ИНТЕЛРОС > выпуск 37, 2021 > К возможному основанию систематической православной сакраментологии

Давид Гзгзян
К возможному основанию систематической православной сакраментологии


04 мая 2021

В статье предпринята попытка определить причины отсутствия единого православного сакраментального учения и предложить возможные основания для построения такового. Автор исходит из представления об основополагающей зависимости понимания таинства от общего видения природы Церкви. Господствующая по сей день так называемая клерикальная экклезиологическая модель заставляет ограничивать идею совершения таинства его формальными условиями: наличие канонически состоятельного клирика, тайносовершительной формулы, нередко вещества таинства и фиксируемого момента его совершения. В результате игнорируется тайна Церкви и провозглашенная Евангелием свобода действия Духа, основополагающее значение Которого неоднократно в разные периоды церковной истории специально подчеркивалось признанными авторитетами. Основание целостного православного учения о таинствах можно попытаться найти в опыте сознательного воцерковления, который предлагается интерпретировать как первенствующее таинственное усилие Церкви, прямо исходящее из ее призвания. Тогда единое таинство Церкви, о котором неоднократно говорилось в разные периоды ее истории, оказывается экзистенциальным опытом, составляющим саму суть бытия Церкви от каждого единичного акта подлинного воцерковления до ее всеобщего предназначения. В этом случае таинство, как и вся жизнь Церкви, приобретает характер динамического процесса с изменчивыми результатами, и позитивный характер последних зависит от качества духовного усилия, предпринятого конкретным церковным сообществом. Тогда и действительность таинства предпочтительно описывать в категориях духовного усилия, испытания и степени исполнения (благодатности).


Вернуться назад