Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Альтернативы » №3, 2014

Людмила Булавка-Бузгалина
НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОНБАССА. НЕ РАЗГЛЯДЕЛИ? (Фрагменты текста)

Булавка-Бузгалина Людмила Алексеевна – д.филос.н., гл.н.с. Российского института культурологии

События на Донбассе стали вызовом всем: Украине и России, США и миру, левым и правым, патриотам и русофобам, националистам и интернационалистам, теоретикам и практикам, аналитикам и критикам. И самое главное: они стали вызовом самому ополчению Донбасса.

1. Претензии к ополчению Донбасса: что за этим стоит?

Претензий к ополчению Донбасса много – только начни. Оснований ещё больше. И что из этого следует? Диалектическая критика ополчения? Если бы! Такая критика всегда в помощь, но такое встречается не так часто. А вот яростное критиканство – это, пожалуйста… Рецепт прост: берете только одну сторону реальности того или иного феномена, например, войну на Донбассе и его связь с криминальным российским капиталом, но при этом не упоминаете (дипломатично замалчиваете)  ни одного слова ни про украинских националистов и фашистов, ни про поддержку фашизма «цивилизованным» Западом. Затем эту войну связываете с умыслом тех или иных злодеев,  в данном случае – ополченцев, и уже после этого с высоты политической истины и нравственной непогрешимости выносите им вердикт. Суд свершён, вы –  чисты. Что ещё?

Это одна позиция.

Есть и другая, освобождённая даже от необходимости выносить этический приговор. Её формула известна – «Чума на оба  ваши дома!». Это совсем удобно: сам чист, разбираться ни в чем не надо и никакой  ответственности.

А вот теперь об основных претензиях, которые сегодня раздаются в адрес  ополчения.

Первая: термин «Новороссия» есть  «…не что иное, как виртуальный проект, в спешном порядке слепленный на коленках кремлёвскими политтехнологами, как ответ на свержение в результате революции Майдана российской марионетки – президента Виктора Януковича…»[1].

Можно долго спорить о том, на чьих коленках «лепилось» это название, но автор этой статьи считает, что надо исходить не из того, кому что ему больше нравится. Да, хорошо было бы дать другое имя, например – «Красный Донбасс», но ведь понятно, что пока такое невозможно. Поэтому использовать приходится то определение (нравится оно вам или нет), которое на данный момент исторически освоено именно ополченцами и которое отвечает сегодняшнему состоянию их мировоззрения со всеми его заблуждениями и прорывами. Ибо это название уже есть факт исторической реальности, с которым, независимо от отношения к нему, нельзя не считаться. И то, что это название меняется («Юго-Восток» – «Новороссия» –  «ДНР и ЛНР» и далее – согласно будущей истории), как раз и свидетельствует о развитии мировоззрения ополченцев на основе той истории, которую они сами же и делают. И именно как субъектам истории им принадлежит право самим определять себя и отстаиваемую ими реальность. Ну а что касается ошибок и противоречий, то платить за них приходится, прежде всего, самим ополченцам, и чаще всего – собственной кровью.

Вторая: Ополчение – это «сброд маргиналов, люмпенов и криминальных элементов». «Естественно», что к этим лицам не может быть никакого доверия. Да, конечно, трудно утверждать, что ополченцы вышли из «Университета Красной профессуры», в котором наши левые интеллектуалы уж точно бы научили их политическому уму-разуму. Они вышли из нашей с вами реальности, т.е. из того криминального капитализма, который триумфально утвердил себя на всем постсоветском пространстве, диктуя свои законы всем – и богатым, и бедным.

Криминальный капитализм преподнёс всем, находящимся в его активном обороте, и свои уроки: умение изворачиваться в лапах криминального бизнеса и коррумпированной бюрократии; навыки тройной бухгалтерии – для казённых бумаг, для хозяина и для себя; жёсткость отстаивания своего частного интереса любой ценой и посредством грязной конкуренции. Одновременно этот капитализм заставляет увидеть и прочувствовать на себе законы его варварской изнанки, равно как и самого человека: всю силу власти денег над ним; меру его слабости и подлости; смелости или бездумия рисковать собой во имя финансовых афер и мн. др. Но это одна сторона реальности.

Другая сторона – это та жизнь, которая в той или иной степени, но до сих пор хранит законы и ценности советского трудового коллективизма в противоречивом единстве с коллективностью патриархальной: человек должен трудиться; родителей – не бросать; детям – помогать; друзей – поддерживать в трудную минуту; с соседями – считаться. А день 9 мая отмечать как главный праздник, святой день, – ибо Победа над фашизмом – это то, что соединяет человека, его семью, страну и мир в одну историю, делая культуру всеобщей для каждого, как песня «Этот день Победы…». День, который пропах порохом и стал праздником со слезами на глазах.

Эти две стороны реальности создали такие жернова противоречий между этической традицией человека, в которой он был сформирован, с одной стороны, и бесчеловечностью сегодняшней жизни – с другой, что одних они сломали, а у других – вызвали поначалу глухой, а затем уже и открытый протест. Вот из этих острейших противоречий и вышли ополченцы, личностно, очень по-разному, очень противоречиво отражая их неразрешённость.

Идейная атака на этих людей пошла с двух сторон. Во-первых, с позиций украинского национализма, который, обретя в ходе войны крайние, радикальные формы,  был воспринят на Юго-Востоке не иначе как фашизм. Да, с научной точки зрения это не точно. Да, можно долго спорить  по поводу теоретико-политологической идентификации «правого сектора». Это все так. Но если о реальной позиции судить по делам, по тем методам, к которым прибегают для утверждения своей воли и власти её сторонники, то здесь другого определения, кроме как «фашизм», не подобрать. События последних месяцев подтвердили это. Один только свежий пример: ополченцу-крымчанину в плену «нацгвардейцы» выжгли на теле свастику раскалённой цепью. Станислав Станкевич рассказал также о ямах для пленных в Краматорске, где люди сидят, связанные цепями[2]… И таких примеров масса.

Во-вторых, идейная атака на защитников Донбасса (в данном случае мы говорим о них) шла с позиции того, что подавалось на Украине как образец западного либерализма. Одним из примеров реализации такого «образца», стало открытое политическое хозяйничанье западных глобальных игроков во внутренних делах и кабинетах украинского государства, позволяющее им настойчиво проводить свои экономические и внешнеполитические интересы за счёт граждан Украины. И все это подавалось как миссионерский акт приобщения «отсталых» народов Украины к ценностям западной демократии.  Впрочем, «принуждение к демократии» и «европейским ценностям» уже давно стало откровенной формой бизнеса цивилизованных стран.

Да, конечно, современный либерализм – это не фашизм, но для реализации своих интересов ему все чаще приходится прибегать к фашистским методам и использованию фашизма как радикальной силы и воли, которая ему (либерализму) нужна, но на которую он (либерализм) сам не способен. Да и риторика не позволяет... А фашизм либерализму нужен. Прежде всего – для радикального подавления любой возникающей реальной, действенной альтернативы. Но использование фашизма невольно усиливает последний, и тогда из политического средства он постепенно превращается  в политического конкурента либерализма. Так либерализм выпускает из бутылки джина, с которым сам далеко не всегда может справиться. Победа СССР как основного участника войны с  фашизмом – важнейшее тому доказательство.

Третья «претензия» к ополчению: руководство ДНР и ЛНР – монархисты и националисты. Да, это уже серьёзно, и закрывать глаза на это нельзя, хотя бы из уважения к той борьбе, которую ведёт ополчение. Но прежде  следует разобраться со многими вопросами. И прежде всего – с вопросом, что за этим стоит: знак идейных предпочтений в прошлом или действенность идеологии в настоящем? Ведь то обстоятельство, что в 1991 г. к власти пришла команда Ельцина (со всеми гайдарами и чубайсами), из которой почти все были членами КПСС, вовсе не означает, что с распадом СССР в РФ начался коммунистический режим.

И если в ополчении есть члены правых и радикально-правых (РНЕ) организаций, то можно ли утверждать, что их роль является определяющей в освободительном движении Донбасса? Каково отношение к ним со стороны других ополченцев? В какой мере ополченцы разделяют идеологию русского национализма, не принимают никакой другой национальности, кроме русской?

Автор нарочито жёстко ставит вопросы, с которыми надо разбираться на основе анализа не только слов, но прежде всего – практики, конкретных дел и поступков ополченцев. Можно, конечно, делать выводы, минуя конкретный анализ сложнейшей реальности Донбасса, как это делает, например, А. Желенин. Критикуя обращение журнала «Альтернативы» к Новороссии[3], он пишет: «…представим себе, что немецкие антифашисты решили бы действовать вместе со «своими» нацистами, а в перерыве совместных действий принимали бы участие в дружеских дискуссиях… Фантасмагорическая картина…»[4].

Согласно выводу этого автора, ополченцы – это русские фашисты, которые будучи марионетками олигархического капитала, воюют с украинским народом, и потому они, равно как и те, кто их поддерживает, заслуживают всяческого осуждения.

Ну, что? Вполне весомое основание, чтобы свершив свой «высший» суд, закрыть тему и избавить себя от необходимости объяснять мощнейшие противоречия, которые вскрыли украинские события и прежде всего – горящий Донбасс.

А противоречия действительно мощные, и взорвались они острейшими вопросами.

Почему на защиту мирного населения Украины от прямого уничтожения их силами «национальной гвардии», «правового сектора» и т. п. выступили прежде всего те, кто относит себя к русским патриотам, националистам и даже монархистам, а не социал-демократы, не троцкисты и т. п.?

Почему не левые Украины и России стали ведущей силой в этой борьбе (для автора статьи это очень горький вопрос, и он остаётся открытым…)?

Почему борьба ополченцев, которых иные «левые» называют «русскими фашистами», вызвала все нарастающую волну международной солидарности, в том числе со стороны ряда левых и общественных организаций Западной Европы и Латинской Америки? Неужели они тоже являются также пособниками  фашизма? Но тогда почему в их руках плакаты со словами поддержки Донбасса и перечёркнутой свастикой?

Почему ополченцам, большая часть которых исповедует православие, вызвались помогать представители другой конфессии, например, татары Казани, организуя по собственной инициативе огромную гуманитарную помощь Донбассу?[5] Или другой пример: крымско-татарская общественная организация «Себат» выразила свою готовность встать на сторону Донбасса[6]. С такой же инициативой выступил и командир мусульманской роты.

Если в ополчении Донбасса воюют «русские фашисты», то почему тогда реальные русские фашисты, например, из Пензы, ушли воевать на сторону «правого сектора»?

Если ополченцы являются «русскими фашистами», то почему к ним едут помогать воевать добровольцы из других стран, тратя собственные деньги и рискуя собственной жизнью?

Почему не так давно болельщики «Атлетики» (не политики) вывесили флаг ДНР и баннер «Донбасс, вставай!» (с символом ДНР и перечёркнутой свастикой) на стадионе «Сан-Мамес» в Бильбао перед матчем I-го тура группового этапа Лиги чемпионов между баскским клубом и «Шахтером»? Кстати, на трибунах появлялся и флаг СССР[7].

Четвертая. Здесь опять сошлюсь на А. Желенина, который утверждает, причём достаточно категорично, следующее: «То, что для своих нужд «ополченцы» на востоке Украины грабят банкоматы и реквизируют автомобили, так это делает любая армия, а тем более такая полупартизанская, как у них…»

Но тут сразу возникает вопрос и прежде всего по поводу формы: почему у автора приведённых строк такой установочно-обвинительный тон, за которым в действительности проговаривается утверждение – ополченцы только и могут быть бандитами? Мародёрство и разбой неизбежно возникают при любых войнах и революциях, пытаясь на них паразитировать, и Донбасс – не исключение. Поднимать эту проблему обязательно нужно, сами ополченцы бьют тревогу и открыто говорят об этом. Но почему автор при этом умалчивает (по незнанию или сознательно?) о другой стороне этой реальности (о ней в нашей статье чуть ниже), которая показывает ту решительную борьбу против мародёрства, которую ведёт ополчение? Почему не учитываются эти две стороны одновременно?

Не хочется? Или это противоречие методологически непосильно для автора такого утверждения? Но ведь вся реальность сегодняшней Украины и Донбасса – это сплошь похожие по своему напряжению и остроте противоречия. Ну, а по поводу «полупартизанской» армии Донбасса, думаю, что это очевидный просчёт автора. Партизаны – это, во всяком случае для тех, кто помнит о Великой Отечественной войне, имя несущее сугубо позитивную коннотацию.

Пятая: «… революция в Донбассе обречена на поражение (только если в ближайшее время не случится чудо, и народ там не выдвинет социалистические лозунги, а также левых вождей»[8].

Конечно, революция, возникающая на основе чуда, – это уже какой-то тео-марксизм. Оставим это вообще в стороне. Важнее другое.

Во-первых, почему автор решил, что развернувшиеся события на Донбассе – это уже свершившаяся революция (ведь, если она, согласно его утверждению, обречена, значит, как факт реальности она уже существует)? Революция – это не мероприятие и не парламентские выборы, это исторический процесс, требующий соответствующих предпосылок, внутренних и внешних. Но если за 23 года левые Украины и России не смогли «взбить» даже такую предпосылку социалистической революции как её движущие силы, то вправе ли мы требовать новоиспечённую революцию от ополчения, которое возникло на основе борьбы за сохранение своего жизненного пространства и населяющих его людей? На Донбассе, конечно же, речь идёт не о революции, тем более – социалистической. Но движение в сторону антиолигархической революции, становление этой тенденции возможно, но оно зависит от дальнейшего характера и меры разрешения противоречий в каждом звене мировой цепи: Донбасс – Украина – Россия – Мир. И здесь уже одной кавалерийской атакой вопрос не решить.

Список этих «претензий» можно продолжить и дальше, – оснований хватает, но формулировка их содержания такова, что она выявляет противоречия не столько самой реальности Донбасса, сколько той методологии, с позиции которой они усматриваются.

И это вопрос принципиально важный.

Во-первых, для этой методологии характерен идеализм. В качестве первопричины сложившегося положения вещей рассматривается не столько сама реальность с её законами и противоречиями, сколько те формы идеального, в которых она получает своё выражение. Вот почему для исследователя-идеалиста слово важнее дела. Такой автор из слова исходят и к слову приходит. Общественная практика, деятельностная позиция человека (равно как и его поступок,  понимая под этим конкретную практическую этику) – все это для него не имеет большого значения. И это неслучайно: для большинства таких авторов политика – это не практика, не деятельность и не этический поступок, а определённая технология работы со словом. Вот почему с позиции такой методологии общественная практика ополченцев не интересна. Самым важным для таких авторов является то, какие слова говорят (говорили) те или иные вожди и насколько эти их слова подтверждают правоту исходной схемы авторы. Обращение к фактам (не практике) если и происходит, то только для того, чтобы подтвердить исходную конструкцию; если же совпадения не происходит, то тем хуже для практики – таким автором она просто отвергается.

Во-вторых, у таких критиков вместо диалектического метода исследования применяется оценочный догматизм.

Если эти авторы, как мы уже сказали, вообще где-либо отходят от обращения исключительно к речам, то из реальности ими берётся лишь одна из её сторон. И им не важно, что полученная в результате этого «однобокая» реальность утрачивает то, что задаёт её развитие, утрачивает свои внутренние противоречия. Но изъятая из логики развития, «однобокая» реальность оказывается годной только для одного – для оценки. А так как оценка задана изначально, то у такого «исследователя» появляется возможность развивать свой пафос негодования до бесконечности, а точнее – дурной бесконечности. Правда, можно ещё радикализировать выводы и оценки. Так диалектический подход подменяется оценочным догматизмом, а критический анализ – критицизмом.

В-третьих, в таких «исследованиях» основное внимание уделяется власти и вождям, а не практикам «низов», которые для них малоинтересны.

Беспомощность перед противоречиями реальности, а практики «низов» (в  данном случае – ополченцев) являют их во всей полноте и разнообразии, заставляет нашего критика разворачивать своё внимание к институту власти, её «интригам и заговорам». В результате основным (едва ли не единственным) интересом таких авторов становятся биографии и высказывания тех или иных вождей, а не противоречия жизни и социального творчества/трагедий массы донбассцев, как мирных, так и воюющих. И это не случайно: плохая власть – плохие деяния. Какие здесь могут быть противоречия? Их, к счастью, нет, а это значит, что с такой реальностью иметь дело гораздо удобнее, чем с противоречивым ополчением. Так наш исследователь, при всем неприятии власти верхов, объективно наделяет её статусом главного демиурга истории, хотя и злодейского.

Выбор негативной стороны реальности с изъятием источника её развития, приводит, в-четвертых, к торжеству в произведениях этих авторов угрюмой праведности, вытесняющей радость оптимистической трагедии борьбы за освобождение. Негативному движению такого «исследователя» по кругу, в логике которого творчества не может быть уже по определению, т. к. автор в этой круговерти от схемы отталкивается и схемой завершает. Завершающая схема, призвана лишь подтверждать исходную, и это вместо творческого процесса разрешения противоречий развивающейся реальности. Вот почему в работах этих авторов почти никогда не встретишь той интонации, которая несла хотя бы искры радости, вместо этого – угрюмая праведность. А отсутствие радости есть верный признак самоотчуждённого индивида, коим и является чаще всего нигилист, человек индивидуалистический и пессимистический. 

Наконец, для нашего критика типичен страх перед выпрямляющимся субъектом истории. И это едва ли не важнейшая черта методологии критицизма. Он боится появления нового, выпрямляющегося субъекта истории, который оказывается (1) активным и самостоятельным и принципиально противоречивым субъектом, который (2) не принадлежит к кругу лиц, с которыми привык общаться наш «исследователь» и (3) культурно ему чужд, непонятен и потому пугающ. Может быть, автор этой статьи высказывается слишком жёстко, но все же приходится признать, что нередко иной левый интеллектуал, хорошо знающий историю и считающий себя прекрасным экспертом по вопросам её бурь, очень часто пугается появления поднимающегося из грязи, пота и крови борьбы реального субъекта истории – Нового человека с ружьём, но уже эпохи глобализации.

*     *     *

Завершить эту часть статьи я хотела бы напоминанием одного совета, который В. И. Ленин дал А. М. Горькому: «Если наблюдать, надо наблюдать внизу, где можно обозреть работу нового строения жизни… Страна живёт лихорадкою борьбы против буржуазии всего мира, мстящей бешено за её опровержение. Естественно. За первую Советскую республику – первые удары отовсюду. …Там легко простым наблюдением отделить разложение старого от ростков нового»[9].

2. Ополчение: основное противоречие

Надо сказать, что феномен «Ополчение Донбасса», независимо от его будущей судьбы, уже вписал себя в Новую историю XXI века. Богатейший опыт ополчения (всего-то несколько месяцев!) выявил сложнейшие противоречия современной действительности: Украины и России, Запада и мира в целом, но прежде всего – самого Донбасса. Эти противоречия ещё станут предметом специального тщательного исследования, но некоторые из них автор раскроет уже в этой работе. Прежде всего – основное противоречие борьбы Донбасса, определяющее очень многие стороны нынешней реальности этого социального пространства и не только.

Это противоречие между развивающейся прогрессивной субъектностью ополчения в практической борьбе за свою независимость и сохраняющейся консервативной личностной формой самосознания этой субъектности. Противоречие достаточно глубокое. Дело в том, что ополчение формировалось прежде всего не как некое монолитное идейное движение с выстроенными позициями и целями. Вовсе нет. Оно возникло на основе стихийного объединения для самозащиты разных людей с разными взглядами, ценностями, опытом действий... На начальном этапе этой борьбы, когда разнообразный состав ополчения складывался в единую силу сопротивления, это противоречие ещё не давало о себе знать в полной мере. Отбить наступление врага любой ценой – тогда это было важнее всего, а какие у тебя при этом взгляды – это дело второе.

Но уже на втором этапе борьбы, когда появился вектор наступления, неизбежно стали возникать вопросы: что дальше? куда? зачем?  И вот тут противоречие стало проявлять себя во всю меру своей остроты.

Итак,  за что бьётся ополчение Донбасса?

За деньги – говорят одни. Но за маленькие деньги под пули идти – думаю, таких желающих мало найдётся. А рассчитывать на большие деньги оснований нет. Состав армии Новороссии к настоящему моменту стал уже настолько многочисленным, что нет таких денег, чтобы каждому ополченцу заплатить сполна.

Поиграться в войну? Да, без этого не бывает. Можно вспомнить, например, Э. Хемингуэя, который попав на фронт, поначалу пытался гоняться на машине за снарядами.  Но, я уверена, если это и было, то быстро прошло: слишком много жертв, крови, смертей. Эта война, а не компьютерная стрелялка.

За абстракцию под названием «русский мир»?

Да, к этому понятию часто обращаются некоторые командиры и бойцы Новороссии, в том числе и интер-добровольцы. И с этим надо разбираться – вопросов много. Например, какой смысл они вкладывают в это понятие – «русский мир»? Само по себе это выражение имеет много разных смыслов, нередко исключающих друг друга. Но как оно понимается теми,  кто уже прошёл 100 дней этой жестокой войны?

Приоритет идеи русской этничности? Господство русских над представителями других национальностей? Сомневаюсь. Уже хотя бы потому, что в ополчении воюют представители многих национальностей, а я с трудом представляю, чтобы кто-то хотел, чтобы над ним господствовал другой, и здесь уже даже не важно, какой он национальности.

Думаю, что под «русским миром» большинством подразумевается другой смысл – такой императив человеческих отношений, где Ты отвечаешь не только за себя и своих близких, но и за «дальних» – соседей, город, страну и даже твоих «одномирян», живущих в чужом государстве. За этим стоит, с одной стороны, вера в Государство (власть, символизирующую общность территории, истории и культуры) как символ и гарантию этого мира, а с другой – новый тип человеческих отношений, основанных не на частном, не на обособлении, а на высоком значении каждого человека для всех и всех – для каждого.

Эта вторая сторона особенна ценна и её подтверждают не столько слова, сколько дела ополченцев, о которых – ниже. Эти дела утверждают новый императив бытия: человек не должен бросать человека в беде. Человек человеку – брат.

Впрочем, любые абстракции в условиях военной реальности либо рассыпаются, либо обретают своё конкретное выражение, всегда противоречивое и часто нежданное. Так случилось и в этот раз. Идя по аду войны ополченцы этому императиву придали свою уже конкретную формулу –  «русский русского не бросает».

Конечно, я и мои единомышленники сказали бы иначе – товарищ товарища не бросает.

Но задача автора в данном случае – разобраться в противоречиях, а не выступать в роли праведного диванного судьи.

Почему приведённая выше формула ополченцев вызывает столь противоположную реакцию, когда в одном случае их называют  героями-освободителями, а в другом – националистами?

Причина понятна: эта формула имеет двойственное значение. И эта двойственность порождена, конечно, не словом, а самой реальностью.

Практика последних 20 лет показала, что за этой формулой стоял, с одной стороны русский национализм, а с другой – попытка сохранить основу былого советского единства в условиях господства антисоветской (и уж тем более антисоциалистической) идеологии, которая была установлена после распада СССР.

Одно из острейших противоречий Нового человека Новороссии, которое с особой остротой встанет уже в мирное время – это противоречие между его идейно-политической идентификацией собственных взглядов (а они, повторю, очень разные: от монархистов и националистов до социалистов) и реальной позицией – той, которая заставила этого Нового человека на практике и нередко ценой собственной жизни сделать свой выбор.

Суть этого выбора такова: либо стать гражданином своего города, региона, страны и оказать сопротивление, вплоть до вооружённого, власти олигарха и бюрократа (а её символом стала киевская власть), для которой любой человек – по сути раб, призванный обслуживать его интересы; либо продолжая и далее своё рабско-приспособленческое существование, внутренне принять это как закон жизни. Кстати, такого раба-приспособленца В. И. Ленин называл «холуём».

Одним словом, перед бойцом Новороссии встанет проблема соотнесения своей позиции в деле и своей позиции в идеологии. И чем выше будет моральный и личный авторитет этого бойца, тем острее заявит себя эта проблема. И самое главное – этого потребует, прежде всего, сама мирная жизнь, которую надо строить. А здесь встанут в полный рост вопросы: для кого строить? зачем строить? как строить?

Строить эту новую жизнь только для русских и славян? И строить только силами русских и славян? Очевидно, что для созидания новой жизни мононациональный проект – тесен, скучен, не талантлив. Из одной ноты музыки не сотворить, особенно настоящей.

Основное противоречие ополченцев – противоречие между их объективно-жизненным, коренным интересом и той формой, в которой они осмысляют этот интерес как идею.

На начальном этапе войны, когда ещё не было такого широкомасштабного разрушения городов и поселков, ещё можно было говорить о защите своего дома и работы как основы своей жизни и считать ответом на вопрос – во имя чего воюешь?

Но когда враги разрушили большую часть жизненного пространства, когда стало понятно, что ничего восстановить уже нельзя, а если и можно, то только. выстраивая все заново, вот тут совсем по-иному встал и  вопрос – что дальше?

Оккупанты уничтожили не дом, они уничтожили прежние – патриархальные - формы жизни. И это восстановлению уже не подлежит. Надо все строить заново и уже с учётом совершенно другой реальности, не похожей на прежнюю, в которой остались одинокие старики, дети-сироты, молодые мужчины-инвалиды войны, бездомные, ослепшие и оглохшие от бомбёжек собаки и коты. Это, с одной стороны.

С другой – право самим обустраивать свою жизнь. И можно ли после всего пережитого,  среди оставшихся в живых людей и собак, начинать налаживать свою жизнь только под себя?

Нет! Теперь только под себя – это подло. Только для всех как для себя, а для себя – как для всех! Но тут же вопрос – как это воплотить? Дело ведь не в домах, а в новой основе подлинно  человеческого общежития.

А вот это как раз и есть  – товарищ товарища не бросает.

И это диктует сама суть борьбы ополченцев.

Но как и в какой мере это противоречие будет разрешаться – покажет будущее.

И про этот вектор борьбы  начали говорить уже и сами ополченцы. Вот два примера.

  • А. Б. Мозговой, лидер народного ополчения ЛНР: «А ведь для нас сейчас Новороссия не просто территория с таким названием, это, прежде всего, шанс создания действительно народной власти с развитием социальной экономики региона. После стольких лет давления и унижений Русского мира, мы просто обязаны сегодня поставить точку в глумлении над народом!»[10]
  • Б. А. Литвинов – председатель Верховного Совета ДНР: «Мы строим республику с элементами социализма»[11]
  •  «Так или иначе, их (Порошенко – Л.Б.) правление подходит к концу. Похоже, что впереди у нас октябрьская революция. А вот какая она будет и кто придёт на место Порошенко и партнёров – вот это интересный вопрос»[12].

Мы не случайно выше сделали акцент на противоречиях ополчения.

Но при всей сложности процесса, это противоречие рождает тенденцию, которая, на наш взгляд, является важнейшей: граждане Донбасса – не все, но многие, особенно те, кто вступил в борьбу, становятся реальными субъектами исторического процесса.

3. Субъектность освободительного движения

«Сегодня мы можем наблюдать редкое и удивительное явление. Такое случается не часто. Не политики и олигархи, а обычные люди вершат историю. На землях Юго-востока Украины, которые теперь все чаще называют Новороссией, люди, у которых отобрали их выбор, которым попытались навязать чуждую им идеологию, поработить и сделать нищими рабами, приняли на себя ответственность и взяли будущее в свои руки. …И сегодня к нам обращается множество людей с просьбой рассказать о новых героях Новороссии – тех, кто воюет, лечит, кормит, спасает людей из-под завалов и доносит до нас правду из зоны боевых действий»[13]этими словами начинается статья «Время новых героев».

Революционное значение исторической практики ДНР и ЛНР заключается в том, что по мере оказания вооружённого сопротивления действиям киевских властей началось формирование субъектности протестной силы Донбасса. Да, это процесс сложный, болезненный, который выявляет много острейших противоречий, ибо захватывает людей с разными взглядами и разными мотивами (по поводу того – куда и зачем), но в тоже время с общим пониманием – во имя чего. «Мы защищаем свою землю!» – вот во имя чего. И эти слова звучат почти в каждом интервью с ополченцами.

Но звучат и другие слова – «Мы защищаем своё право решать, как  нам жить».

Борьба за своё право самим определять свою жизнь – это и есть первый шаг в деле  сознательного становления субъектного принципа, причём не на словах, а на деле, за которое уже положены жизни многих и многих ополченцев Донбасса.

При этом, конечно, надо понимать различия между разными этапами этой борьбы: первый – за отстаивание права самим определять законы своей жизни, второй – за выбор той или ной модели будущего жизнеустройства и третий – за реализацию выбранного пути развития. И смена каждого из этих этапов связана с изменением приоритетных задач, перезагрузкой внутренних сил и сменой главных лиц, что уже в действительности и  происходит.

Последние события со всей очевидностью показывают, что формирование субъектности освободительных сил Донбасса все же началось. Это проистекает из самой основы зарождения этого движения, которое складывалось преимущественно как добровольческое, как результат мучительного выбора каждого – вступать на стезю этой борьбы или нет. И цена этого решения была высока: все самое дорогое, что есть у человека: собственная жизнь, благополучие семьи и близких людей, дом, личные перспективы.

То, что процесс вызревания деятельностной субъектности захватил освободительное движение Донбасса не только как некое целое, но и каждого его участника в отдельности – это как раз и подтверждает его конкретно-всеобщую состоятельность как живого исторического процесса. И это – серьёзно. Вообще, субъектность – это серьёзно. Это не интернет-болтовня политигроков, которые вообще есть не более, чем симулякры субъектности.

Становление субъектности очень прослеживается, когда ты просматриваешь видеозаписи интервью с ополченцами. В ответах этих уставших и зачастую измученных напряжённой войной людей проявляется глубинная и потому спокойная убеждённость в том, что это их дело и их час. Может быть, поэтому их лица являют особый род человеческого достоинства.

Именно деятельностная субъектность ополченцев диктует им и многие решения, вызванные самосознанием  ответственности за происходящее, в частности за историю (тёмную – по форме и прозрачную – по содержанию) со сбитым малазийским Боингом. Именно поэтому ополченцы и создали в ДНР штаб по координации расследования авиакатастрофы[14], равно как и других преступлений.

Именно на основе становления субъектности началось формирование и Нового человека,  который заявил себя как герой освободительного движения Донбасса. Все эти новые герои – выходцы из самой разной среды. Это и профессиональные военные, и шахтёры (ранее власти ДНР заявили о создании даже целой дивизии из шахтёров)[15], и врачи, и таксисты. Постоянное пополнение интернет-галереи именами новых героев  как раз и подтверждает развитие субъектности освободительного движения Донбасса.

Так почему же они защищают Донбасс?

Вот лишь несколько ответов:

  • «И сегодня, как и в 1941-м, мы вынуждены отстаивать право жить на своей земле. Жить по нашим законам, говорить на родном языке и чтить своих героев»[16].
  • Самое приятное из сегодняшнего – то, что премьер-министр был с нами плечом к плечу в бою. Это настоящий мужик! Воюет командир. Жизнь стоило прожить, чтобы быть в это время с такими людьми! Трубите везде о происходящем! На всех языках, которые знаете! Нас убивают! Но мы выстоим[17]
  • «За что я здесь воюю? Для многих прозвучит пафосно, но у нас почти все за это воюют: за Россию, за народ, за веру православную… Мы не украинцы! Хотя я по крови, и по паспорту хохол, и в армии меня прозвали Хохлом… Так что у нас другого пути не остаётся как освобождать землю от бандеровской нечисти[18]
  • «Славянск – это наш Сталинград. Бойцы ополчения в Славянске сильно измотаны в круглосуточных боях против сильно превосходящих по численности и по вооружению сил противника. Сила духа главное оружие, поэтому и добровольцы. Но главное оружие  – дух справедливости в борьбе - у наших гораздо сильнее»[19]
  • «Я не политик, но как военный могу сказать: операция карателей провалена! «Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано!» …Пленные из аэропорта были взяты ещё 2 дня назад! Их около 40 человек, а часть из них поляки – это точно! Уже на допросе у ДРГ наёмники Коломойского уже нам признались, что и кто их позвал на эту бойню… это кино ещё впереди открывать будет истину укр. нацизма»[20]

А вот несколько примеров, показывающих, как люди, не так давно жившие мирной жизнью, приехали в Донбасс, чтобы участвовать в освободительном движении ополчения.

  • Кандидат медицинскихнаук Юрий Евич, не так давно работал доктором в Горловской городской больнице и одновременно занимался своей кандидатской диссертацией, посвящённой научным исследованиями в области лечения повреждений диафрагмы: «С первых дней донецкого протеста доктор Евич вышел защищать свой выбор и родной язык, а когда появились первые раненые – просто начал спасать людей» –  так написано о нём в рубрике «Герои Новороссии»[21]
  • Александр Гизай – ветеран-афганец, один из старейших поисковиков Украины. Будучи  руководителем поискового объединения «Каскад», он, как говорят о нем его товарищи, «сделал для Украины больше, чем сотня ура-патриотических мразей…». Так, например, в мае «каскадовцы» завершили очередную Вахту памяти, подняли останки 324 бойцов и офицеров Красной армии, восстановили по медальонам пять имён. В результате обстрела Луганской ОГА сегодня погиб. «В начале июня Сан Саныч хотел провести захоронение не смотря ни на что. А теперь похоронят его. Вечная память. На небе у тебя будет хорошая компания, дядя Саша»[22] –вот такие слова сказали  Александру Гизай его товарищи.
  • Николай Леонов. «Сегодня 30 мая в Днепре прощаются с ЧЕЛОВЕКОМ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ЧИСТОЙ ДУШИ – Николаем Леоновым»[23] - это сообщение было размещено на многих сайтах. Родился в г. Днепропетровске. Погиб геройски на Донбассе, сопровождал раненных людей в той самой, зверски расстрелянной, машине. Николай Леонов погиб в 31 год. Единственный сын у родителей. Чемпион Мира по кикбоксингу, Чемпион Кубка Мира по годзю-рю каратэ-до, многократный призёр и Чемпион турниров по рукопашному бою, боксу и кикбоксингу. Вот одно из его последних сообщений в интернете от 18 мая 2014.: «Довольно уничтожать украинский и русский народ! Каемся и прощаем друг друга! Требуем от властей прекращения войны! Каждый день погибают люди и мы все виновны в этом! Осатанели все и льём кровь друг друга, как можно так?»[24]
  • ·           Андрей «Малой». 18-летний ополченец по имени Андрей, позывной – Малой. Из Лисичанска. В ополчение не брали, сумел записаться только с 3 раза. На вопрос – почему? Отвечает – «Сильно молодой. 18 лет, как-никак». Ополченец Андрей – «Малой» спас 17 бойцов, попавших в Иоловайский котёл. За свой подвиг был награждён Георгиевским Крестом. Посмотрите на его лицо, на его глаза[25].
  • Врач Александр, для раненых – «Док». Вот что пишет о нем корреспондент Роман Мартынович: «Во время боя Док, не раздумывая, прыгает в незащищённый уазик и мчится с водителем в самое пекло, чтобы спасти раненых, а порой и забрать погибших. … при штурме посёлка Хрящеватое только благодаря оперативным и профессиональным действиям Дока раненые ополченцы не истекли кровью и были своевременно доставлены к транспорт для отправки в госпиталь Луганска… В редкие часы затишья, когда ополченцы отдыхают, к Доку, совсем как в мирное время, идут и с царапинами, и с болью в животе. И конечно Александр всех примет, поможет, даст лекарства, проконтролирует лечение…»[26]. Когда его просят рассказать о себе, о своей работе, он отвечает: «Я ничего особенного не делаю, настоящие герои – это они – ополченцы и добровольцы, а я так, “доктор Айболит”»[27].
  • Роман Литвиненко, работал шахтёром, добровольно ушёл в ополчение. А потом случилось страшное: подорвался на растяжке. Итог – врачи ампутировали ему ногу. Но, даже находясь в больнице, он говорит, что он собирается подлечиться немного – и вернуться в строй. Дочке пообещал забрать её домой сразу же, как прогонит врага с родной земли[28].
  • Виталий Логачев –  ополченец, депутат ДНР. Приехал домой всего на пару дней с фронта увидеть семью и погиб, когда вышел в магазин … настиг осколок артобстрела[29].

И это лишь несколько из сотен свидетельств…

 

 

PS.

Интернационализм защитников «русского мира» и национализм

киевских космополитов/фашистов: противоречия практики,

попирающие политические схемы

В завершение несколько слов о принципиально важном аспекте борьбы донбассцев: ополчение, выступая под лозунгами защиты «русского мира», на практике стало интернациональным движением.

Об этом сегодня пишут многие, но осмыслить это готовы далеко не все. Одним застит глаза дурман их собственного русского национализма, не позволяющий видеть героев в людях других национальностей, другим – слова ополченцев о «русском мире», не позволяющие видеть реальную боевую дружбу сынов разных народов, борющихся в одном строю в ополчении.

Впрочем, есть и другая сторона медали: на стороне киевских властей также воюют представители самых разных национальностей.

«Среди руин и баррикад "Новороссии", разрушенной в результате бомбардировок киевской армии, можно увидеть волонтёров, приехавших со всего мира, чтобы воевать на востоке Украины»[30] – пишет Паоло Г. Брера, корреспондент итальянской газеты «La Repubblica». И продолжает: для участия в боевых действиях на Восточной Украине съехались волонтёры со всего мира, из которых одна часть воюет на стороне пророссийских формирований, а другая – на стороне сил, преданных Киеву[31].

Ссылаясь на зарубежные СМИ, интернационалистский состав ополченцев отмечает и Агентство РИА Новости: «Газета "Афинский курьер" пишет, что в Новороссии сегодня воюют "за традиционные человеческие ценности" и в рядах ополченцев представители разных стран. В частности, это два батальона сербов и даже 25 американцев, есть и греки»[32]. И далее издание отмечает: «В ходе развернувшегося с 22 августа контрнаступления русских ополченцев на азовском направлении прорывом руководит полевой командир Фостиропуло", – сообщает корреспондент, по данным которого, позывной командира – "Нардист". "Победу под Ясиноватой обеспечил уроженец этой самой Ясиноватой, полевой командир-грек по кличке Шумер”, - отмечает издание»[33].

И основания для участия греков в рядах ополченцев Новороссии вполне убедительны. Как отмечает это же издание, «…на востоке Украины живёт большая греческая диаспора, а в Мариуполе находится крупнейший черноморский греческий университет. Греки пострадали в результате боевых действий так же, как и другие жители региона, их много среди беженцев в России: в Ростове и на Кубани»[34].

И здесь же отмечается, что в рядах ополченцев, в составе бригады «Батальона Восток», находятся волонтёры из Испании, Италии, Франции, Испании, Канады, России, Польши[35]. А ещё в рядах ополченцев есть выходцы из Афганистана[36], Абхазии[37], Грузии.

РИА Новости отмечает: «В СМИ появилась информация о том, что в Донецк прибыли добровольцы из Польши, которые решили сражаться на стороне ополченцев. По словам Дениса Пушилина, он также слышал о том, что среди ополченцев есть и жители Латвии»[38].

Это же отмечает и корреспондент RT Пол Слиер: «Среди волонтёров есть не только французы. В Донецке также воюют бойцы из Сербии, Испании, Германии, Польши, Израиля и Великобритании»[39].

Вот что говорит об  ополченцах француз-доброволец Николя: «Это народные ополченцы, не наёмники и не профессиональные солдаты, поэтому их нужно обучать. У них сильная мотивация, в отличие от киевской армии – своего рода натовской марионетки. Мы видели их. Они крайне не мотивированы и даже не знают, за что и против кого воюют. Это даёт нам веское преимущество»[40]. И далее продолжает он: «Европа сейчас находится в крайне щекотливом положении: западные власти не знают, что делать в ситуации, когда все больше представителей европейской молодёжи отправляются воевать против союзника»[41].

Проблемы интернационального состава добровольцев отмечает газета «La Repubblica»: «В этой мясорубке, которая уже привела к гибели почти 3 тыс. человек, Анхель из Испании и француз Виктор, а также приехавшая в Донецк немка Маргарита готовы умереть вместе с десятками иностранцев за чужую землю…Помимо французов и испанцев, на стороне повстанцев воюют сербы и поляки, британцы, израильтяне и немцы. В то время как мировые западные лидеры планируют и вводят санкции, чтобы наказать Путина за российское "вторжение", другое ползущее вторжение осуществляют молодые люди из этих стран»[42].

По словам нового лидера повстанцев Александра Захарченко, в их рядах находятся также турки и румыны[43].

Но что заставило этих добровольцев покинуть родной дом и приехать в неизвестный прежде Донбасс на, казалось бы, чужую войну? Много ли таких же молодых энтузиастов едут воевать за интересы народов других стран?

Вот как отвечают сами добровольцы-интернационалисты.

  • «Мы здесь, чтобы защищать гражданских лиц: ради бога, спасите население Донбасса…Они и мы – не террористы и не наёмники, мы люди, которые защищают свои дома. Западное телевидение не говорит правды, эти люди не хотят атаковать Киев, они всего лишь защищаются, и непонятно, почему украинское правительство их атакует и их убивает. Они всего лишь хотят жить в мире, они просят, чтобы с уважением отнеслись к их воле, которую они выразили на референдуме, где 80% высказались за независимость»[44], – говорят Давила Ривас и Муньос Перес, молодые испанцы, при этом они с гордостью демонстрируют татуировки с изображением Ленина и Сталина.
  • «Красавица немка Маргарита говорит, что не могла просто наблюдать за тем, как украинские нацисты убивают мирных граждан»[45]. Вот почему она приехала сюда, поэтому она здесь, чтобы защищать Донецк.
  • «Для нас важно создать бригаду. Французы и сербы в прошлом были большими друзьями и боролись за общие идеи справедливости, такая связь должна существовать сегодня, потому что они честные французы, как и сербы. Я, который родился во Франции, знаю, что это очень важно. Мы будем бороться вместе против НАТО и за свободу Новороссии!»[46]так ответил французский серб Никола Перович корреспондентам сербской газеты «Правда».
  • Грэм Филлипс – британский журналист, стрингер, сотрудник российского телеканала Russia Today. В одном из своих интервью он рассказал, сколько денег готов дать Коломойский за его голову. Рассказал, почему он делает репортажи на Донбассе и как бороться с фашизмом[47].

Интернациональный состав освободительного движения Донбасса выявляется и через трагические сообщения. Вот только один пример: как сообщает РИА Новости со ссылкой на Чешское Гостелевидение, 4 сентября в Донбассе погибли два ополченца из Чехии[48].

В ДНР идёт формирование интернациональных бригад. В ВСН уже сражается группа французских воинов-интернационалистов. Наряду  с этим ожидается прибытие 20 французских и 10 сербских добровольцев, которые так же вольются в состав создаваемой бригады[49]. Из Сербии прибыли 205 добровольцев: «Они войдут в состав бригады Sevic», - заявил в июле бывший министр обороны Донбасса Игорь Стрелков[50].

Но, как мы отметили в самом начале, представителей самых разных национальностей можно встретить и по другую сторону баррикад.

Но это другое по существу «сотрудничество».

Корреспондент британского издания The Telegraph, посетив штаб-квартиру батальона «Азов», воюющего против ополченцев юго-востока Украины, утверждает, что среди бойцов батальона сражаются неонацисты и западные наёмники, что дискредитирует правительство в Киеве. Побывав на похоронах одного из бойцов украинского батальона «Азов», журналист отметил, что некоторые из пришедших проститься с товарищем не скрывали, что являются нацистами, а у одного на шее была вытатуирована эмблема SS[51].

И далее, продолжает он: «На знамёнах данного вооружённого формирования изображён неонацистский символ «волчий крюк», а его бойцы открыто заявляют о своих антисемитских взглядах и превосходстве белой расы над другими».

Мускулистый мужчина в чёрной футболке и камуфляжных штанах, представившийся господином Билецким, как отмечает журналист, является лидером экстремистской организации «Социал-национальная ассамблея». «Историческая миссия нашего народа в этот критический момент – вести представителей белой расы со всего мира в финальный крестовый поход за выживание», – цитирует его автор упомянутой статьи.

В состав «Азова» вошли также представители Ирландии, Италии, Греции и скандинавских стран. Микаэл Скиллт, бывший снайпер шведской армии, проводит тренировочные занятия на базе в Урзуфе. Скиллт утверждает, что получает зарплату и в перспективе планирует уехать в Сирию.

Как заключает автор статьи, подобные персонажи дискредитируют киевские власти и дают лишний повод называть украинское правительство «фашистской хунтой»[52].

Корреспондент газеты «La Repubblica» отмечает, что из числа добровольцев, приехавших в связи с событиями на Украине, есть и такие, которые готовы поддержать режим киевской власти. Среди  них, например, итальянец Франческо, давно активно действующий в неофашистских организациях типа Casa Pound («Дом Паунда», неофашистский общественный центр в Риме)[53].

И далее, как пишет журналист, в рядах проправительственных войск вместе со шведом Микаэлем воюют и сотни поляков. Боевики из многих стран вербуются в добровольческие батальоны Киева, чтобы поддерживать деморализованную украинскую армию, пишет автор[54].

«Я не кланяюсь Путину», – говорит чеченец Руслан Арсаев. Он воюет против сепаратистов в батальоне «Айдар», в котором, как сообщают иностранные корреспонденты, есть украинцы и белорусы, два канадца (до последнего времени) и шведы[55].

В известном своими преступлениями батальоне «Азов», сформированном в основном из неонацистов «Правого сектора», воюет швед Микаэль Скиллт[56]. В интервью ВВС он сказал, что готов воевать за Асада, выступающего против «международного сионизма»[57].

О том, что происходящие события на Украине не есть межнациональный и тем более межэтнический конфликт, говорит многое, в частности, тот факт, что определённая часть российских националистов открыто поддерживает украинский «правый сектор».

Да, по каждую сторону баррикады воюют люди разных национальностей. Но разница принципиальна.

В случае с прокиевскими формированиями его основой служит либо цинично-рыночный космополитизм (все равно, за кого и за что воевать, лишь бы платили), либо идея подчинения всех и вся тому миропорядку, который утверждает господство какой-либо одной национальности, и уничтожение всех тех иных, кто не согласен подчиняться этому. И события на юго-востоке Украины показали, как эта профашистская идеология в слове по методам своего воплощения уже на практике реализуется не иначе как откровенный фашизм, хотя и со своей спецификой – как фашизм эпохи глобализации.

На другой стороне – на стороне защищающейся Новороссии – другой импульс. В основе их интернационализма – борьба людей не деньги, не собственность, а за право самим определять свою жизнь на своей земле: её ценности, правила и культуру.

И опять противоречия: при том, что эти импульсы являются главными, и среди ополченцев можно найти радикальных русских националистов, и среди оккупантов есть искренние защитники ценностей украинского народа… Такова реальная диалектика этого пропитанного кровью противостояния…

*    *    *

Обрывая статью, я не завершаю этим мои размышления. Многоточие – не случайный знак в конце последней фразы. Предложенный вниманию читателей материал пишется по горячим следам событий, и выше представлен лишь небольшой фрагмент уже подготовленного, но до конца не завершённого текста, который, я надеюсь, вскоре увидит свет полностью.

 

Москва – Крым –….

Июль – сентябрь 2014 г.



[1] Желенин А. Украинский тест // http://www.alternativy.ru/ru/node/11374

[3] Будущее Новороссии решается не только на фронтах. Открытое письмо членов редколлегии журнала «Альтернативы» защитникам Донецкой и Луганской народных республик // http://www.alternativy.ru/ru/node/11098

[4] Желенин А. Украинский тест // http://www.alternativy.ru/ru/node/11374

[5] Православные и мусульмане Казани объединились для помощи Новороссии http://ruskline.ru/analitika/2014/06/23/pravoslavnye_i_musulmane_kazani_obedinilis_dlya_pomowi_novorossii/

[6] Крымские татары и донские казаки выразили готовность защищать Донбасс

http://www.km.ru/v-rossii/2014/04/25/protivostoyanie-na-ukraine-2013-14/738336-krymskie-tatary-i-donskie-kazaki-vyraz

[7] «Атлетик» - «Шахтёр». Болельщики басков вывесили на трибунах флаг ДНР и  баннер «Донбасс, вставай!»//http://www.sports.ru/football/1023681489.html

[8] Российские «солдаты удачи» в Донбассе. Крайне правая идея пораженчества // http://ttolk.ru/?p=20508

[9] См. Ленин В.И. Письмо А.М. Горькому от 31.VII.1919 // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 51. С. 24–26.

[10] Мозговой Алексей. Срочное заявление Алексея Мозгового: Нам нужен честный военный совет // http://news-region.com/videonews/pro-situatsiyu-s-komandovaniem-armii-novorossii.html; http://voicesevas.ru/page/11/

[11] Литвинов Б.А.  Мы строим республику с элементами социализма //

 http://voicesevas.ru/news/yugo-vostok/4874-my-stroim-respubliku-s-elementami-socializma.html

[12] АТО на Украине: варианты завершения. Мнение // http://voicesevas.ru/news/yugo-vostok/4439-ato-na-ukriane-varianty-zaversheniya-mnenie.html

[13] Время новых героев // http://politrussia.com/geroi-novorossii/vremya-novykh-geroev/

[15] No pasaran! Фашизм не пройдёт! В ДНР создадут интербригады //

http://novorossy.ru/news/news_post/no-pasaran-fashizm-ne-proydet-v-dnr-sozdadut-interbrigady

[16] Сегодня на Донбассе празднуют День освобождения от немецко-фашистских захватчиков // http://rusvesna.su/news/1410169795

[17] В Донецке бои, по батальону «Восток» бьют с воздуха //

http://novorossy.ru/news/news_post/v-donecke-boi-po-batalonu-vostok-byut-s-vozduha

[18] Командир расчёта: // http://shrek1.livejournal.com/371924.html

[19] До победы или до последнего вздоха | РОТ ФРОНТ // http://www.rotfront.su/?p=5855

[20] Сообщение ополченца из батальона «Восток» // http://www.pravda-tv.ru/2014/09/04/82952 

[22] Памяти поисковика // http://www.memory-book.com.ua/news/186

[23] Завтра в «Днепре» прощаются с Николаем Леоновым // http://www.riasv.ru/entry/77890/

[24] https://vk.com/wall-68705740_23846

[25] Ополченец "Малой" вывел 17 человек из Иловайского котла! // http://www.youtube.com/watch?v=bNCOjafuHxc

[26] Роман Мартынович.Российский врач-доброволец спасает ополченцев Новороссии//

http://riafan.ru/78762-rossiyskiy-vrach-dobrovolets-spasaet-opolchentsev-novorossii/

[27] Там же.

[28] http://www.facebook.com/posts/517510921714612

[29] http://www.facebook.com/posts/516126935186344

[30] Паоло Г. Брера | La Repubblica. Испанцы, французы, итальянцы – «иностранный легион», воюющий на восточном фронте // http://www.inopressa.ru/article/02Sep2014/repubblica/legion.html

[31] Там же.

[32] Греки воюют в рядах ополченцев ДНР, пишут греческие СМИ // http://ria.ru/world/20140827/1021580238.html

[33] Там же.

[34] Греки воюют в рядах ополченцев ДНР, пишут греческие СМИ // http://ria.ru/world/20140827/1021580238.html

[35] Там же.

[36] ЛНР. ДНР. Афганец: "Мы за правду, мы за славян!" / LPR. DPR // http://vk.com/video208923101_169178023

[37] Донецкий аэропорт, интервью у ополченца "Абхаз" 15.07.2014 icorpus.ru // http://www.youtube.com/watch?v=blSMSGKAh_0#t=41

[38] ДНР: на юго-востоке Украины собираются антифашисты со всего мира // http://ria.ru/world/20140604/1010696708.html

[39] ДНР: на юго-востоке Украины собираются антифашисты со всего мира // http://russian.rt.com/article/47712

[40] The Telegraph: Против ополченцев юго-востока Украины сражаются неонацисты и иностранные наёмники // http://vz.ru/news/2014/8/11/699858.html

[41] Там же.

[42] Паоло Г. Брера | La Repubblica. Испанцы, французы, итальянцы – «иностранный легион», воюющий на восточном фронте // http://www.inopressa.ru/article/02Sep2014/repubblica/legion.html

[43] Там же.

[44] Там же.

[45] Там же.

[46] В Новороссии формируется сербско-французская добровольческая бригада // http://politikus.ru/events/29669-v-novorossii-formiruetsya-serbsko-francuzskaya-dobrovolcheskaya-brigada.html

[47] ЛНР. Луганск. Интервью с Гремом Филипсом. 08.09.2014 // http://antimaydan.info/

[48] СМИ: В Донбассе погибли два ополченца из Чехии// http://www.pravda-tv.ru/2014/09/04/82952

[49] В Новороссии формируется сербско-французская добровольческая бригада // http://politikus.ru/events/29669-v-novorossii-formiruetsya-serbsko-francuzskaya-dobrovolcheskaya-brigada.html

[50] Паоло Г. Брера | La Repubblica. Испанцы, французы, итальянцы – «иностранный легион», воюющий на восточном фронте // http://www.inopressa.ru/article/02Sep2014/repubblica/legion.html

[51] The Telegraph: Против ополченцев юго-востока Украины сражаются неонацисты и иностранные наёмники // http://vz.ru/news/2014/8/11/699858.html

[52] The Telegraph: Против ополченцев юго-востока Украины сражаются неонацисты и иностранные наёмники // http://vz.ru/news/2014/8/11/699858.html

[53] Паоло Г. Брера | La Repubblica. Испанцы, французы, итальянцы – «иностранный легион», воюющий на восточном фронте // http://www.inopressa.ru/article/02Sep2014/repubblica/legion.html

[54] Там же.

[55] Там же.

[56] Там же.

[57] Там же.



Другие статьи автора: Булавка-Бузгалина Людмила

Архив журнала
№3, 2016№2, 2016№3, 2015№2, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010
Поддержите нас
Журналы клуба