ИНТЕЛРОС > №2, 2013 > Долго еще до Маркса… Впечатления о фильме Светланы Басковой «За Маркса…»

Ренат Чапас
Долго еще до Маркса… Впечатления о фильме Светланы Басковой «За Маркса…»


17 сентября 2013

В начале 2013 года увидела свет долгожданная кинокартина режиссера Светланы Басковой «За Маркса…». Долгожданная потому, что сниматься она начала еще за три года до этого, но, к счастью, смогла, наконец, выйти на экраны. Фильм освещает события, происходящие во время кризиса 2010 года на одном из металлургических предприятий где-то на просторах России. На заводе возникает независимый рабочий профсоюз, который, естественно, не нравится хозяевам. Главный герой (мастер участка, работающий на данном предприятии) вступает в этот профсоюз и становится одним из активистов. Озвученные владельцами завода планы по «оптимизации» численности персонала вызывают приток новых людей в профсоюз и рост его влияния не только на заводе, но и в городе (рабочим даже удается согласовать проведение митинга на центральной площади). Дальнейшие события развиваются достаточно трагично: администрация всеми силами пытается уничтожить профсоюз и идет даже на физическое устранение лидера. Мастер становится случайным свидетелем заказного убийства своего товарища. То, что он свидетель, он пытается скрыть, но люди из администрации знают, что он видел момент убийства и так и не рассказал никому об этом. Вследствие шантажа, он в итоге предает своих товарищей. Режиссер, по его словам, пытался показать двойственность русского характера, в котором парадоксальном образом слились жестокость и благодушие, преданность делу и предательство, зависть и взаимовыручка.

Вот что говорит сама Светлана об идее создания фильма «За Маркса…»: «Движение независимых профсоюзов в России – тема непопулярная, об этом почти никто не знает, а между тем это действенное средство против произвола работодателей. Я услышала об этом движении от своих знакомых, и мне стало интересно и удивительно, что есть независимые профсоюзы, что они защищают права рабочих и, главное, что им всячески мешают это делать. Я решила изучить этот вопрос – есть ли у рабочего человека реальные законные права. И если эти права есть, то как они работают. И почему это одиночные небольшие профсоюзы реально защищают. А крупные профобъединения работают для «галочки». Я ездила по разным городам, где проходили митинги, – и это, конечно, полное неуважение местной власти к людям – работникам предприятий, руководство даже не выходило к людям. Я снимала все эти события, и ребята из профсоюзов давали мне возможность узнать, как все происходит изнутри. Я очень уважаю этих людей – за их попытки отстаивать чувство собственного достоинства, за их вызов силе денег».

Приезжала Светлана и в Ярославль, где весной 2010 года встречалась с местными профсоюзными и левыми активистами и общалась на предмет создания фильма о независимых профсоюзах с немалым количеством людей в этом городе. Может быть, именно поэтому Ярославль был выбран одной из первых (еще до всех официальных фестивальных показов) площадок, где был продемонстрирован этот фильм, которого действительно ждали очень многие люди. Мне три года назад тоже довелось внести свою скромную лепту – меня попросили помочь в качестве консультанта, как человека, работающего на промышленном предприятии и имеющего представление о предмете исследования. Итак, 26 января 2013 года фильм – еще совсем, как говорится, «с пылу, с жару» – был показан в небольшом кинозале в городе Ярославле.

Теперь о своих впечатлениях. Честно говоря, фильм, мне (как человеку, работающему на машиностроительном производстве) кажется, вышел здорово оторванным от реальной жизни. Диалоги рабочих друг с другом, рабочих и начальства, «нуворишей», их поведение, мировоззрение – все какое-то искусственное, ненатуральное. Поведение владельца завода нарисовано, как в сказке про злых буржуинов. Ну не бывает таких гротескных владельцев заводов! Да и вряд ли хозяева сразу решатся на убийство профлидера, даже не попытавшись его подкупить или напугать (а обычно сначала одно, потом другое) или хотя бы уволить по надуманному предлогу. Понятно, что это художественный прием, но как-то уж слишком…

Из просмотра фильма не совсем понятно, как вообще изначально возник независимый профсоюз, почему рабочие пришли к выводу о необходимости его создания. Быт рабочих (как и основных героев фильма), их семьи тоже смазаны либо отсутствуют в кадре, хотя это тоже важно. Вообще, слабо освещаются такие вопросы, как социология рабочих, их интересы, представление их о самих себе как классе. Эта мысль относится даже не столько к фильму «За Маркса…», сколько вообще к левой публицистике, причем не только России. Все пишут про рабочих, но далеко не все и не всегда представляют предмет, о котором пишут. Кто такие рабочие, как они живут, чем живут, чем интересуются, каким видят свою судьбу и свое положение в обществе? Мало кто именно такие исследования пытается проводить. Понятно, что можно просто написать (или снять фильм) про угнетенных рабочих, используя некие общепринятые в левой среде клише, но при этом совершенно не иметь представления о реальной картине жизни рабочих. Рабочим не платят зарплату, сокращают, заставляют работать в выходные и т. д., но все и всегда ли так однозначно? Мало кто из левых активистов, пишущих о рабочем классе, учитывает, что, кроме зарплаты, довольно многие рабочие имеют теневые доходы; например, очень распространена такая практика, как «гаражная экономика», – то есть ситуация, когда вокруг крупных промпредприятий существует огромная сеть мелких мастерских, подпольно, полуподпольно, используя различные виды «крыш», производящих тот же ассортимент продукции, что и на «официальном» заводе. В таких «гаражах» зачастую трудятся заводские рабочие после смены на заводе или бывшие работники завода! Не побоюсь предположить, что по всей России в такую чисто теневую, полукриминальную (иногда и совсем криминальную) экономику втянуты миллионы рабочих. Нужен ли будет этим людям с их частично криминализованным сознанием независимый (или любой другой) профсоюз? Неплохой материал (так и называется – «Гаражная экономика») на эту тему был опубликован в журнале «Русский репортер» весной 2010 года.

Кроме теневой экономики, раскинувшейся вокруг промпредприятий, многие имеют дополнительные доходы и из других источников (тоже часто не отображаемые в официальных данных). Все эти факты – серьезное противоречие внутри рабочего класса и препятствие для его консолидации. Власть, видимо, понимает это и пока явно не спешит этому препятствовать и переводить огромный пласт российской экономики, находящейся в «тени», на прозрачные рельсы. К сожалению, в фильме «За Маркса…» этот момент не был затронут, хотя я попытался объяснить режиссеру, что не все так просто и однозначно в рабочей среде: там есть не только противостояние между рабочими и администрацией, проблемы внутри рабочей среды надо тоже освещать. Не очень удачный (пока) опыт построения независимых профсоюзов в России связан не только с забитостью и инфантильностью (то есть пережитками советского сознания, когда трудящихся учили презирать материальные блага) рабочих (как в основном принято считать), но еще и с сохраняющимся патернализмом на многих предприятиях с давней историей, где существует некая «корпоративная» этика, не позволяющая работникам думать плохо об администрации. Кроме того, многие рабочие (особенно молодые) воспринимают свое положение в качестве наемного работника на промпредприятии как временное, то есть не имеют какой-то генетической связи с рабочей средой либо мечтают такую связь поскорее разорвать, а посему и не помышляют о каких-либо протестах. Для таких максимальный протест – увольнение по собственному желанию… Ну, и те, кто занят в «гаражной экономике», тоже далеко не станут стремиться к борьбе за свои права, поскольку имеют несколько криминализованное сознание и часто просто не имеют свободного времени ни на что. Эту социологию и экономику (о чем думает, чем живет и на что живет современный рабочий) современные российские левые интеллектуалы почему-то обходят стороной, хотя все эти моменты изучать надо обязательно!

И еще надо добавить: интересно, будут ли сами рабочие (не только активисты профсоюзов и левых организаций да разного рода богемные интеллектуалы) смотреть этот фильм? И не только смотреть, но и сопереживать, поднимать какие-то серьезные вопросы? Насколько я понимаю, создателями и пропагандистами данного фильма преследуется и такая цель. Однозначно ответить тут сложно, однако, учитывая многие моменты, приведенные мною выше, могу предположить, что такой фильм обычным средним рабочим понят будет вряд ли… «За Маркса…» вышел не как возможный мостик между активистами-интеллектуалами и рабочими массами, а скорее как диалог (или, может, монолог?) левого интеллектуала с пустотой, со своими представлениями о рабочем классе, основанными скорее на идеалах, чем на реальной жизни. Хорошо, что есть такой опыт (создание данного фильма), но до сих пор «страшно далеки они от народа»...

 

P.S. Обсуждать фильм надо, как и обсуждать действительное положение вещей, без «розовых очков», без прикрас, понимая, что только подойдя объективно и совместно, можно наладить действительное взаимопонимание между теми, кто за Маркса идейно и научно (левой общественной мыслью), и теми, кто за Маркса по ситуации, стихийно (то есть рабочими).

 

Ренат Чапас, г. Ярославль


Вернуться назад