ИНТЕЛРОС > Выпуск 11, 2012 > Религиозно-философские истоки диалогической концепции... Мартина Бубера

А.В. Захваткин
Религиозно-философские истоки диалогической концепции... Мартина Бубера


21 января 2014

аспирант Русской христианской
гуманитарной академии

Одним из первых подступов к проблеме коммуникации в западной философии можно считать творчество еврейско-немецкого мыслителя Мартина Бубера. Наиболее ярким примером можно считать его книгу «Я и Ты», вышедшую в свет в 1923 году. Тем не менее надо учитывать, что не только это произведение, но и все его творчество было сосредоточено на разработке этой темы. Если в философских произведениях Бубера мы находим попытку изложения его мыслей на языке философии, то и религиозные работы философа не являются самозамкнутыми и стоящими в стороне от остальных его произведений; они подводят нас к этой проблеме на основе материала, взятого им из иудаистической традиции.

Тема диалога была не просто одним из академических интересов Бубера, но некой «путеводной звездой», в свете которой он воспринимал все остальное. Неслучайно израильский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Шмуэль-Йосеф Агнон также отмечает важность этой темы во всей жизни мыслителя: «Бубер был редким собеседником. Боюсь, в новом поколении не найдешь собеседника, подобного Буберу. Собеседника, умеющего говорить и умеющего слушать». Философия для него была не только размышлением о жизни, но и самой жизнью, не простым теоретизированием, но также и попыткой применять результаты своего умственного труда в каждодневной жизни.

В одном из рассказов про величайшего цадика хасидизма Баал Шем Това Бубер приводит слова того о патриархах Аврааме, Исааке и Иакове: они «сами искали связь с Творцом и служили Ему каждый по‑своему». Это же можно сказать и о Мартине Бубере. Не оглядываясь на предшествующий опыт представителей философии и богословия, он вносил новую жизнь в обе эти области и пытался вывести современного человека из тупика, в котором тот оказался.

Согласно Буберу, человек в своей жизни может избрать одно из двух отношений к миру. Большинству людей присуще то, которое он называет «Я-Оно». В нем все, что окружает человека в жизни, представляется ему в виде объектов, неважно, принадлежит ли это к миру неживой природы или является одушевленным существом. Когда человек произносит основное слово «Я-Оно», он воспринимает мир как некий опыт, который он может получить, как систему постоянно накапливаемого знания, как то, что может пригодиться ему в жизни


Вернуться назад