ИНТЕЛРОС > №2, 2016 > Прогрессивное налогообложение как инструмент обеспечения стабильности бюджетной системы

Маргарита Вахтина
Прогрессивное налогообложение как инструмент обеспечения стабильности бюджетной системы


11 октября 2016

Маргарита Анатольевна Вахтина,
доктор экономических наук,
проректор Поволжский государственный
университет сервиса,
г. Тольятти, Россия

Результаты: показано, что из-за недостатка финансовых ресурсов правительство вынуждено идти на непопулярные решения, которые снижают уровень социальной поддержки населения на ближайшую перспективу. Принятые в стране законопроекты о применении принципов адресности и нуждаемости при предоставлении региональных мер социальной поддержки повышают риски бедности и неравенства. Проведен анализ рейтинговых позиций России и стран – участниц Организации экономического сотрудничества и развития по уровню ВВП на душу населения, Индексу человеческого развития, Индексу качества жизни. В статье аргументируется позиция о необходимости проведения институциональных преобразований по переходу страны к прогрессивному налогообложению и перераспределению налоговой нагрузки с бедных и средних слоев населения на сверхбогатых. Фиксированная ставка налога на доходы физических лиц не привела к желаемым результатам в виде роста налоговых поступлений в бюджет. Россия по-прежнему входит в десятку государств с наибольшими потерями от неуплаты налогов. Слабость перераспределительных механизмов, включая плоскую шкалу налога на доходы физических лиц, регрессивные взносы на социальное страхование и низкие налоги на имущество приводят к стагнации, неравенству, недофинансированию образования и здравоохранения.

 

PROGRESSIVE TAXATION AS A TOOL FOR PROVIDING THE BUDGET SYSTEM STABILITY

M.A. VAKHTINA
Volga State University of Service, Togliatti, Russia 

Results: it is shown, that due to the lack of financial resources, the government has to make unpopular decisions that reduce the level of social support of the population for the near future. The adopted laws stipulating the principles of address character and needs when providing regional measures of social support, increase the risks of poverty and inequality. The analysis has been made of the ranking position of Russia and member countries of the Organization for Economic Cooperation and Development in terms of GDP per capita, human development index, and quality of life index. The article grounds the need for institutional change to facilitate transition to progressive taxation and redistribution of the tax burden from the poor and middle classes to the super rich. The flat personal income tax rate has not led to the desired results of growing tax revenues in the budget. Russia is still among the top ten states with the largest tax evasion losses. The weak redistributive mechanisms, including a flat scale of personal income tax, regressive social security contributions and low property taxes lead to stagnation, inequality, underfunding of education and health.


Вернуться назад