ИНТЕЛРОС > №1, 2013 > Наследие Розы Люксембург – против авторитаризма (опыт России)

Роберт Евзеров
Наследие Розы Люксембург – против авторитаризма (опыт России)


17 мая 2013

В наследии Розы Люксембург – ее произведениях, переписке – запечатлена свойственная ей антиавторитарность. Она дает о себе знать, проявляется в разных аспектах, но так или иначе в ней сказывается общая основа.

Центральное место в восприятии Розой Люксембург земной всемирности, ее изучении, деятельности в ней занимает человек, а он «создан для счастья, как птица для полета». В этом высказывании одного из литературных персонажей В. Короленко, чьи работы она переводила на немецкий, в человеческой «обязанности быть счастливым», по мысли Р. Люксембург, заключена важная часть «социальной гигиены», недоступной для миллионов людей в силу существующих социальных условий[1].

Роза Люксембург писала: «Быть прежде всего человеком – самое главное. А это значит: быть твердым, ясным и веселым, … несмотря ни на что, вопреки всему… Быть человеком – значит радостно бросить, если нужно, всю свою жизнь «на великие судьбы», значит в то же время и радоваться каждому светлому дню, каждому красивому облаку»[2]. Такой стремилась быть и она, посвящая свою жизнь борьбе за осуществление социализма «человеками», человечеством во имя их счастья.

Она была убежденной последовательницей К. Маркса, его выводов о капиталистической эксплуатации, разрушительной анархии и кризисах производства, о тенденции обобществления процесса производства, ведущей к изживанию капитализма. Она видела в них научное объяснение объективных основ социалистического переворота в ходе развития человеческого общества, стремилась выявить объективный предел развития капитализма.

Идеалом Розы Люксембург был социализм, созданный в результате активной деятельности народа, базирующийся на неограниченных свободе и демократии и гарантирующий постоянный мир[3].

Все и каждый из обозначенных компонентов антиавторитарны как по своему происхождению, так и по своей неограниченности, по своей сути. Все больше развивается самосознание такого пути широких народных масс к счастью, при котором «никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и ни герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». А «свобода всегда есть свобода для инакомыслящих…, потому, что от этой сути зависит всеоживляющее, исцеляющее и очищающее действие политической свободы; оно прекращается, если «свобода» становится привилегией»[4]. Соответственно, и демократия осуществляется не октроированием и не должна становиться привилегией.

В свою очередь, всем этим в социальной и правовой составляющих социализма, в области человеческих отношений, взаимосвязей и взаимоотношений обеспечивается возможность счастливой жизни и одновременно необходимость ответственности каждого и всех за жизнь и развитие каждого человека и всего человечества, за жизнь и развитие природы, необходимость не допускать их нарушения, а тем более изничтожения. Мир насилья должен быть разрушен, «но каждая пролитая слеза, которую можно осушить, – это обвинение, а человек, который, спеша по важным делам, просто по грубой невнимательности давит бедного червя, совершает преступление», – писала Роза Люксембург[5].

То, что у нее сочетается внимание к природе с вниманием к человеческому обществу, не случайно. Сказываются результаты как огромной работы по изучению динамики человеческого общества, человечности в нем, так и занятий Р. Люксембург природоведением. Она писала, что социалистическая «общественная система должна и может быть только историческим продуктом, рожденным из собственной школы опыта в час его осуществления, из становления живой истории, которая так же, как органическая природа, частью которой она в конечном счете является, обладает прекрасным свойством всегда вместе с реальной общественной потребностью выдвигать также и средства для ее удовлетворения…, социализм по самой его природе не допускает себя октроировать, ввести указами. Он имеет предпосылкой ряд насильственных мер – против собственности и т. п. Негативное, разрушение можно декретировать, но строительство, позитивное – нельзя… Вся масса народа должна участвовать. Иначе социализм будет декретирован, октроирован дюжиной кабинетных интеллигентов»[6].

Так вырисовывается цельное центральное ядро антиавторитарности суждений Розы Люксембург применительно к человеку, обществу и природе в динамике исторического развития. Причем человек, человечество выступают не как просто объект, материал или пушечное мясо, а как целеполагающий фактор и субъект этого процесса.

Здесь основа также того, что антиавторитарность проявилась и в революционной позиции, которую занимала Р. Люксембург в деле развития и переустройства общества своего времени.

Переустройство существующего общества в свободное, демократическое – социалистическое – становилось в начале ХХ века все более острой необходимостью. Об этом свидетельствовали нарастающая внутриполитическая напряженность и межимпериалистическая конфликтность. Громадного размаха и мощи достигал подъем рабочего и общедемократического движений. Забастовочная борьба охватывала подчас сотни тысяч участников и даже перерастала во всеобщие стачки, продолжалась неделями, а то и месяцами, приводила к столкновениям с вооруженными силами государства, в том числе в Германии в 1910 году. Экономические требования перерастали в политические. Развивалось массовое антимилитаристское и антивоенное движение. При этом мощные политические протестные выступления, демонстрации, митинги подвергались вооруженному подавлению. В то же время нарастающая гонка вооружений, международная конфликтность все больше обострялись, приобретали перманентный характер; угроза охватывающей человечество империалистической войны становилась все более ощутимой. В войне власти предержащие видели и средство, одержав победу, укрепить свои внутриполитические позиции. Развязывая в 1904 году войну с Японией, так поступала и российская монархия. Поражение в войне ускорило российскую революцию 1905–1907 гг. – кульминационный момент тогдашнего освободительного движения. В 1907 г. международная социал–демократия на конгрессе в Штутгарте приняла резолюцию, согласно которой в случае угрозы войны предлагалось рабочему классу, его представителям в парламенте соответствующих стран сделать все возможное, чтобы воспрепятствовать войне, а если война начнется, использовать вызванный ею экономический и политический кризис для возбуждения народных масс и ускорения падения капиталистического господства. Одним из авторов этих строк была Р. Люксембург.

Итак, если обстановка в мире в начале ХХ века сделала переустройство существующего общества острой необходимостью, грозящая война превратила бы ее – во имя человека, человечности и счастья – в необходимость неотложную и категорическую. Все это предопределяет революционность антиавторитарной позиции и действия как против войны, так и за переустройство общества.

На штутгартском конгрессе в рекомендациях по поводу методов борьбы рабочего класса сослались на опыт революции 1905–1907 г.г. в России. Он был обстоятельно проанализирован Р. Люксембург в ее брошюре «Массовая стачка, партия и профсоюзы». Изучение, исследование повседневной жизни и борьбы рабочего класса проходит красной нитью через всю ее жизнь[7]. В своей последней обширной рукописи, размышлениях и выводах по поводу Октябрьской революции 1917 г. в России, она фиксирует как основу движения к социализму активную, энергичную политическую жизнь и борьбу рабочего класса.

Соответственно, с антиавторитарных позиций Р. Люксембург анализировала проблему партийной организованности в рабочем движении, роль партийных организаций, их формирование и функционирование, вопросы централизации и децентрализации, проблему «вождей» и рядовых членов партии. Очень интересный обстоятельный анализ этой проблематики с выходом на проблему перехода от централизованной цивилизации к децентрализованной дал основатель и постоянный руководитель «Международного общества Розы Люксембург» Нарихико Ито в своей замечательной книге «Путеводитель в мире идей Розы Люксембург»,опубликованной на немецком языке в 2007 г.[8]Весьма полезно было бы ее издать и на русском языке.

Антиавторитарность революционной позиции Розы Люксембург при решении проблем сокрушения существующего общественного устройства органично сочеталось с ее антиавторитарностью в деле продвижения общества к социализму. Наглядно это проявилось в ходе Ноябрьской революции 1918–1919 гг. в Германии.

9 ноября 1918 г. эта стихийно происходившая революция свергла монархический строй. Высший пост рейхсканцлера был передан Ф. Эберту, возглавлявшему Социал-демократическую партию Германии (СДПГ) – большинства. Страна была провозглашена республикой, а в выступлении К. Либкнехта – социалистической республикой. Было сформировано временное правительство «Совет народных уполномоченных» (СНУ). Оно заявило, что «вышедшее из революции правительством, политическое руководство которого является чисто социалистическим, считает своей задачей осуществление социалистической программы».

Однако, как известно, проведя большую и очень важную работу по упорядочению и обеспечению жизни в Германии, демократизации ее политической жизни, избирательной системы, социальной обеспеченности и правам трудящихся, СНУ сохранил прежний бюрократический государственный аппарат в центре и на местах. Сохранила свои позиции и реакционная военщина. Возникшие в ходе революции Советы рабочих и Советы солдат в большинстве своем не стали влиятельными органами.

Все это вызывало недовольство. Уже в 1918 году во многих районах вспыхивали протестные выступления. Наряду с забастовками, требованиями улучшения материального положения и снабжения происходили массовые выступления за «социализацию», обобществление предприятий, сохранение Советов рабочих, подчас и вплоть до требований насильственного свержения капиталистической системы.

В конце декабря 1918 г. Р. Люксембург отмечала, что германской революции «предстоят еще огромные дела и долгий путь, пока она дорастет до полного осуществления своих первых лозунгов». При этом, выделяя объективную обусловленность движения революции под давлением исторической необходимости, Р. Люксембург фиксировала внимание на деятельности по осуществлению революции в ходе «предполагаемых дальнейших направлений ее развития»[9].

Характеризуя пройденный путь революции, которая была главным образом политической, Р. Люксембург считала, что тогда имела место «первая стадия переворота, главные задачи которого лежат в области экономики, перелом экономических условий. Революция… станет экономической революцией и тем самым революцией социалистической»[10].

Решение революцией таких экономических задач, соответствующее массовым требованиям «социализации», что означало главным образом обобществление производства, предлагалось Розой Люксембург как комплексное и разноуровневное, массовое и постепенное. «Там, где массы прикованы к капитализму цепью, эта цепь должна быть разрушена». Причем борьба за социализм может быть доведена до конца только массами, непосредственно лицом к лицу борющимися с капитализмом на каждом предприятии, каждым пролетарием, выступающим против своего предпринимателя»[11].

Исходя из этого, Р. Люксембург считала, что «в грядущей фазе революции забастовки будут… становиться сердцевиной революции», и руководить ими будут Советы. В то же время следует шаг за шагом, лицом к лицу на всех уровнях государственной власти бороться за все те ее средства, которые необходимо одно за другим вырвать из рук буржуазии и передать рабочим и солдатским Советам[12]. Наряду с этим ею не исключались иные возможности продолжения революции, в том числе и парламентские. Она обращала внимание и на большую объемность и сложность социалистических задач, не сводящихся лишь к промышленности, городам. Ей было ясно, что будет сказываться и неподготовленность к решению возникающих проблем основной массы германского пролетариата. Однако она полагала, что, шаг за шагом продвигаясь вперед, исправляя ошибки, массы будут обучаться на деле, на собственном опыте, постигая полную, а не искаженную правду.

Такова неавторитарная трактовка Розой Люксембург предполагаемого антиавторитарного осуществления германской революции 1918–1919 гг. Это была, по характеристике Вилли Брандта, позиция «демократически-социалистическая… не террористически-коммунистическая»[13].

Вообще в теоретических концепциях для Р. Люксембург была неприемлема авторитарность, даже косвенная, поскольку, например, разработанная до деталей теоретическая система подавляет. Она, как «готовое симметричное строение, к которому больше нечего добавить и где живой дух не может попробовать проявить себя самостоятельно»[14].

Антиавторитарность Р. Люксембург отражалась и в ее позиции по вопросам художественного, литературного творчества. Выделяя и очень высоко оценивая русскую литературу ХIХ века, Р. Люксембург объясняет ее невиданные нигде в других странах достижения «откликающейся социальной совестью», составляющей ее мировоззрение. И в то же время пишет: «Но когда перед нами настоящий художник, социальный рецепт, рекомендуемый им, – дело второстепенное; главное – это источник его искусства, его живительный дух, а не та цель, которую он сознательно перед собой ставит»[15].

Судьба наследия Р. Люксембург в России трудна и противоречива.

Революционный ореол и гибель Р. Люксембург были определяющими в отношении к ней, ее позиции. Между тем ее концепция революционного продвижения к социализму принципиально противостояла практике этого не только в Германии, но и в России, где пытались авторитарно действовать «указами». Р. Люксембург беспокоило, как бы на деле вынужденная авторитарность не превратилась в принцип. Печальные последствия такого она прозорливо предвидела.

Публикация в Германии размышлений Р. Люксембург, ее рукописи развернуто антиавторитарного характера по поводу политики большевиков в Советской России при осуществлении социалистической революции, обоснованность которой она страстно защищала, обострила ситуацию.

В. И. Ленин, как известно, перечислив главные расхождения с ней – ее «ошибки» – в прошлом, подчеркнул «орлиную» высоту уровня ее деятельности. Он считал, что ее биография и наследие – то, по чему следует учиться, его следует опубликовать полностью. Однако в Советской России был издан лишь один том Избранных сочинений Р. Люксембург, переведенный с немецкого издания третьего тома ее сочинений.

По ходу нарастания авторитаризма в нашей стране становилась все более нетерпима антиавторитарность, содержащаяся в наследии Р. Люксембург. В 1925 г. в Коминтерне, возглавлявшемся руководством РКП(б), был принят курс на «большевизацию» коммунистических партий. При этом обращалось особое внимание на «ошибки люксембургианства». Заявлялось, что Коминтерн очень высоко оценивает величие Розы Люксембург и поэтому хочет помочь обучению «на ошибках этой великой революционерки». Нанизывая в качестве «ошибок» ее позиции по ряду вопросов массового рабочего движения, национальному, крестьянскому вопросам, формулировали вывод: «чем ближе к ленинизму» те или иные деятели, «тем опаснее их взгляды в той части, в которой, будучи ошибочными, эти взгляды не совпадают с ленинизмом»[16]. В 1931 г И. Сталин положил конец обсуждению вопросов о левых силах в рабочем движении Германии, ошельмовав при этом Р. Люксембург.

В результате после опубликованной в 1931 г. биографии Р. Люксембург до появления новой последовал перерыв на 43 года. При наличии богатейшего хранения периодики и архивов начала ХХ века, что позволяло находить, публиковать и исследовать неизвестное из наследия Р. Люксембург, это допускалось лишь редко и по очень ограниченной тематике.

Положение дел изменилось лишь во время «оттепели» после ХХ съезда КПСС, но ненадолго. И все же это дало значительный прирост публикаций, посвященных Р. Люксембург, в 60-е годы, а затем и в 70–80–е годы, что стимулировалось также бурным всплеском внимания к ней и ее наследию в ходе общественного подъема за рубежами России.

В свою очередь, публикации, посвященные изучению наследия Р. Люксембург, служили, даже во времена неблагоприятного к нему отношения, каналом для его публичности, а в связи с этим определенного инакомыслия по отношению к «установкам» и официозу. Однако само по себе наследие Р. Люксембург в течение 60 лет в СССР практически не публиковалось. Лишь в 1990 г. Я. С. Драбкин опубликовал свой перевод ее рукописи о русской революции, а в 1991 г. вышел в свет составленный им же очень содержательный обширный сборник избранных статей, речей, писем Р. Люксембург.

Следует также не упускать из виду, что десятилетия существования в России «табу» на Р. Люксембург, установленного в силу авторитарности и тоталитарности существовавших режимов, оставили свой отпечаток в сознании, деятельности целых поколений людей. Укоренились авторитарные стереотипы мышления и деятельности (например: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их – наша задача»).

Так что в наши дни, когда авторитаризм в России усиливается, а антиавторитарность еще слаба, весьма важны публикации и пропаганда наследия Р. Люксембург, материалов о ней. Отрадно, что этим занимается в России и германский «Фонд Р. Люксембург».

 

 



[1] Роза Люксембург. Актуальные аспекты политической и научной деятельности. М., 2004. С. 150.

[2] Luxemburg R.  Gesammelte Briefe.  Bd. 5. Berlin, 1984. S. 151.

[3] Laschitza A.  Im Lebensrausch, trotz alledem. Rosa Luxemburg. Eine Biographie. Berlin, 1996. S. 9.

[4] Роза Люксембург. Актуальные проблемы… С. 223.

[5] Luxemburg R. Gesammelte Werke (GW). Bd.4, Berlin,1974. S. 406.

[6] Ibid. S. 360.

[7] См.: Yevzerov R. Soziale Entwicklung und Massenbewegung // Yearbook 1998. International Labour Movement, Budapest, 1997. S. 283ff.

[8] Wegweiser zum Gedanken Rosa Luxemburgs. Tokyo, 2007.

[9] Роза Люксембург. Актуальные аспекты… С. 264, 265.

[10] Там же. С. 269, 275.

[11] Там же. С. 269, 270.

[12] Там же. С. 270, 276.

[13] Поттхофф Х., Миллер С. Краткая история СДПГ. 1848–2002. М., 2003.  C. 97.

[14] Люксембург Р.  О социализме и русской революции. М., 1991.  С. 208.

[15] Роза Люксембург. Актуальные аспекты… С. 146–147.

[16] Kommunistische Internationale (Hrsg.): Erweiterte Exekutive (März/April). Thesen und Resolutionen. Hamburg, 1925. S. 19ff.


Вернуться назад