ИНТЕЛРОС > выпуск №16, 2015 > О тотальности, секулярности и постсекулярности (размышления о статье Г. Б. Гутнера)

Т.Н. Панченко
О тотальности, секулярности и постсекулярности (размышления о статье Г. Б. Гутнера)


16 июня 2016

В статье обсуждается, в каком смысле великие культурные эпистемы – такие, как сакральная эпистема христианского Средневековья и секулярная эпистема Европы Нового времени, – могут быть названы тотальными или репрессивными. При этом секуляризация понимается как локальный исторический процесс, имеющий не только временные, но и географические пределы. С начала ХХI века идет широкая дискуссия о постсекуляризме, приходящем якобы на смену секуляризму. Автор пытается показать, в сколь узком смысле это утверждение справедливо. Оспаривается мнение Г. Б. Гутнера о том, что теория дискурса Ю. Хабермаса являет собой новый глобальный – постсекулярный – проект, преодолевающий тотально-репрессивный характер предшествующих культурных эпистем

T. N. Pantchenko

On the Totality, Secularism and Post-Secularism
(Reflections on the Article by G. B. Goutner)

The article discusses in what sense the great cultural epistemes — such as the sacred episteme of Christian Middle Ages and the secular episteme of modern Europe — can be called total or repressive. At the same time, secularisation is understood as a local historical process that has not only time but also geographical constraints. Since the beginning of the XXI century there is ongoing widespread discussion about post-secularism that is supposedly taking place of secularism. The author tries to show that this statement is true only in a very narrow sense. The article challenges G. B. Goutner’s opinion that Habermas’ theory of discourse is a new global post-secular project, which overcomes the total character of previous cultural epistemes


Вернуться назад