ИНТЕЛРОС > Выпуск 11, 2012 > Икона в литургическом пространстве: теургический аспект

Р.А. Федотова
Икона в литургическом пространстве: теургический аспект


21 января 2014

канд. искусствоведения,
доцент кафедры культурологии РХГА

Развивая комплексный метод анализа памятников церковного искусства, намеченный в трудах свящ. Павла Флоренского, а также учитывая представления автора о религии как совокупности психологического, исторического, гносеолого-онтологическо-эстетического, теургического моментов, мы предлагаем рассматривать произведения древнерусской живописи с точки зрения следующих аспектов: исторического, эстетического и психологического и теургического. Их целостное рассмотрение позволяет приблизиться к пониманию восприятия иконы его создателями и реципиентами. Единство этих составляющих осуществляется в рамках ритуала. Физической составляющей ритуала соответствует исторический аспект (повторение или символическое воспроизведение исторически сложившихся форм бытования и почитания икон в виде обрядов, традиции расположения в храме и т. п.), речевой составляющей ритуала соответствует эстетический аспект (произносимый текст, гимнография, молитвы являются источниками иконографии, а средства выразительности текста кореллируются с тропами в живописи), душевно-логическая составляющая соответствует теургическому (восприятие иконы как свидетельства Боговоплощения) и психологическому аспектам (комплекс представлений «народного православия»). Единство этих аспектов осуществляется на основе антропологического принципа, поскольку «строение культа есть истинное строение твари, и в культе тварь не внешние находит себе нормы, а свои собственные, внутренние же свои основы, но очищенные от всего случайного».

Выделяемые нами аспекты не только соответствуют частям ритуала, но и как элементы целого соотносятся с типами восприятия культового искусства: психологический аспект — бытовое восприятие, эстетический и исторический — искусствоведческое, теургический — богословское понимание. Единство этих аспектов при изучении иконописного произведения позволяет достигнуть целостного понимания этого явления. Но в рамках целого, кроме общего признака, должна быть небольшая часть элементов, которые противополагают себя целому, чтобы не было пассивного однообразия. Поэтому данные аспекты также содержат в себе противопоставление одного другому.

Так, эстетический аспект ограничивает психологический. Если в последнем доминирует комплекс представлений «народного православия», то эстетическая интерпретация необходима, чтобы икона не становилась святыней только потому, что она напоминает кому‑то икону и помещена в храм. Как писал Флоренский, произведение искусства имеет определенную, навязываемую зрителю последовательность, т. е. психологический произвол ограничивается эстетической принудительностью.

Эстетический аспект, в свою очередь, зависит от исторического, поскольку влияние на эстетические идеалы времени имеет «большой стиль» эпохи, с ним связана сюжетная тематика — искусство монашеского идеала, княжеский заказ, народные и демократические мотивы и т. п.


Вернуться назад