ИНТЕЛРОС > №12, 2013 > Строй символов гражданской религии Америки (читая Роберта Белла (х) через «Мифологии» Ролана Барта)

С.Б. Веселова
Строй символов гражданской религии Америки (читая Роберта Белла (х) через «Мифологии» Ролана Барта)


23 июля 2015

С.Б. Веселова

аспирант философского

факультета Санкт-Петербургского

государственного университета

В фокусе внимания Роберта Белла оказывается процесс образования символов гражданской религии как живой традиции. Гражданская религия, прежде всего, раскрывает себя как непрерывно творящаяся религиозная реальность, которая создается философской и церковной традициями и опытом американского народа. С. М. Липсет подчеркивает, что американская религия, по крайней мере с начала XIX века, была активным социальным процессом, а не умозрительным, теологическим или сугубо духовным явлением. Из этого опыта и исполняющейся судьбы она черпает свою символику, консолидирующую людей в сообщество, частью которого они воспринимают себя, как на сознательном, так и на бессознательном уровне. В философии символа обычно подчеркивается многомерность символов. В отличие от знаков, одномерных плоских указателей, символ многогранен и укоренен в самые древние пласты традиции и сознания. В то же время ему необходимо быть включенным в живой опыт и практику, быть используемым в культах и праздниках, постоянно присоединяя и наслаивая все новые и новые значения вокруг своего консолидированного историей ядра смыслов. Будучи скрепой религиозного сознания, уходя корнями в то, что «древней того, что было древле», символы тем не менее умирают или выхолащиваются до голого означающего без подпитки новыми, актуальными «здесь и сейчас» событиями, способными дать и подтвердить их вечные темы, наполнив новыми именами и героями


Вернуться назад