ИНТЕЛРОС > № 2 (34), 2015 > Влияние транспортной инфраструктуры на промышленное развитие регионов России

Е.Э. Колчинская
Влияние транспортной инфраструктуры на промышленное развитие регионов России


01 июля 2015

Е. Э. КОЛЧИНСКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

г. Санкт-Петербург, Россия

Цель: построение модели, описывающей взаимосвязь уровня развития транспортной инфраструктуры региона с уровнем развития промышленности в регионе.
Методы: расчет интегральных показателей развития предприятий определенной отрасли, метод регрессионного анализа, метод построения производственной функции. Для регрессионного анализа в работе используются модели панельных данных со случайными и фиксированными эффектами, а также объединенная модель панельных данных. Для проверки качества регрессионной модели использовались критерии Фишера и Стьюдента. Для тестирования модели на гетероскедастичность применялись тесты Парка, Глейзера, Голдфелда-Квандта и Уайта.
Результаты: были построены модели линейной и логарифмической спецификации со случайными и фиксированными эффектами, а также объединенные модели панельных данных. Значимые коэффициенты при показателях транспортной инфраструктуры в обоих случаях были получены только в объединенной модели панельных данных. В модели, рассматривающей в качестве одной из характеристик транспортной инфраструктуры региона показатель густоты железнодорожных путей, коэффициент при этой переменной оказался отрицательным.
Научная новизна: впервые на основании статистики по российским регионам с использованием регрессионных моделей панельных данных была изучена зависимость между уровнем развития транспорта в регионе и динамикой выпуска промышленной продукции в нем. Причем, в качестве характеристики уровня развития транспортной инфраструктуры использовался специально рассчитанный интегральный показатель работы предприятий транспорта и связи региона, обобщающий в себе несколько характеристик работы предприятий данной отрасли.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы при прогнозировании эффектов от принятия органами государственной власти различного уровня решений об улучшении транспортной инфраструктуры в регионах РФ. Также результаты и вывод статьи могут служить основой для дальнейших научных исследований по данной тематике и применяться в работах по характеристике экономики России. Кроме того, результаты могут использоваться в учебном процессе при чтении курсов, связанных с экономикой России


Вернуться назад