ИНТЕЛРОС > Выпуск 11, 2012 > РХГА в зеркале мнений: о первом заседании «Открытого лектория

М.В. Колмакова
РХГА в зеркале мнений: о первом заседании «Открытого лектория


21 января 2014

аспирант Русской Христианской
гуманитарной академии

В первую февральскую субботу, 4 февраля 2012 года, после продолжительного перерыва были возобновлены заседания «Открытого лектория РХГА», семинара, на котором проводятся встречи представителей общественности с деятелями науки, имеющими желание поделиться своими мыслями и наработками в той или иной области гуманитарного знания. Следует отметить, что на открытии цикла заседаний подобного рода прозвучал доклад ректора Русской Христианской гуманитарной академии, профессора, доктора философских наук Дмитрия Кирилловича Бурлаки. Тема его выступления звучала так — «Что такое постхристианский мир».

Не только тема доклада, но и личность выступающего заинтересовали многих представителей современной общественности, и потому помещение актового зала академии было заполнено практически до отказа. Дмитрий Кириллович рассказал собравшимся слушателям о той ситуации, которая сложилась в настоящий момент в нашем обществе в отношении к религии, к ее осознанию и идентификации как неотъемлемой части жизни современного человека и человечества. Докладчик поставил в своем выступлении и столь важный вопрос: имеет ли христианство шанс на выживание в нынешнюю эпоху, которую можно назвать и постсекулярной, и постконстантиновской?

Сам по себе термин «постхристианство», в первом приближении, производит впечатление чего‑то угрожающего, приводит к определенному утверждению о несостоятельности христианства в контексте современной жизни. Но это представление было опровергнуто докладчиком в ходе его выступления. Ни о каком «изживании христианства» речи не шло, напротив, скорее можно говорить о некотором ренессансе культуры и религиозности, правда, имеющем свои сложности и особенности. Именно они-то и породили приставку «пост».

Сегодня для нас стали совершенно привычными слова «постмодернизм», «постсоветский», «постреволюционный» и зачастую мы расцениваем их в контексте прошедших явлений. Доклад Дмитрия Кирилловича позволил вспомнить, что совсем неверно говорить о прошедшем времени, ведь «пост» — это не некролог и не плач о былом, а скорее констатация перемен, которые начали происходить, как бы надстраиваясь над уже сложившейся системой (будь то культурное течение или религиозная традиция).

 

Главная особенность в отличии «постхристианства» от «неохристианства» в том, что оно не отвергает и не старается преодолеть имеющуюся традицию, но старается развернуть ее в неповторимом, современном контексте и осознает необходимость этих перемен


Вернуться назад