ИНТЕЛРОС > выпуск №16, 2015 > Секулярность, постсекулярность и русская религиозная философия

Григорий Гутнер
Секулярность, постсекулярность и русская религиозная философия


16 июня 2016

Секулярная и постсекулярная мысль в статье сопоставлены с русской религиозной философией. Показано, что постсекулярная интерпретация религии противоположна ее пониманию, развитому в русской религиозной философии. Однако она также противоположна и секулярному пониманию религии. Эта парадоксальная ситуация проясняется, если обратить внимание на сходство между проектом, предложенным русскими философами, и секулярным проектом. Оба эти проекта стремятся к тотальности. Они противостоят друг другу, поскольку пытаются найти эту тотальность на разных основаниях. Секулярная рациональность ищет тотальности разума. Русская философия пытается включить разум в религиозную тотальность. В отличие от обоих, постсекулярный проект отказывается от тотальности вообще и пытается найти единство иного рода. Основным концептом этого проекта является дополнительность. Он подразумевает партнерство различных дискурсов, дополнительных друг к другу

G.B. Goutner

Secularity, Post-Secularity,
and Russian Religious Philosophy

In the paper secular and post-secular thought are compared with Russian religious philosophy. It is demonstrated that the post-secular interpretation of religion is quite opposite to the position of Russian religious philosophy. However it is also opposite to the secular rationality. This paradoxical situation becomes clear, if we notice some essential similarity between Russian religious project and rational secular project. Both projects try to be total. They oppose each other because they seek for the different totalities. Secular rationality seeks for the totality of reason. Religious philosophy tries to include reason in the religious totality. As distinct from both, post-secularity refuses from any kind of totality. Post-secular project does not presuppose to construct any integrity. The main concept of this project is complementarity. It implies the partnership of different discourses, which are complementary to each other.


Вернуться назад