ИНТЕЛРОС > №4, 2014 > ЗЕРКАЛА СОВЕТСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ИЗРАИЛЕ

Мэри Рубинчик-Александрова
ЗЕРКАЛА СОВЕТСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ИЗРАИЛЕ


12 февраля 2015

Если пройти в Москве по улице Тверской, то увидишь, что почти напротив Пушкинской площади расположилось старинное здание бывшего Английского клуба, затем музея Революции, а ныне российской истории и современности. В музее сохранился раздел, посвященный московской Красной Пресне, трагически проявившей себя в 1905 г. и на памяти уже наших современников в 1993 г. Но первая русская революция 1905 года, «генеральная репетиция», по выражению Ленина, о которой теперь вспоминают лишь специалисты-историки, имела неожиданное и длительное продолжение совсем на другом континенте.

После поражения революции 1905 года, спасаясь от еврейских черносотенных погромов, в Палестину прибыла группа переселенцев из Российской империи. Их родным языком был и еще долго оставался русский. Молодежь была полна энтузиазма, проникнута идеями толстовства, народничества и вообще коммунистической общины. Через сто лет, в 2007 году праздновался в Израиле юбилей кибуцев, т. е. коммун, которые до сих пор дают до сорока процентов сельскохозяйственной продукции страны и составляют большой сегмент ее промышленного производства. Впрочем, в жестких рамках сугубо буржуазного государства большинство из этих хозяйств превратилось в акционерные общества, но данный процесс был весьма драматичен и длителен.

Если наше Отечество после Великой революции пошло по пути строительства государственного социализма в Советском Союзе, то израильская «дочка» строила добровольные коллективные хозяйства - общины в полном смысле этого слова, отличающиеся от наших артелей гораздо большим обобществлением и «уравниловкой». Интересно, что, несмотря на отсутствие внешних связей, особые вехи нашей советской истории сказывались по-своему и на израильских кибуцах в 50-е, 70-е и особенно в 90е годы прошлого века. Видно сказывались общие коммунистические корни, из которых произрастали знаменательные явления ХХ века.

Разумеется, была и другая основа в организации кибуцев, а именно необходимость финансовой поддержки. Нужно было откупить землю у арабов, (хотя поначалу отношения с ними завязывались дружественные), строить жилища, иметь материал для посева, сельхозинвентарь... Кибуцники вкалывали от зари до зари, но деньги им давал барон Ротшильд и сионистские организации, которые косо смотрели на социалистические принципы, осуществляемые на палестинской земле. Распространение социалистических идей вне конкретного хозяйства конкретно пресекалось британским протекторатом, с которым еще приходилось бороться за создание национального государства.

И все-таки первые основатели, овеянные славой героев Израиля, Голда Меир, Моше Даян, Бен Гурион, прошли через кибуцы, что сделало затруднительной борьбу с ними окрепшего капиталистического правительства. В былое время в кнессете – парламенте страны заседало до четверти кибуцников, а нынче – ни одного. В местных муниципалитетах еще остались по одному представителю от данных хозяйств, слишком важна их роль на территориях, однако власти наступают по всему фронту. Как и у нас. Можно назвать отрицательное влияние на существование кибуцев со стороны государства многофакторным, поэтому удивительно, что до сих пор традиционные коммуны еще существуют, их насчитывается порядка шестидесяти!

Впрочем, если поговорить с обычным израильтянином из «алии», т. е. репатриантом, то, скорее всего, натолкнетесь либо на негативное к общинам отношение, либо на представление о том, что остались лишь названия, а содержание испарилось. В чем тут дело? Израильские СМИ с упорством, достойным лучшего применения, находясь в руках богачей, по большей части, либо хоронят саму идею коллективной собственности как «неэффективную», либо вызывают в обывателе зависть к тем, кто «жирует» на лучших земельных угодьях Израиля. При том умалчивается, что земли превратился в хорошие угодья благодаря самоотверженному труду первого поколения кибуцников на болотистых или пустынных, засушливых территориях.

В современных условиях рынка занятие сельским хозяйством сравнительно с промышленным производством, основанным на технологических новинках, бывает не только не прибыльным, но даже и убыточным. В кибуцах сменялись поколения, молодежь хотела получить образование, предъявляла свои права на юношей и девушек служба в армии, требовалось повышение жизненного уровня членов общины, нужна была техническая перевооруженность оборудования. В связи с охватившим капиталистический мир финансовым кризисом в 70-е годы прошлого века в Израиле была большая инфляция, выдавались очень дешевые кредиты. Многие кибуцы воспользовались данным обстоятельством, чтобы поправить свои дела.

Однако правительство временно национализировало банки и превратило дешевые кредиты в весьма и весьма весомые. Затем оно снова передало банки в частные руки с высокими процентами по долгам. Эта финансовая удавка, которая была наброшена на шею многих общин, сжимает их горло до сих пор. И если раньше ассоциации кибуцев могли вести переговоры об облегчении финансового бремени непосредственно с руководством страны, то теперь банки заявили, что могут иметь дело только с отдельно взятыми хозяйствами. Прессовое давление на кибуцы облегчается или ужесточается в прямой зависимости от того, находится ли у власти в стране правая коалиция либо центристское правительство.

Чтобы выжить, хозяйства вынуждены были пуститься в различные коммерческие предприятия. Сдают в аренду помещения и участки земли, возводят бензоколонки и устраивают различные мастерские с наемным персоналом, пытаются нащупать возможность производства некоей уникальной продукции. Ежели сумеют попасть в рыночную конъектуру – успех, нет – неудача. Не столько от вложенного труда, сколько от выигрыша в жизненную лотерею зависит, как известно, уровень человеческого существования при капитализме. Так появились кибуцы богатые и бедные.

К примеру, два соседа «Шамир» и «Амир» в Верхней Галилее, основанные выходцами из Восточной Европы в конце 30-х, середине 40-х годов начинали почти одинаково, дружили семьями, до сей поры, дети учатся в одной школе. Но «Шамир» решился производить мультифокальные оптические линзы, и нынче имеет филиалы в 11 странах мира, рыночная стоимость компании около 209 млн. долл. В «Амире» же завод по производству синтетических материалов обанкротился из-за конкуренции, и из-за долгов хозяйство получило внешнее управление. «Дальше падать некуда,- шутят оптимисты «Амира». И помочь некому. Между соседями легла финансовая пропасть. Такой вот расклад...

Помнится, сколь много насмешек вызывало у наших людей гагановское движение на предприятиях бывшего Советского Союза. И действительно, как и в других «починах» подобного рода, в нем было достаточно формализма. Однако же сам принцип подтягивания отстающих до уровня передовых – по-настоящему гуманистичен. Вместо жестокой конкуренции – соревновательность, взамовыручка, солидарность только и смогут вывести трудящихся из тупика отчуждения в атомизированном обществе, избавить их от мрака капиталистической «войны всех против всех». Тому сегодняшний пример – героическое народное сопротивление на Юго-Востоке Украины очередной волне фашизации ,накатывающейся с Запада.

Но вернемся к израильским общинам. Чем они, допустим, отличаются от прежних наших колхозов? Прежде всего, условиями членства в них. Не только сугубая добровольность участия, но и присутствует строгий отбор кандидатур при приеме на общем собрании после довольно длительного испытательного срока. Любопытно, что члены сообщества, не нашедшие себе работы по специальности в самом хозяйстве, выезжая за его пределы, продолжают вносить в кассу большую часть своего заработка. Зато они имеют право на пособие в случае безработицы и вообще на общественные фонды потребления в кибуце (здравоохранение, оплата образования, возможность получения бесплатного скромного жилья и т. д.).

К применению в кибуцах наемного труда здесь относятся спокойно, зато проблема дифференцированной оплаты и разделения доходов на паи решалась с большими трудностями, раздорами и прокладыванием четкой социальной грани между традиционными и так называемыми обновленными кибуцами, которые стали ближе по своему устройству к мошавам (кооперативам). Как ни странно, более благополучные кибуцы реже соглашались на рыночные нововведения, чем те, которым уже «нечего было терять».

... Итак, ради самоличного знакомства с кибуцем мы едем на север Израиля, где синие горы, на которых расположился белый город Назарет, где над озером Тибериас голубая дымка, а узкая дорога среди финиковых пальм ведет к знаменитой реке Иордан, довольно мелкой и полной всякой некрупной живности. В хозяйстве «Мисра»-Посев нас встречает милый Чиби Харел, старожил общины, который и стал нашим гидом. В хозяйственные тонкости мы не вникаем: коммерческая тайна (рынок!). Узнаем лишь, что здесь разводят свиней и есть плантации сельхозкультур.

Уже 51 год существует мясокомбинат, а небольшому заводу, где теперь производят некую электронную продукцию, исполнилось 60 лет. На полукоммерческой основе построены гостиница, дом для престарелых и сдается жилье для студентов сельхозколледжа, расположенного неподалеку. Постоянно живут тут 600 кибуцников, еще 350 наезжают, имеются детсад-ясли и школа в 7 км отсюда. Всего 150 детей. Для детей тут рай – кругом деревья, цветы и лужайки, и никакой тебе опасности от мчащихся авто. В очередь на ясли будущие мамаши записываются, только узнав о грядущем рождении ребенка.

В зелени прячется скромный домик правления, бухгалтерия тут прозрачная, главные вопросы решаются на общих собраниях, которые и утверждают менеджеров на предприятиях. Среди тех, кто не смог присутствовать, проводятся опросы. Регулярно бывают отчеты о хозяйственной деятельности. Руководство сменяется раз в три года. В хозяйстве есть парк маленьких электромобилей, которые выдаются бесплатно ветеранам-инвалидам. Тщательно ухаживают за мемориалом в память о жертвах Второй мировой войны, и на нем надпись на иврите: «никто не забыт и ничто не забыто». К обширной столовой пристроен актовый зал, где выступают заезжие гастролеры и даются выездные театральные спектакли

Первое, что мы увидели, когда вошли пообедать, доска объявлений, на которой по-русски было начертано: «Счастливого пути!» И перечислены почти все бывшие республики СССР. Значит, проходила конференция по «обмену опытом», что, конечно, не могло не радовать. Вкусный обед из трех блюд обходится примерно в 100 руб. на человека (в городах Израиля продукты дороже в разы). К сожалению, «Посев» находится под угрозой – правительство намного повышает налог на землю, и хозяйству грозит разорение. Правление уже обратилось в «суд справедливости»

Мы прощаемся с нашим гидом с пожеланиями дальнейшего процветания «Посеву» и держим путь в один из старейших израильских кибуцев Гедания Бета, основанный еще в двадцатые годы прошлого века. Данные такие: 510 членов общины. Собирают урожаи авокадо, бананов, арбузов и дынь. Содержат 400 голов коров, от которых получают 4,5 млн. литров молока в год и 60 тонн мяса. Часть земли сдают в аренду шоколадной фабричке. В день, когда мы там были, должно было пройти общее собрание, на котором ставилась проблема финансовых долгов. А ребятишки на спортплощадке среди утопающих в зелени небольших домиков играли в футбол...

Наверное, первоначальный вывод, который можно сделать из опыта строительства государственного социализма в Советском Союзе и из специфических зеркал, которая имела наша революция в Израиле, такой: цепочка народных самоуправлений должна увязывать и хозяйственную единицу, и местную власть, и управление страной в целом. Пока человечество не знает, как этого добиться. И потому каждая крупица опыта бесценна. Закончу свои зарисовки цитатой из замечательной книги социолога и экономиста Б. Дубсона «Кибуцы» (М. Изд-во «Крафт», 2008 г., стр. 287).

«Они (неолибералы) зря тешат себя надеждой, что после исчезновения кибуцев с идеями социализма в Израиле будет навсегда покончено... Ибо современное капиталистическое общество не может служить эталоном справедливого человеческого социума, о котором всегда мечтало человечество. И поэтому тяга к альтернативной капитализму форме социальной организации неистребима».

 

Мэри Рубинчик-Александрова - журналист


Вернуться назад