ИНТЕЛРОС > №38, 2021 > «Верные», «миряне» и «народ Божий» в богословском наследии Николая Петровича Аксакова: к вопросу о содержании понятий

Марина Наумова
«Верные», «миряне» и «народ Божий» в богословском наследии Николая Петровича Аксакова: к вопросу о содержании понятий


24 декабря 2021

В своих экклезиологических исследованиях церковный историк и канонист Н. П. Аксаков предпринимает попытку восстановления новозаветного содержания понятий «верный», «лаик», «народ Божий», имея в виду задачу возрождения в церкви учения о царственно-священническом достоинстве членов народа Божьего. Термин «мирянин» ученый не исключает из употребления, как укоренившийся в церкви, хотя он отмечает его несоответствие апостольскому преданию. В своих трудах Аксаков наполняет его иным значением, поставив в один ряд с понятиями «верный» и «лаик». Верный, лаик, мирянин — это призвание и одновременно церковный чин. Рукоположение в этот чин совершается в таинстве крещения, а основной характеристикой жизни является служение. Реализуемое верным служение возводит его в достоинство члена народа Божьего. Церковь есть народ Божий, состоящий из верных, осуществляющих общее для всех царственно-священническое служение в разных направлениях жизнедеятельности христианской общины: в богослужении, в избрании и поставлении на служение, в управлении и церковном суде. В осуществлении служения всеобщего священства народа Божьего реализуется соборность как основополагающее качество Церкви. Отчуждение же народа Божьего от служения умаляет соборность и искажает жизнь всего церковного организма. Опыт церковной жизни показывает, что отказывающийся от своего призвания народ Божий лишается таким образом своего царственного и священнического достоинства и рискует обрести статус «случайного сборища». Неслужащий же Богу христианин становится непосвященным, деградируя до мирянина (в смысле мирского или житейского человека) по своим устремлениям, качеству веры и жизни.


Вернуться назад