ИНТЕЛРОС > выпуск №29, 2019 > Пути сохранения духовного содержания в отечественной педагогике искусства 1920–1930-х годов

Александр Копировский
Пути сохранения духовного содержания в отечественной педагогике искусства 1920–1930-х годов


16 декабря 2019

Александр Копировский,
кандидат педагогических наук,
доцент, профессор СФИ (Москва)

 

В статье раскрываются особенности содержания педагогики искусства в России в 1920–1930-х годах на примерах теории и практики преподавания различных предметов, связанных с приобщением к искусству. Показано, как в этой области усиливался идеологический подход, приводивший к таким последствиям, как сокращение сроков обучения педагогов искусства и количества специальных учебных заведений, а главное – к упрощению интерпретации форм и содержания произведений искусства, анализ которых проводился, прежде всего, с точки зрения их «полезности». Приведены примеры того, как ряд психологов и педагогов искусства (прежде всего, Л.С. Выготский и А.В. Бакушинский) смогли, хотя бы отчасти, сохранить ориентацию на глубину эстетического содержания рассматриваемых произведений, их индивидуальное восприятие и переживание. Утверждается, что известный теоретик христианской педагогики В. В. Зеньковский, признавая силу и положительное значение эстетического воздействия на учащихся, но противопоставляя ему религиозно-моральные движения души, недооценивал значение красоты в свидетельстве о духовных ценностях. Сделан вывод, что в условиях концептуального марксистского подхода именно углубление эстетической составляющей в преподавании искусства оказывалось формой сохранения его духовного содержания.


Вернуться назад