ИНТЕЛРОС > №3, 2012 > Возвращение научного социализма?

Борис Славин
Возвращение научного социализма?


19 ноября 2012
Славин Борис Федорович – д.ф.н., профессор МПГУ

Размышления в связи с выходом в свет учебника А. И. Колганова «Что такое социализм? (Марксистская версия)»*

Еще несколько лет назад выход в свет объемного, солидно и немалым тиражом изданного, быстро раскупающегося, написанного известным ученым, доктором экономических наук, заведующим одной из лабораторий Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова учебника о… социализме казалось бы абсолютно невозможным явлением.

Но последние несколько лет начались существенные изменения и в мире, и в России. Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году и переросший в большинстве стран в затяжную депрессию, показал, что господствовавшая неолиберальная экономическая теория, в отличие от современного марксизма, оказалась неспособна его ни предвидеть, ни сколько-нибудь глубоко объяснить. В результате тиражи только «Капитала» К. Маркса в мире выросли в 7 раз. Целая серия революционных подвижек в арабском мире потребовала серьезного внимания к марксистской социально-политической теории. Россия проснулась к общественной жизни и показала зимой 2011 – весной 2012 года, что и в нашей стране существует гражданское общество, и десятки тысяч людей способны и намерены активно демонстрировать свою позицию. Наконец, прошедшие в мае 2012 года выборы в Греции и Франции показали, что социалисты, как умеренно-реформистские, так и более радикальные, становятся серьезной общественно-политической силой.

Возросший интерес к социалистической теории в этом контексте становится более чем неслучаен. И как нельзя вовремя завершил свою 8-летнюю работу над книгой о теории социализма А. И. Колганов.

Свои размышления мне хотелось бы начать с того, что эта работа, во-первых, построена строго и последовательно, в соответствии с логикой классического марксизма и включает точное, глубокое, но в то же время понятное даже для непрофессионального, но образованного читателя изложение всех основных положений классической социалистической теории (в ее марксистской версии). Но книга А. И. Колганова этим не ограничивается: во ней содержится как рассказ о достижениях (в том числе новейших) марксизма ХХ – начала XXI веков, так и анализ современных дискуссий, ведущихся в рамках этой ныне очень многообразной парадигмы общественной мысли.

Во-вторых, работа Колганова – это именно учебник. Причем, насколько мне известно, первый и пока единственный русскоязычный учебник по теории социализма, написанный и опубликованный после распада СССР. Тщательно и аккуратно сделанный, включающий необходимые определения, пояснения, контрольные вопросы и серьезно, вдумчиво подобранный круг источников по каждой проблеме, причем источников и классических, и современных, представляющих разные точки зрения исследователей, принадлежащих, в общем и целом, к марксистскому течению социалистической теории.

В-третьих, эта работа, будучи по преимуществу именно марксистской версией социалистической теории, о чем прямо говорит подзаголовок, внимательно и адекватно (хотя и критически) излагает в большинстве случаев и иные взгляды на социализм, принадлежащие к домарксистским и сосуществующим с марксизмом ныне ветвям социалистической теории.

Собственно, с этого – с рассмотрения исторически складывавшихся на протяжении долгих столетий утопических теорий социализма и начинает свою работу автор. И здесь он существенно продвигается вперед по сравнению со стандартными учебниками советской поры, рассказывая не только о нескольких постоянно упоминаемых социалистах-утопистах (Сен-Симон, Фурье, Оуэн), но и о малоизвестных, но важных, содержательно-интересных теориях социалистического мироустройства, появлявшихся за несколько столетий до Маркса. Еще более важно то, что в учебнике А. И. Колганова есть освобожденный от цензурных ограничений прошлого корректный и объективный рассказ об основных течениях социализма в постмарксовский период, включая и деление на коммунистическую и социал-демократическую ветви в мире и в России, и различные направления теории социализма в Советском Союзе («бухаринское», «троцкистское», «сталинистское»), и последующие «ветвления» социалистов в мире (с акцентом на «новых левых» 1960-х годов, позднейших течениях экологического, феминистского и т. п. социализма). 

Изложение марксистской версии социалистической теории начинается в соответствии с устоявшейся и, на мой взгляд, правомерной традицией предвосхищать анализ социалистических идей как таковых рассмотрением их философских предпосылок и вопросов методологии. В этом разделе, в отличие от традиционных учебников диалектического и исторического материализма советской поры, основной акцент сделан на принципиально значимом достижении критической советской марксистской философии – раскрытии метода восхождения от абстрактного к конкретному и других аспектов диалектической логики, на исследовании активной роли Человека как субъекта творения истории, а не только продукта объективных социально-экономических отношений, на дискуссионных вопросах философии истории, включая проблемы т. н. «азиатского способа производства». Здесь, как и везде в работе, автор немало внимания уделяет западным марксистским разработкам (преимущественно ХХ века), в большинстве своем мало знакомым русскоязычному читателю.

Одно из ключевых мест в книге занимает политэкономический раздел, что является, по-видимому, следствием профессионального «бэкграунда» автора (специалиста прежде всего в области экономической теории). Сразу подчеркну: этот раздел учебника является одним из очень немногих (если не единственным) современным изложением основных идей «Капитала» в форме, специально подобранной для самостоятельного изучения этой крайне непростой теории. Основные идеи величайшего труда Маркса А. И. Колгановым воспроизведены одновременно точно и относительно доступно. Более того, они снабжены современными комментариями, показывающими, что именно из идей Маркса и в какой мере сохраняет свою актуальность и сто пятьдесят лет спустя выхода этого вновь ставшего популярным политэкономического труда, что требует коррекции (и уже скорректировано в современном марксизме), что устарело.

В области политэкономии марксизма автор, как и везде в книге, не ограничивается изложением классики. Этот раздел включает и марксистский анализ капитализма начала ХХ века (теория финансового капитала и империализма Рудольфа Гильфердинга, Владимира Ильича Ленина, Розы Люксембург и др. авторов), и исследования «позднего капитализма» (Эрнест Мандел) середины этого же столетия, и рассмотрение новейших противоречий глобальной гегемонии капитала последних десятилетий.

Не только классика, но и современные разработки включены также в раздел о политической теории социализма. Особенно хотелось бы обратить в этой связи внимание читателей на анализ автором проблемы революций и реформ, их соотношения, противоречий. Это взвешенный анализ, указывающий на реальные противоречия и проблемы революционной борьбы, высвеченные ХХ столетием. Автор, занимая в целом мало популярную ныне даже среди марксистов позицию, подчеркивающую прогрессивную роль социальных революций, не стесняется и откровенно говорить об их обратной стороне, проблемах насилия, угрозы контрреволюционных тенденций, перерождения политических сил, начинающих революционные изменения, и т. д.

Продолжая классические традиции, А. И. Колганов, естественно, включил в свой учебник и важный раздел, посвященный проблемам видения будущего социалистического и коммунистического общества. Здесь он так же занимает вполне определенную, последовательно левую теоретическую позицию, трактуя социализм как не только систему ценностей, но и реальное социальное пространство и время, систему общественных отношений. Уделяя главное место социально-экономической системе будущего общества, А. И. Колганов, что, опять же, редкость даже для теоретиков-социалистов, характеризует ее как прежде всего «царство свободы» – пространство-время, лежащее «по ту сторону» собственно материального производства, базирующееся на постиндустриальном технологическом базисе и акцентирующее прежде всего задачи прогресса человеческих качеств и социального освобождения, понимаемого как снятие всех форм социального отчуждения, а не только капиталистической эксплуатации.

Как таковой мир социалистического будущего раскрывается в работе А. И. Колганова не как утопия, не как благопожелание, а как система, объективно востребованная необходимостью разрешения противоречий мира отчуждения («царства необходимости») вообще и современной глобальной системы «позднего капитализма», в частности.

Этот подход позволяет автору учебника о социализме показать социализм как процесс отмирания всех базовых форм отчуждения. Это снятие (но не запрет) рынка по мере развития более эффективных, чем «невидимая рука», механизмов сознательного регулирования и демократического планирования, это снятие, а не «уничтожение» (как неправильно в свое время перевели на русский одно из ключевых положений Маркса) частной собственности по мере развития самоуправляющихся государственных, кооперативных предприятий и всеобщей собственности на интеллектуальные ресурсы, это отмирание государства по мере развития базисной демократии («демократии корней травы»), гражданского общества, самоуправления граждан и работников и т. д.

Все сказанное позволяет смело рекомендовать читателю эту работу.

При этом, однако, в ней есть немало положений, которые хочется оспорить или прямо подвергнуть критике.

Сначала о дискуссионных моментах.

Ключевым здесь является вопрос о природе общественной системы, сложившейся в СССР и других странах мировой социалистической системы. У А. И. Колганова есть некоторый анализ позитивных моментов и достижений стран «реального социализма», однако в целом в большинстве случаев он акцентирует иное: то, что по ключевым параметрам это не был новый социалистический строй. В качестве аргументов используются положения о не самом передовом индустриальном базисе, наемном характере труда в государственном секторе, авторитаризме (а в сталинский период – тоталитаризме) политико-идеологической системы и т. п. хорошо известные положения.

Но суть советской системы определялась, на наш взгляд, не этими параметрами, а теми ростками нового, которые реально пробивали себе дорогу в СССР. И это не только постоянно упоминаемые достижения в области бесплатного образования, здравоохранения и т. п., хотя их значение трудно переоценить. Это многие реальные черты и экономики, и общества, которые в общем и целом доказывали, что эта система, при всех ее недостатках, «работала» в гораздо большей степени на пользу трудящегося большинства граждан, нежели любая другая система с аналогичным уровнем развития.

Что же до недостатков, противоречий и т. д. «реального социализма», то здесь принципиально важно различать объективные, неизбежные на стадии «раннего» социализма проблемы, и те политико-идеологические и социально-экономические деформации, которые возникли вследствие политических флуктуаций. Здесь речь прежде всего идет о периоде сталинизма, когда в СССР произошел существенный отход от теоретически выверенного и объективно возможного пути постепенной трансформации смешанной экономико-политической системы нэпа во все более социалистическую путем развития кооперации, низовой демократии, культурной революции.

Если говорить о недостатках работы, то они во многом обусловлены как слишком большим «замахом» автора, постаравшегося в одном учебнике осветить едва ли не все области марксистской теории, так и его политэкономической базовой специализацией. На мой взгляд, именно вследствие этих двух причин в работе явно доминируют экономические сюжеты, а проблемам культуры, человека, политической системы социализма, социалистического идеала уделено неправомерно мало места.

Между тем, это ключевые проблемы социализма как общества, знаменующего собой начало движения человечества к «царству свободы», которое, как известно, лежит «по ту сторону собственно материального производства» (Маркс). Особенно хотелось бы остановиться на проблеме социалистического идеала К. Маркса. Для социалистов это принципиально значимый пункт. Марксизм, вопреки тому, что приписывается нашей теории, причем особенно сильно – в последние два десятилетия, это не религиозная вера в некое «царство божие» на земле. Это научный анализ законов настоящего с целью понимания их логики и, главное, действия общественного субъекта с целью содействовать реализации оптимального пути социального прогресса. Изменение обстоятельств, сознательное научное вмешательство в случайные зигзаги истории – вот что такое свобода для марксиста. Подчеркну: не только негативная свобода (свобода от: от внеэкономического принуждения, деспотизма и т. п.), но и позитивная свобода, причем свобода как не только познание законов исторического развития, но и воздействие на социальные процессы.

В этом пункте – вопросе о понимании свободы – лежит едва ли не ключевой водораздел марксизма и либерализма. И этот вопрос напрямую связан с проблемой социального прогресса и его критерия. Причем для марксиста принципиально то, что, во-первых, прогресс существует, хотя ход истории противоречив и нелинеен. Во-вторых, то, что исторический субъект способен теоретически отобразить этот критерий (он же – социалистический идеал) – меру свободного всестороннего развития личности каждого. В-третьих, то, что общественные силы (классы, более сложные социальные образования и представляющие их общественно-политические силы и идейные течения) способны творить историю в соответствии с ее же собственными объективными законами, а не плыть по течению, слепо смиряясь со всеми его случайными зигзагами.

Этот сюжет очень важен для теории социализма, но он, к сожалению, очень бегло очерчен в работе.

Есть немало других проблем теории социализма, которые чрезмерно бегло раскрыты А. И. Колгановым, но эта критика – скорее пожелания на будущее, чем принижение поистине огромной и очень важной работы А. И. Колганова.

Этот учебник, намеренно повторю, впервые в постсоветской России представляет собой целостную работу, охватывающие все основные аспекты современной марксистской теории общества вообще и социализма, в частности. Эта тщательно и мастерски сделанная книга, помимо всего прочего, хороша тем, что, не понижая высокой планки марксистской теории, она является доступной любому грамотному серьезному читателю, решившему самостоятельно изучить основы нашей теории – теории социализма. Более того, учебник Колганова вдвойне ценен тем, что (опять же намеренно это подчеркну вторично) в нем внимательный читатель найдет вопросы для самоконтроля и не просто список источников, но продуманные рекомендации по изучению широкого круга аннотированной автором социалистической литературы – как классиков, так и современных отечественных и зарубежных авторов, принадлежащих к разным направлениям марксистской социалистической мысли.

 



* Колганов А. И. Что такое социализм? Марксистская версия. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2011.  616 с.


Вернуться назад