ИНТЕЛРОС > Выпуск 11, 2012 > Христианская антропология и сотериология. сквозь призму личностного возрождения в богословии Джона Гилла

А.М. Семанов
Христианская антропология и сотериология. сквозь призму личностного возрождения в богословии Джона Гилла


20 января 2014

аспирант Русской христианской
гуманитарной академии

Наследие классического баптистского богословия и, в частности, такое его направление, как гиперкальвинизм, связанный с именем крупнейшего английского религиозного мыслителя XVIII в. Джона Гилла (1697–1771), сегодня только начинает по‑настоящему серьезно осмысляться на Западе и тем более в России. Некоторые моменты религиозно-философской антропологии Гилла, касающиеся духовного становления человека, причем, в частности, в связи с его учением о Церкви и таинствах практически не упоминались исследователями и, кажется, не прояснены до сих пор (не в последнюю очередь — в силу выраженных разногласий в их восприятии между реформатской и баптистской традициями). Наша задача здесь — сосредоточиться именно на таких моментах, включая те из них, которые представляют особый интерес для отечественного религиоведа, богослова, психолога.

Дихотомия против трихотомии. Статус неповрежденного человека в раю

Современный протестантизм часто говорит о духе и душе так, как будто это две отдельные субстанции. В эпоху Второй волны Реформации этому учили, например, кембриджские платоники. Большинство христианских мыслителей раннего Нового времени не видели к этому библейских оснований. Существуют лишь духовно-душевные процессы, внутреннее различие между которыми является не онтологичным, а функциональным. В частности, отделение духа от души не представляется оправданным потому, что в перспективе антропологии Павла (особенно 1 Кор. 15) баптистское богословие связывает «душевное» с Адамом, а «духовное» с Христом, придавая всему учению о человеке выраженную эсхатологическую направленность.

Согласно Джону Гиллу, «существенных составных частей человека, созданного по Богу, две — тело и душа, с которыми он был сотворен; первое было создано их праха, вторую Бог вдохнул в него, и так обстоит до их разделения, когда первое возвращается в прах, а вторая к Богу, Который дал ее; и действительно, смерть является не чем иным, как разделением или разъединением этих двух частей, ибо тело без души мертво». При этом тело человека было изначально создано бессмертным за счет особого дара Божия, которым оно могло поддерживаться бесконечно; душа же представляет собой не тело, но дух, непосредственно исходящий от Бога, и создана независимой от тела, духовной, нематериальной, бессмертной и невидимой. В вопросе происхождения души Гилл строго придерживается креационизма, согласно которому душа творится Богом при зачатии человека и вселяется в эмбрион тогда, когда он способен ее принять. По Гиллу, душа соединена с телом непостижимым образом и нигде полностью не локализуется, хотя имеет место ее связь с мозгом и сердцем. Мыслитель небезосновательно считает, что традиционистская позиция (представленная, в частности, у Тертуллиана) и ее передача от родителей противоречит воплощению Христа с реальной человеческой душой, но без греха. Он отвергает также оригенистское представление о предсуществовании душ, которые реально «были созданы не в вечности, а во времени»4, и присутствовавшее в ранней патристике учение об условном бессмертии


Вернуться назад