ИНТЕЛРОС > №4, 2013 > Социальное и философское значение «всеобщего» труда Маркса сегодня

А. Яковлева
Социальное и философское значение «всеобщего» труда Маркса сегодня


02 февраля 2014

Сегодня в России и в западных странах вспомнили о Марксе, многие исследователи стараются заново проанализировать его идеи. И именно вопросы труда, в особенности в его ранних произведениях, получают сегодня особую актуальность. В этой статье нас интересует вопрос о том, могут ли современные формы труда, подвергшиеся изменениям в ходе интеллектуализации, анализироваться с помощью методологии Маркса, в контексте проблемы отчуждения и всеобщности труда. Речь пойдет о таких его формах, как интеллектуальный (научный), творческий, нематериальный труд. Термин «нематериальный труд» появляется в полемике Генриха (Андрея) Шторха с Адамом Смитом, который рассматривал подобные виды труда как непроизводительные. Впоследствии у Маркса труд в рамках интеллектуальных и творческих профессий понимался уже как производительный, т. е. связанный с производством общественно значимых «нематериальных» благ. Разъяснение этого понятия дано в подготовительных работах к «Капиталу» и в третьем томе «Капитала» в довольно кратком виде.


Вернуться назад