ИНТЕЛРОС > выпуск №16, 2015 > Беглые заметки о тотальности, секулярности и русской философии

Владислав Шапошников
Беглые заметки о тотальности, секулярности и русской философии


16 июня 2016

Работа представляет собой полемическую реплику на статью Г. Б. Гутнера «Секулярность, постсекулярность и русская религиозная философия». В центре обсуждения находится проблема соотношения тотальности и сетевого типа целостности, в связи с чем предлагается понимание секуляризации как попытки сменить тип целостности с первого на второй. Современным воплощением секулярного мышления представлен натуралистический проект, не получивший, к сожалению, освещения в обсуждаемой статье. Отстаиваемой Г. Б. Гутнером концепции дополняющих друг друга дискурсов противопоставляется другой проект. Он состоит в поиске конкретной теоретической схемы, позволяющей сочетать противоположные типы целостности (сетевую и тотальность) без подавления одной из них другою. В этой связи ставится под сомнение интегральная оценка русской религиозной философии как полностью находящейся в рамках парадигмы тотальности и обсуждается дальнейшая ее судьба.

V. A. Shaposhnikov

Cursory Notes on Totality, Secularity, and Russian Philosophy

This paper is a polemical response to Grigory Goutner’s “Secularity, PostSecularity, and Russian Religious Philosophy”. The discussion is centered around the issue of the correlation between totality and network-type integrity, while secularization is interpreted as an attempt to shift the integrity type from the former to the latter. The project of naturalism is the contemporary realization of the secular way of thinking; nevertheless, it failed to take its place among the items discussed in the Goutner’s article. The Goutner’s project of complementary discourses is opposed by the project to connect the network-type integrity and the totality on equal grounds and within the same conceptual framework. In this context it is challenged that Russian religious philosophy has been working exclusively within the paradigm of totality. Finally, the prospects of Russian religious philosophy are discussed


Вернуться назад