ИНТЕЛРОС > №32, 2019 > Индивидуальное воскресение праведников в Новом завете: Мф 27:52–53

А.Б. Сомов
Индивидуальное воскресение праведников в Новом завете: Мф 27:52–53


24 мая 2020

В раннеиудейской литературе можно выделить, по крайней мере, три различных типа воскресения. Два из них эсхатологичны: воскресение праведников в конце времен и всеобщее воскресение праведников и грешников перед последним Судом. В третьем типе воскресения эсхатологический аспект обычно эксплицитно не подчеркивается. Его можно назвать индивидуальным воскресением, обещанным мученику или небольшой группе мучеников, претерпевших смерть за верность Господу. Наиболее яркий пример этого — 2 Макк 7, где такое воскресение подчеркнуто телесно и эксплицитно связано с мученичеством. В Новом завете к этому типу можно отне сти воскресение Иисуса, воскресение святых в Мф 27:52–53 и воскресение двух свидетелей Христовых в Откр 11:3–12. Статья анализирует отрывок Мф 27:52–53, который до сей поры серьезно не обсуждался в контексте ин дивидуального воскресения. Автор статьи полагает, что Матфей рассматривал воскресение Иисуса и воскресение святых именно как индивидуальное воскресение праведных. Они связаны друг с другом как исполнение обетования о воскресении мучеников. Поскольку Матфею было важно представить историю жизни Иисуса в контексте исполнения мессианских пророчеств, он мог очень серьезно относиться к обещанию воскресения мученикам и считать, что если Иисус воскрес как мученик, другие мученики также должны воскреснуть. Их можно было бы соотнести с мучениками из 2 Макк 7, которые были похоронены, согласно ранним преданиям, рядом с Иерусалимом. Не исключено, однако, что Матфей мог и не иметь в виду конкретных мучеников, но для него было важно исполнение обетования о воскресении как таковое.


Вернуться назад