Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Acta eruditorum » Выпуск 11, 2012

Е.П. Невельская-Гордеева
Психология самоопределения личности. .. в контексте трехкомпонентной структуры человека

канд. филос. наук,
доцент Национального университета
«Юридическая академия Украины имени Я рослава Мудрого»,
г. Харьков

Проблема самоопределения личности в целом актуализируется в переломные моменты жизни общества, хотя перед каждым индивидом эта проблема может быть актуальна на протяжении всей жизни человека. Самоопределяясь, человек сознательно ставит цель, находит психологические средства реализации самого процесса. Вне ценностно-смыслового контекста самоопределение личности немыслимо. А поиск происхождения ценностей и ценностных смыслов, как сам поиск первоначала, из которого можно было бы вывести человека, является метафизической проблемой. М. К. Мамардашвили сокрушался, «что метафизики в конце причин ставят первопричину, относительно которой почему‑то запрещают задавать вопрос: а где причина этой первопричины? Для них — это привилегированный объект». Будем последовательны и начнем с поиска причин, управляющих процессом самоопределения личности, что и является задачей данного исследования.

В отличие от экономических ориентиров и политических интересов нравственные ценности в современной философии и психологии все чаще рассматриваются как ключевые ориентиры существования личности и благосостояния общества. И основные причины нынешнего положения дел в государстве следует искать именно в морали, а не в политике, экономике, быту, т. к. все перечисленное выступает вторичным по отношению к нравственным приоритетам общества. Так, социолог и культуролог, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей утверждает, что невидимое на первый взгляд разрушение общественной морали — такое же несчастье, как гражданская война. Действительно, если полностью не работают «социальные лифты» (термин введен социологом Питиримом Сорокиным), то граждане не верят в то, что собственные усилия по развитию талантов, приобретения навыков, знаний принесут успех в профессиональной деятельности, в карьерном росте. А значит, ценности знаний и личностных умений падают, ценности духовные тоже снижаются, душевный уровень подвергается как минимум деформации, а то и полной ломке. По данным Д. Дондурея более 60 % молодых людей до 35 лет считают, что их благополучие не зависит от личных усилий, трудолюбия, от одаренности и чувства ответственности. Клирик храма Святителя Николая на Трех Горах священник Дмитрий Лин утверждает, что люди сегодня занимают разные вакансии, измеряя возможности роста по карьерной лестнице деньгами, а не способностями человека. С этой точкой зрения полностью согласны и представители современной молодежи: «Печально, но эталоном для современной молодежи России стала “золотая молодежь” — молодые люди и девушки, имеющие высокопоставленных родителей с соответствующими доходами и пользующиеся, благодаря этому, возможностями, недоступными большинству их сверстников. Тех, кто не может соответствовать этому образцу, считают неудачниками, непривлекательными и прочее». А причина — в резком падении нравственного уровня. Даже государственные чиновники обращают внимание на духовно-нравственные проблемы: начальник отдела образования ДУМ Татарстана Валиулла Якулов считает, что наш народ все же больше волнуют вопросы морали и нравственности. «У нас, на мой взгляд, средний уровень обеспечения народа неплохо вырос по сравнению с предыдущими годами и продолжает позитивно расти. Поэтому сейчас люди хотя и обеспокоены бытовыми проблемами, но переживают не только на этот счет. К примеру, у нас в Татарстане людей волнуют не только сугубо материальные проблемы, но и вопросы нравственности, все чаще стали появляться дискуссии на эту тему… И я бы спросил… о позиции государства по отношению к проблемам духовного развития народа. Какие шаги государство готово сделать, чтобы совершить прорыв в нравственном воспитании народа?» — интересуется Валиулла Якулов. И мы категорически не согласны с теми авторами, которые считают, что это лишь демонстрация духовности, перерастание демонстративного потребления в демонстративную духовность. Причина поиска духовных первопричин кроется в сущности самого человека, в его трехкомпонентной структуре, о чем речь и пойдет в данной статье.

Архив журнала
№12, 2013Выпуск 11, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба