Журнальный клуб Интелрос » Альтернативы » №4, 2012
В постсоветской России трудно найти более популярную среди державно-консервативной интеллигенции фигуру, нежели философ Иван Ильин. И это не случайно. Среди теоретиков, развивавших идеи сильной государственной власти и Великой России с позиций жесткого и неприкрытого антимарксизма, а не только антибольшевизма, Ильин заслуженно считается одним из самых сильных и плодовитых. Существенно, что его перу принадлежат не только сочинения, однозначные по своей консервативной идейной направленности, но и серьезные работы, лишь косвенно связанные с его мировоззрением (в частности, двухтомник «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», который, как известно, держал у себя на книжной полке В. И. Ленин).
Для нас, однако, в данном случае важнее то, что социально-философские работы и самоя жизнь Ильина показывают, как и почему теория и практика державного консерватизма, интегрированного с антимарксизмом, закономерно приводят к апологии фашизма. Существенно: это не наши представления о том, к чему гипотетически может привести такой консерватизм. Это реальная практика работы, пожалуй, крупнейшего представителя рассматриваемого направления, прямо ответившего на вопрос, что сделал Гитлер: «Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе» (Иван Ильин. Национал-социализм. Новый дух. 1933).
Именно эта угроза – угроза вырождения кажущегося всего лишь охранительно-государственническим, утверждающим примат духовности (в ее религиозно-церковном истолковании), и правомерно критического по отношению к проповедующему лозунг «все на продажу» экономическому либерализму консервативно-державного течения в фашизм – подтолкнула нас к решению опубликовать предлагаемую ниже вниманию читателей статью, в которой рассматривается вопрос о связи деятельности И. Ильина и фашизма.