную культуру и разбирают вопросы, связанные с проникновением смерти в повседневность современного общества, живущего, как точно определил это Филипп Арьес, под знаком отрицания и замалчивания смерти. Главная задача этого блока состоит в том, чтобы позволить читателю критически взглянуть на захват смертью современной культуры.

Статья Дины Хапаевой «Занимательная смерть» анализирует новое антигуманистическое культурное движение — танатопатию, или культ смерти, как последовательное развитие проекта постмодернизма. Хапаева показывает, что уникальность танатомании, под которой понимается коммодификация антигуманизма и в поп-культуре, и в индустриях и ритуалах, связанных со смертью, коренится в уникальности интеллектуальных условий ее возникновения — борьбы с антропоцентризмом не только Французской теории, но целого ряда социальных движений. В качестве примера в статье приводится полувековая эволюция сюжета «Планета обезьян», происшедшая под влиянием радикальной критики антропоцентризма.

В статье «Скелеты от-кутюр, мода на черепа и некрогламур: смерть как модная эстетика» Жак Линн Фолтин, основательница критического взгляда на «смертоносную моду» и создательница ряда терминов, прочно вошедших в научный обиход, подробно анализирует, как мода стала частью «смертельного поворота». На исключительно богатом и интересном материале Фолтин прослеживает, как из эпатажных художественных проектов мода на изображения смерти, трупов и насилия перекочевала в дешевую моду и стала массовым товаром. Особое внимание в статье уделено вопросу военной формы — одного из важных составляющих этого тренда.

Томас Лакер в статье «Зачем нам мертвые?» задается вопросом о том, почему мы вообще хороним своих мертвецов? Разбирая западноевропейскую традицию отношения к мертвому телу и к погребению от античности до XX века, Лакер прослеживает эволюцию кладбищ, от языческих захоронений до установления Церковью монополии на захоронения и утраты этой монополии в конце XIX века. Он утверждает, что отношение к мертвым всегда было важнейшим способом отделения человека от природы и основой человеческой общности. Этот материал, не затрагивающий сегодняшнюю революцию в погребальных обрядах и практиках, позволит читателю оценить, насколько радикальным является танатопатия современной культуры.

Сергей Мохов обсуждает новое «движение за осознание смерти» в статье «Популярная морталика: death positive, гуманизация и критика современности». Он показывает, что это движение возникло из осознания табуированности и отрицания смерти в современном обществе, и разбирает традицию, приведшую к замалчиванию смерти. Особенно важным наблюдением Мохова является связь между движением за осознание смерти и человеческим достоинством, самоуважением человека и борьбой за права человека.


Вернуться назад