ИНТЕЛРОС > Выпуск 11, 2012 > Представления о материи и теле человека... в посланиях сщмч. Игнатия Антиохийского

Иеромонах Кирилл (Зинковский)
Представления о материи и теле человека... в посланиях сщмч. Игнатия Антиохийского


20 января 2014

канд. техн. наук, канд. богословия,
докторант Общецерковной аспирантуры
и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия

 

Сочинениям святого Игнатия было посвящено множество исследований, но если антропологии этого мужа апостольского в сочинениях современных патрологов было уделено значительное внимание, то представления о материи как таковой не были проанализированы подробно никем.

В своей оценке учения о материи в наследии сщмч. Игнатия прот. К. Ружицкий отмечает лишь две его мысли. Во-первых, это учение о том, что все материальное имеет конец и все видимое не вечно. Во-вторых, этим исследователем отмечено, что согласно св. Игнатию из всего вещественного «для вечности предназначено лишь человеческое тело», которое будет воскрешено по подобию плоти воскресшего Христа.

Прот. Георгий Флоровский называет сщмч. Игнатия предшественником св. Иринея Лионского и отмечает, что их богословие «выражает определенный прототип малоазийского благочестия, связанный с проповедью апостола Иоанна, для которого Христос, прежде всего, Агнец закланный. Из Малой Азии ведет свое начало и то направление греческого богословия, которое опирается, прежде всего, на факт воплощения как начало Жизни». В посланиях свт. Игнатия ярко светится «двуединый образ Христа, Бога и человека». Прот. Георгий не подвергает тему материи и человеческого тела более подробному разбору, замечая только, что «в словоупотреблении св. Игнатия «σάρξ» и «πνεῦμα» одинаково выражают и противоположность видимого и невидимого, и противоположность тварного и Божественного. И как Сам Христос есть вместе и плоть и дух, видимый и невидимый, человек и Бог, «во плоти явившийся Бог» (ἐν σαρκὶ γενόμενος Θεός), так и Церковь есть вместе и плоть и дух»


Вернуться назад