Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Acta eruditorum » Выпуск 11, 2012

О.А. Штайн
Маска как форма идентичности

В ноябре 2012 г. увидела свет книга к. ф. н., доцента кафедры философии, Ученого секретаря Ученого совета Русской христианской гуманитарной академии Оксаны Александровны Штайн книга «Маска как форма идентичности» (Издательство Русской Христианской гуманитарной академии). Сам автор предложил критику, которая вышла о книге и достойна вашего внимания для того, чтобы решить: «Читать или не читать».

От Издательства РХГА: «В книге петербургского философа Оксаны Штайн “Маска как форма идентичности” поднимаются острейшие вопросы современной философии и психологии, ведь маска — это не только то, что мы видим на лицах участников древних обрядов, она как особый образ присутствует в самых разных формах в коммуникативных отношениях, где делаются проблемой отношения “своих-чужих”, “веры и неверия”, “захвата и защиты”, “близости и дали”. Как и в древности, маска располагается на границе тайны и яви, скрытого и открытого. На современного человека, вовлеченного в процесс массовой коммуникации, обрушивается поток сменяющих друг друга образов, каждый из которых не только предъявляет, но и скрывает (маскирует) реальность. Книга будет интересна как профессиональным философам и психологам, студентам, аспирантам гуманитарных специальностей, так и самому широкому кругу читателей».

От круга читателей: критик Ольга Балла-Гертман на Радио Свобода //httpp:// www.svoboda.org/content/article/24892335.html

«Смысловое предприятие, на которое отваживается петербургский философ Оксана Штайн, — весьма нетривиально. Она выводит маску далеко за пределы того предмета, который при соответствующем слове приходит на ум автоматически: личины, накладки на лицо, прикрывающей и подменяющей его, с прорезями для глаз и рта, из ткани или кожи, папье-маше или дерева. Все это, говорит автор, глубоко вторично.

Автор уводит маску, собственно, за пределы предметности вообще и даже еще дальше — за пределы всех известных нам целей и ситуаций, с которыми и в которых та обыкновенно используется: церемониальных, эстетических, практических. Все эти цели и ситуации тоже — не более чем частные случаи, не говоря уж о таких устойчиво связываемых с маской (сегодняшним обыденным сознанием) смыслах, как “притворство”, “лицемерие” (то есть — ложь) или, скажем, “театр”, “карнавал” (то есть — игра и праздник). Штайн рассматривает “маску” как принцип

Архив журнала
№12, 2013Выпуск 11, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба