ИНТЕЛРОС > №2, 2016 > Ловушки дифференциации в финансировании российских вузов

Ирина Абанкина, Татьяна Абанкина, Людмила Филатова
Ловушки дифференциации в финансировании российских вузов


11 октября 2016

Ирина Всеволодовна Абанкина,
кандидат экономических наук,
ординарный профессор Национальный исследовательский
университет «Высшая школа экономики»,
г. Москва, Россия

Татьяна Всеволодовна Абанкина,
кандидат экономических наук,
профессор Национальный исследовательский
университет «Высшая школа экономики»,
г. Москва, Россия

Людмила Михайловна Филатова,
кандидат экономических наук,
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»,
г. Москва, Россия

Результаты: выявлены тенденции структурных изменений спроса на высшее образование в России за период с 2001 по 2014 гг., оценена региональная дифференциация финансового обеспечения вузов при переходе на эффективный контракт. Определены основные риски-ловушки, связанные со структурным рассогласованием спроса на высшее образование со стороны семей и предложений контрольных цифр приема по направлениям подготовки за счет бюджетных средств, с усиливающейся региональной дифференциацией, провоцирующей расслоение вузов России по объемам и источникам финансового обеспечения, с завышенными обязательствами по повышению зарплаты профессорско-преподавательского состава, приводящим к нехватке средств на содержание имущественного комплекса и обеспечение учебного процесса, что ставит под угрозу качество реализации образовательных программ.

 

THE PITFALLS OF DIFFERENTIATION IN THE FINANCING OF RUSSIAN UNIVERSITIES

I.V. ABANKINA, T.V. ABANKINA, L.M. FILATOVA
National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia

Results: the trends of structural changes in the demand for higher education in Russia during the period from 2001 to 2014 were described, the regional differentiation of financial provision of higher educational institutions in the transition to effective contract work was evaluated. The major risks were identified, associated with: the structural mismatch of the demand for higher education from families and the offer of admission quotas for the budget-funded education; with increasing regional differentiation, which provokes the separation of the Russian universities by the volumes and sources of financial provision; with high commitments to increase the salaries of the teaching staff leading to a shortage of funds for maintenance of the property complex and ensuring of the educational process, which jeopardizes the quality of educational programs’ implementation.


Вернуться назад