ИНТЕЛРОС > №3, 2012 > Возвращение политической экономии

Александр Бузгалин
Возвращение политической экономии


19 ноября 2012
Бузгалин Александр Владимирович – д.э.н., профессор МГУ, главный редактор журнала «Альтернативы», координатор Международной политэкономической ассоциации

Представители старшего поколения имеющих высшее образование менеджеров и бизнесменов стран СНГ когда-то были знакомы с тем или иным вариантом курса марксистской политической экономии, который в СССР преподавался во всех вузах. Молодое поколение скорее понаслышке знает, что это был на удивление догматический и оторванный от реальности курс, базирующийся на не менее догматической науке.

И вот – Международный политэкономический конгресс, состоявшийся в Москве 16–17 апреля 2012 года на базе Института экономики РАН и других научно-образовательных центров Москвы.

Почему он оказался возможен и востребован именно сейчас?

Для этого есть объективные причины. Одна из важнейших – мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году. Он убедительно продемонстрировал значимость политической экономии, многие из представителей которой писали о его угрозе и объясняли, почему она может реализоваться, – в отличие от представителей «мейнстрима», доказывавших вплоть до 2007 года, что кризиса не будет. Не случайно поэтому в последние годы во всех странах мира – от США и Западной Европы до Китая и Японии – разворачивается новая волна политэкономических исследований, бурно растут старые и создаются новые политэкономические ассоциации (Международная инициатива по развитию политэкономии, Международная политэкономическая ассоциация и др.), работы классиков политэкономии и их современных последователей издаются огромными тиражами. Быстро растет интерес к политической экономии в ее классическом и современном прочтении в странах СНГ. Настоящий Конгресс – одно из подтверждений этому.

Чем он был?

Прежде всего – пространством культурного диалога ученых-политэкономов постсоветского пространства, которое оказалось реактуализовано, прежде всего, как научно-образовательный феномен. Не случайно в эмблему Конгресса были включены слова «конгресс.su»

А теперь о некоторых формальных параметрах.

Конгресс был инициирован Международной политико-экономической ассоциацией при поддержке Института экономики РАН, экономических факультетов МГУ, СПбГУ, ЮФУ, МФЮУ, Вольного экономического общества и других организаций. Он собрал более 500 участников, более 200 из которых представили свои доклады и выступления на 10 семинарах и пленарных заседаниях Конгресса. В Москву прибыли представительные делегации Казахстана, Украины, ученые из Молдавии и других стран постсоветского пространства и дальнего зарубежья, интеллектуалы более чем из 40 регионов России.

Открыл Конгресс вице-президент Российской академии наук, руководитель школы бизнеса Московского государственного университета, академик А. Д. Некипелов. Среди пленарных докладчиков – 1-й заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы, член-корр. Российской академии образования О. Н. Смолин, директор Института экономики РАН, член-корр. РАН Р. С. Гринберг, руководители кафедр политической экономии и экономической теории МГУ (профессор А. А. Пороховский), СПбГУ (профессор В. Т. Рязанов), Южного федерального университета (профессор О. Ю. Мамедов), профессора из Украины (член-корр. НАН А. А. Гриценко), США (проф. Д. Лайбман), Франции (проф. Ж.-Л. Трюэль) и т. д.

В рамках Конгресса работали семинары, посвященные проблемам обновления политэкономии как науки, дающей новые импульсы для разработки социально-экономических стратегий наших стран; вопросам включения обновленной политэкономии в круг базовых учебных дисциплин вузов, особенно – экономических; специфике политэкономического исследования национальных хозяйственных систем и аграрных отношений; политэкономии богатства и бедности; методологии нашей науки и мн. др.

Специально следует выделить прошедшие в рамках Конгресса Абалкинские и Хессинские чтения.

Первые были посвящены памяти Л. И. Абалкина, академика, директора Института экономики РАН в самые трудные годы постсоветского развития, ученому, внесшему большой вклад в разработку проблем соотношения политэкономии и экономической политики, многие другие вопросы экономической теории и практики. В этих слушаниях приняли участие академики и члены-корреспонденты РАН, известные профессора, работавшие в диалоге с Л. И. Абалкиным. В рамках Абалкинских чтений состоялся весьма жесткий спор по проблемам наличия / отсутствия альтернативности в экономическом развитии.

Вторые чтения были посвящены Н. В. Хессину – профессору МГУ, одному из ведущих методологов т. н. «Цаголовской школы» МГУ им. М. В. Ломоносова. В рамках этих чтений центральным стал вопрос о соотношении политэкономии и «экономикс». В рамках Хессинских чтений прошла очень интересная деловая игра студентов школы магистратуры МГУ. Одна из команд молодых участников Конгресса доказывала, что будущее – за неолиберальной теорией, исходящей из постулатов естественности и наибольшей из возможных эффективности рыночной экономики, базирующейся на частной собственности. Их оппоненты, развивая идеи марксизма, доказывали, что рынок и частная собственность – это не более чем одна из исторически возможных форм экономической организации. Как и остальные формы, рынок и частная собственность имеют начало и конец; некоторое время назад они стали господствующими, а в будущем могут быть сняты другими отношениями. Соответственно, с их точки зрения, одна из основных задач экономической теории – уйти от «рыночноцентризма».

Вообще следует заметить, что на Конгрессе было много студентов, аспирантов, ученых среднего возраста, которые показали новые пути критики, развития, обогащения классической политэкономии, возможности развития новых направлений и течений политической экономии, диалога этой школы с другими направлениями экономической теории.

Одним из центральных мероприятий Конгресса стала проходившая в его рамках международная конференция «Эко-социо-гуманитарные приоритеты экономического развития». Ее участники, во-первых, заострили внимание на необходимости последовательного ухода в развитии от узко понятого «экономизма», подчиняющего и цели, и средства прогресса преимущественно целям роста количественных (стоимостных) результатов, и перехода к стратегии «экономики для человека». Во-вторых, в рамках конференции еще раз было подчеркнуто, что политэкономия – наука, принципиально открытая для диалога с другими общественными науками, для использования их языков, методов, подходов. И в этом ее важное преимущество перед «экономическим империализмом» неоклассики, навязывающей свой специфический подход другим общественным наукам.

Среди других семинаров и круглых столов следует назвать такие, как:

  • Политэкономия: роль в развитии экономической теории и экономического образования
  • Политэкономия: национальные хозяйственные системы и глобальный контекст
  • Методология политической экономии
  • Историзм в политэкономии и история политической экономии
  • Политэкономия интересов: социальная структура и гражданское общество
  • Марксизм и политэкономия сегодня
  • Аграрный вопрос в политической экономии
  • Политическая экономия и философия хозяйства

Безусловно, формальное описание проблемного поля Конгресса и количественные параметры сами по себе говорят только о том, что в нашем пространстве действительно велик интерес к политической экономии.

Но что можно считать содержательным итогом Конгресса, его месседжем экономической практике, образованию, теории?

Прежде всего, Конгресс показал, что резко возросший интерес к классической политэкономии и новой политической экономии не случаен. Мировой экономический кризис продемонстрировал, что исключительно неоклассическая теория, микро- и макроэкономика далеко не всегда способны предвидеть и объяснить качественные сдвиги в экономическом развитии. Именно в таких условиях, когда плавная эволюция, не приводящая к существенным изменениям в экономической жизни, сменяется радикальными подвижками, – будь то кризис или качественный скачок к новому типу экономической организации, – оказывается особенно востребована политическая экономия.

Суть этой науки в том, что она позволяет показать не только то, как функционирует тот или иной рынок или его агент, но и то, почему возникают и уходят в прошлое экономические кризисы, почему осуществляется или тормозится процесс неолиберальных рыночных реформ или, наоборот, переход к эко-социо-гуманитарно-ориентированному развитию по типу «скандинавского капитализма». А в последнем случае, напомним, сверхвысокие доходы облагаются прогрессивным налогом в 50 и более процентов; бизнес берет на себя широкий круг социальных функций по развитию работников, региона, страны; государство прозрачно и функционирует под контролем гражданского общества.

Важным аспектом Конгресса стало обращение к проблеме природы и будущего основных акторов экономики: человека, фирмы, государства.

О первом было сказано, что это не просто более или менее рациональный «экономический человек», а высшая ценность экономического развития, обладающая сложной системой ценностей и мотивов. И классическая, и новая политэкономия подчеркивают, что для современного человека, все более вовлекаемого в творческую деятельность, характерно стремление к максимизации не только денежного дохода, но и других ценностей.

Что касается фирмы, то политэкономический подход предполагает взгляд на нее как на систему социально-экономических отношений, для которой характерно сложное распределение реальной экономико-политической власти, в которой львиная доля правомочий часто оказывается в руках инсайдеров, имеет место бóльшая или меньшая степень дифференциации наиболее богатых и беднейших сотрудников корпорации (так, в Швеции топ-менеджмент получает в среднем в 10 раз больше рядового работника, в США – в 30–50, в России – в 100 и более) и т. д.

Наконец, государство. В отличие от стандартной микроэкономической теории, многими политэкономами оно рассматривается не как «провал» рынка, а как агент новой системы координации (об этом говорили, в частности, профессор Д. Лайбман из США и А. Бузгалин из МГУ).

Пожалуй, главным результатом Конгресса стал мощный импульс для активизации исследовательской и образовательной деятельности в области политической экономии. По мнению большинства участников Конгресса, эта деятельность способна дать существенные результаты в области выработки адекватной для нашей страны социально-экономической стратегии, развития фундаментального, социально и гуманитарно ориентированного экономического образования, формирования нравственно ориентированного экономического мышления.

В самом деле, актуальность и востребованность политической экономии была вновь доказана недавним мировым экономическим кризисом, который предвидели и объяснили за несколько лет до его начала многие политэкономы и не предвидели, более того – отрицали – лидеры мейнстрима экономической теории.

Участники Конгресса не закрывают глаза на то, что над именем «политическая экономия» в постсоветском пространстве тяготеет проклятие апологии старой советской системы. Но это проклятие уже давно стало прошлым. Современная политическая экономия обрела новый смысл и новое звучание.

Имя «политическая экономия» («новая политическая экономия», «политическая экономика», «политический экономикс») сегодня активно использует развивающая идеи неоклассического направления теория «экономического империализма». Продолжая принципы методологического индивидуализма и оставаясь в главном «рыночноцентричным», это направление, тем не менее, все более обращает свое внимание на социальные, гуманитарные, экологические проблемы, признавая наличие у человека не только денежных, но и альтруистических ценностей и мотивов, инновационный потенциал не только принципов конкуренции, но и отношений солидарности.

Возрождается в новом качестве и классическая политическая экономия. Избавляясь от догматизма и идеологических шор прошлого, наша наука обретает новое дыхание и создает методологические и теоретические предпосылки для новых ответов на «вечные» и новые вопросы российской экономики и общества.

Обновленная классическая политическая экономия предлагает теоретические ответы на самые актуальные вопросы современности.

Каков потенциал развития в России XXI века доиндустриального (этноэкономика, альтернативные экопоселения и т. п.), индустриального (вызовы и пределы реиндустриализации) и постиндустриального (во всем его богатстве: от образования и искусства до информационных и нанотехнологий) укладов в их взаимодействии с системой экономических отношений и институтов (включая проблемы снятия «провалов» рынка и государства, викиномики и мн. др.)?

Что дает экономической теории и практике исследование многообразия экономических систем, закономерностей их рождения и заката, трансформаций и развития на собственной основе; многообразия способов аллокации ресурсов, отношений собственности (в том числе в сфере творческой, интеллектуальной деятельности), качества экономической динамики в ее социальном, экологическом и гуманитарном измерениях?

Как мы можем учесть экономические детерминанты социальных интересов и социальной структуры, причин и последствий неравенства, бедности и богатства, влияния социальных параметров на экономическое развитие, его темпы и качество?

Каково соотношение объективных экономических законов и возможна ли выработка теоретически обоснованных альтернативных моделей экономической политики, меры и пределов политического воздействия на экономику, взаимосвязи политических форм и экономических отношений (экономические основы и предпосылки различных типов демократии, влияние политических форм на экономическое развитие)?

На Конгрессе подчеркивалось, что все эти и многие другие собственно (хотя и не исключительно) политэкономические темы можно и должно развивать в рамках обновленной классической политической экономии, в которой имеется методологический и теоретический потенциал для их решения и, соответственно, для выработки стратегических мультисценарных рекомендаций в области экономической политики. Более того, именно политэкономия может строго и откровенно показать, экономические интересы каких именно социальных групп и сил выражают те или иные модели экономической политики и к каким социальным результатам, выгодам и проигрышам для конкретных акторов они приведут.

Не меньший потенциал у политической экономии в области образования. Эта наука позволяет привить студентам вкус к фундаментальным социально-экономическим знаниям, сформировать у них понимание многообразия экономических школ и направлений как не только исторических, но и актуальных методологий и языков экономических коммуникаций, научить их теоретически выверенному диалогу и сформировать у них потребность в поиске принципиально, фундаментально новых теоретических и практических экономических решений.

Наконец, политическая экономия – это наука, в которой с самого начала, с первых работ ее отцов-основателей, прежде всего – Адама Смита, рассматривались нравственные основания экономических процессов, ограничивающие и детерминирующие их нравственные императивы, гуманитарные последствия тех или иных экономических действий и процессов. В центре современной политической экономии – не только человек как рациональный эгоист, максимизирующий денежный доход, но и человек – творец культуры, человек во всем многообразии его социальных интенций, ценностей и стимулов, человек как высшая ценность экономики, в которой рыночная эффективность есть одно из средств, но не цель.

Такая – ориентированная на приоритет человеческих качеств и социально-экологических ценностей – экономическая теория может и должна сыграть принципиально значимую роль в формировании гуманистической экономической культуры, образования, политики.

Среди предложений, которые высказывались инициаторами и участниками Конгресса, хотелось бы выделить следующий ряд инициатив:

  1. Поддержать предлагаемые политэкономическим сообществом инициативы в области развития форм взаимодействия политэкономов и представителей федеральных и региональных институтов гражданского общества и власти, разрабатывающих и реализующих экономическую политику. Исходным пунктом такого процесса может стать инициирование систематически действующих круглых столов и семинаров заинтересованных акторов на федеральном и региональном уровнях;
  2. Включить политэкономическую проблематику в круг приоритетных направлений научной деятельности экономистов-теоретиков в рамках исследовательских программ академической и вузовской науки; осуществлять государственную и общественную поддержку некоммерческих исследовательских проектов в области политэкономии.
  3. Включить политическую экономию в число обязательных дисциплин для студентов экономических специальностей; создать отделения политической экономии в МГУ, СПбГУ, федеральных и исследовательских университетах.
  4. Включить политическую экономию в круг ВАКовских специальностей.
  5. Поддержать создание Интернет-порталов и сетей политэкономов, общероссийского политэкономического журнала.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что доклады и материалы Конгресса открыты для всех желающих, и с ними можно ознакомиться на сайте www.interpolitec.ru.


Вернуться назад