ИНТЕЛРОС > №3, 2016 > Предварительный анализ тенденций развития кубинского общества в 2016–2020 годах. Часть 1

Хесус Пастор Гарсия Бригос, Рафаель Алама Беламариу, Даниель Рафульс Пинеда
Предварительный анализ тенденций развития кубинского общества в 2016–2020 годах. Часть 1


16 ноября 2016

Хесус Пастор Гарсия Бригос – д.филос.н., с.н.с.,

Рафаель Алама Беламариу – д.филос.н., с.н.с., Институт философии Министерства науки, технологии и окружающей среды Кубы,

Даниель Рафульс Пинеда – д.полит.н., профессор, Университет Гаваны

«… тот, кто берётся за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы. А натыкаться слепо на них в каждом частном случае значит обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность»

Ленин. V съезд РСДРП, 1907 г.

 

 

Куба 2016

Куба находиться сейчас на очень своеобразной стадии развёртывания процесса социалистической трансформации: идёт коренная перестройка всей системы её общественных отношений. Происходят преобразования всех элементов функционирования процесса производства и воспроизводства общественной жизни. Реформа идёт под названием «Процесс обновления экономической модели»[1], главные линии которого изложены в «Направлениях экономической и социальной политики Партии и Революции»[2].

Процесс социалистической трансформации на Кубе до сих пор происходил под воздействием комплекса сил, которые являются результатом разрешения системы противоречий, свойственных природе социалистических преобразований, как началу процесса коммунистической трансформации общества в специфических условиях Кубы. Эти условия, во многом, определялись отношениями Кубы с различными правительствами США, которые последовательно стремились достичь своих целей по отношению к Кубе, начиная с восемнадцатого века.

Куба начала свой социалистический путь с состояния неразвитой страны – динамического состояния, содержание которого не ограничивается только отсталостью, определяется не только особенностью структурных внутренних черт; в нем решающую роль играют внешние взаимосвязи. И, очень важно при преодолении такого состояния, последовательно широкое марксистское понимание о развитии производительных сил. В случае Кубы, это состояние ещё определялось и тем, что страна до 1-го января 1959 была фактически неоколонией США.

В текущей реформе объективно происходит коренное преобразование основ, ядра системы производства и воспроизводства жизни, действующей в кубинском обществе: кубинской системы собственности. Независимо от того, что это не только не отражается в формулировках официальных документов проводимых реформ, но и не полностью, не последовательно признаётся в политическом обыденном языке, но отражается в практических изменениях.

Реформа начинается в контексте, являющимся результатом взаимодействия целенаправленных изменений, на основе сознательных, продуманных экономических действий, начатых ещё с 90—х годов прошлого века, с целью выйти из кризиса «специального периода», которые взаимодействуют с другими изменениями, генерируемыми вне интенций руководства процесса преобразований. Большинство этих последних спонтанно направлены на формирование ответов на повседневные требования кубинских граждан, а также на действия, сознательно направленные на отвержение нашего процесса социалистического развития, спровоцированные как силами внутри кубинского общества, так и извне.

На Кубе сейчас образуется нестабильный контекст: говоря языком математики и физики — особая «точка перегиба» в курсе кубинского социалистического развития.

Есть одна очень важная черта текущего момента, которую необходимо иметь в виду при анализе происходящих процессов и особенно при принятии решений, направленных на концептуализацию этих процессов и обоснования направлений реформ.

Куба — это страна, которая уже прошла сравнительно длинный путь социалистических преобразований, со своими успехами, недостатками и ошибками, при особых внешних геополитических условиях, которые нельзя игнорировать и которые очень значительно влияли на внутренние процессы. Эта страна до сих пор развивала свою собственную общественную систему, сохраняя в производстве и воспроизводстве свои особенные общественные отношения, на основе которых она сумела противостоять тяжелейшему экономическому кризису 90-х, не развалила, не демонтировала эту систему, хотя и пережила сильные потрясения во всех составляющих её элементах. Эта ситуация существенно отличается от той, что сложилась на Кубе после революции 1959 года. Сейчас необходимо решить следующие задачи:

— Существенно «уточнить курс», усовершенствовать, в соответствии с нашим опытом и опытом многих других стран, способ реализации и все элементы процесса развития, структуру и особенности функционирования системы, сохраняя при этом сущность стратегической цели: процесса коммунистической эмансипации. Будет грубой ошибкой думать, что можно «начать с нуля», полностью отказаться от достигнутого уровня общественных отношений, как будто все сделанное никуда не годится.

— Сейчас нужно перейти на новую ступень, необходимо сознательно и целенаправленно провести разрыв со старым способом функционирования процесса производства и воспроизводства системы общественных отношении, сохраняя, при этом, непрерывность развёртывания рождающихся социалистических отношений, упрочить всё положительное, что было достигнуто за более чем 50 лет и полностью устранить все причины ошибок и недостатков, чтобы достичь гармоничности и прочности в реализации действий, обусловливающих темпы и содержание изменений, создать механизм самоподдержания прогресса. Чтобы идти дальше, необходимо иметь ясное представление о желаемом будущем. Желаемого — не как предопределённой схемы, а как картины в её непрерывном уточнении. Это то, что настолько часто повторяется, что обычно плохо воспринимается и часто извращается и на самом деле пренебрегается: активное отношение к действительности, это — не что иное, как последовательно марксистско-ленинский подход, подход Марти и Фиделя.

Сегодня важнее, чем никогда раньше, аккуратно действовать в процессе разрешения всех противоречий общественной жизни, смотреть вперёд, и для этого как можно более строго и внимательно исследовать все возможные тенденции процессов развития общества, разрешения старых и новых противоречий. Отказаться от спонтанности, стихийности, импровизации и волюнтаризма в принятии решений при необходимом процессе реформ.

 

 

Куба 2016: как было и что может быть дальше?

«… теорию и практику социализма следует развивать и записывать».

Фидель Кастро Рус.

«Сто часов с Фиделем», глава 19

В текущем процессе реформ, через пять лет после принятия VI съездом партии документа с «Направлениями…», необходимо отметить одну тенденцию, которая является основной в процессе кубинских преобразований после 1959. Это тенденция к повторению вызовов к решению старых проблем, воспроизводя каждый раз недостаточно системный подход при анализе причин этих проблем и, следовательно, в предложениях по реализации политики, направленной на их преодоление.

Уже не первый раз при социалистическом преобразовании на Кубе, выдвигается лозунг реформ, причём под разными названиями, только не под названием «реформы».

Стоит упомянуть процессы после кампании «сафры 10 миллионов» 1970 года и последующий за ней первый конгресс партии, принятие Конституции 1975 года, одобренную на референдуме более чем 97% голосов. Это привело к внедрению по всей стране новой формы организации и функционирования политических институтов государства – Системы народной власти. Одновременно была проведена политико-административно-территориальная реформа страны – с 6 до 14 увеличилось число провинций, а число муниципалитетов уменьшилось с 407 до 169. В этот же период начинает действовать новая система планирования и управления экономикой.

Это явилось действительно очень существенным процессом реформирования, как неотделимого момента революционного процесса, отражающего действительно системный подход.

 Революционное развитие общества естественно потребовало новых реформ. Эта потребность проявилась к концу 1984 года и превратилась в массовое движение в Апреле 1986 года под названием «процесс исправления ошибок и отрицательных тенденций».[3]

Регулярные призывы к «исправлению», возвращения к попыткам решения старых не решённых раннее, при предыдущих попытках, проблем, заставляют нас обратить внимание на то, что “… Организм все время претерпевающий исправления, может кончить своё существование как таковой»”[4]. Это и есть действительная угроза для нашего процесса социалистического преобразования общества.

Сейчас вновь повторяется черта, проявлявшаяся на предыдущих этапах преобразований: призыв к исправлению недостатков вновь идёт от одного центра и сопровождается призывами к общественному действию; в этом призыве нет отказа от признания роли масс, которых призывают к действию, но сигнал на «разрыв с прошлым», укрепляя социалистическую ориентацию, сигнал начала исправлений, исходит все же от политического центра, и массы в ответ мобилизованы. Центр сформулировал свой призыв в 2007 году, ещё до обсуждения и одобрения народом и съездом партии «Направлений...»[5]. Этот сигнал, «вызов» для нового начала исправлений исходил от Рауля Кастро, — как раньше в основном он исходил от Фиделя, — ещё до процесса подготовки к VI съезду партии, с того момента, когда Рауль Кастро занял высшие посты в Партии, в Государственном совете и Правительстве.

С одной стороны, не заявляется о явном разрыве с предыдущими процессами исправления, их характером, направленностью и содержанием, но, с другой стороны, придаётся новый оттенок этому процессу, сейчас получившему название «процесс актуализации (обновления)»[6]. Эти особенности определяются стилем и методом управления Генерала Армии Рауля Кастро, и нельзя уменьшить или пренебречь значение и влияния этих новых оттенков на процесс исправления. В то же время процесс показывает, то, что повторяется регулярно в наших процессах исправлений, в наших «реформах»: повторяется решающая роль верховного политического лидерства в управлении общественного процесса, и в частности, в определении момента начала процесса исправления.

В текущем процессе исправления, в реформе идущей сейчас под названием «обновление», снова отмечаем объективное существование двух составляющих общественного процесса, как элементов требующих необходимых исправлений, с целью гарантировать переход системы на более высокий уровень, на уровень на котором она была бы более способна к самоподдержанию процесса социалистического саморазвития, как процесса действительной человеческой эмансипации.

Эти два элемента — существенные составляющие общественного развития вообще — ещё более значимы в процессе коммунистических преобразований, в процессе функционировании социалистического строительства, обычно трактуемого как «переходный процесс от капитализма к коммунизму» – подход, чреватый проявлением отрицательных конфликтов при разрешении противоречий, как показывает история. Но данные элементы не имеют одинаковой трактовки в политической науке и практике:

Общественная оптимизация экономической деятельность, функционирования и развития системы производительных сил, в необходимом широком понимании этой категории.

Системное усовершенствование функционирования политической деятельности, направленное на необходимое укреплению социалистического участия в общественном процессе и тесно связанное с этим, к усовершенствованию взаимодействия политики и экономики в процессе социалистического строительства.

Отмечаем что в речах руководства и в дискуссиях на съездах и различных совещаниях политических и общественных организаций, в частности и особенно на партийных собраниях разных уровней, постоянно раздаются призывы к «переменам». Выдвигается идея, призывающая к «новому мышлению». Но, что аналогично с предыдущими процессами, эти и другие «формулировки» и «понятия» "...повторяются как лозунги, в сущности не понимая их значения..."[7], на партийных собраниях и на собраниях других политических институтов и организаций, которые призваны играть важную роль в функционировании политической системы стране и, особенно, в развитии её экономики.

Сохраняет полную актуальность сказанное Раулем Кастро в его размышлениях о процессе партийных собраний 1999 года, когда он ясно и открыто выделил ту отрицательную регулярность, которую мы анализируем, и прямо обратил внимание на её причины. Критикуя то, что перед лицом разных проблем есть те, кто ещё не ясно себе представляет, как действовать разнообразно, считая достаточным, чтобы усилия преимущество были направлены на качественные изменения. И, вместе с этим подходом, проявляют чрезмерный оптимизм: как будто только просто сделав всё «по-другому», достаточно чтобы все, или почти все, проблемы уже были решены.[8]

В текущем процессе реформ заметен акцент на экономику, поиск путей достижения необходимых результатов развития, в росте нашей системы производительных сил, в результатах производства материальных благ и услуг. И оценивается такой подход с узких критериев рентабельности и экономической эффективности, и, в том, что касается государственных предприятий, отдаётся предпочтение роли руководства таких структур (такие подходы изложены в «Направлениях…» 01 — 12). Недостаточно анализируется то, что обусловливает и является ядром протекания важнейших определяющих процессов материального производства и его структур. К процессам в экономике и в экономических структурах относятся просто как к процессам достижения новых ресурсов, а не как общественно — экономическим процессам, производящим и воспроизводящим отношения между индивидами в хозяйственных структурах и вообще во всем обществе в целом; недостаточно анализируются последствия для общественной жизни того, как протекают определяющие процессы функционирования и развития материального производства как момент системы собственности в целом.

В этом смысле отмечаются тенденции к образованию потенциально конфликтных ситуаций в отношении между краткосрочными целями развития производительных сил, получения быстрых экономических результатов и стратегическими целями обеспечения такого развития, связанными с задачами существования Кубы как независимой нации, что неразрывно с укреплением социалистического курса развития.

Обостряет эти противоречия тот факт, что, в отличие от предыдущих процессов реформирования, в текущем «процессе обновления» заметны недостатки в действиях, направленных на системное усовершенствование политической деятельности.

Имеется в виду системное усовершенствование политической деятельности, как результат самого процесса более чем пятидесятилетних революционных преобразований, в степень, необходимую и возможную в наших условиях, в частности по отношению к роли политики в системе собственности, роли взаимосвязи политики и экономики в этой системе: прогресс в экономическом росте, подкреплённый участием индивидов, заинтересованных в социалистическом[9] развитие общества, в процессе социалистического управления экономическими преобразованиями и в противостоянии всем угрозам и трудностям.

Процесс руководства нашего общественного воспроизводства, становится объективным процессом, действительной материальной силой развития нашего общества, посредством политики и реализацией её содержанием с новой природой: имеем в виду, что необходимо новое содержание политики при социалистическом преобразовании общества, при «отмирании государства», не сводимое к отношению к власти. На Кубе сущность этого процесса есть функционирование Коммунистической партии Кубы и нашей формы организации государства — Системы Народной Власти; она неотделима от нашей системы социальных организаций, особенно профсоюзов. Но этот процесс сейчас сохраняет и, в сущности, воспроизводит и расширяет недостатки и ошибки, отмеченные в предыдущих процессах реформирования.

Критика, указывающая на наши недостатки, была раньше изложена, специально при процессе массового обсуждения Вызова к IV Съезду Партии, состоявшегося в 1991 году. Тот документ IV съезда стал объектом широких массовых дискуссий, которые артикулировались с другими действиями, образуя очень глубокую, критичную и, одновременно, конструктивную тенденцию, высшим выражением которой стало последующее проведение так называемых «Рабочих парламентов»[10] с середины 1993 года по 1994 год.

В некоторой мере концептуально осознается, что критический «дух» — подход систематичного критического анализа и внедрения всего необходимого для непрерывного стремления к совершенствованию, — есть неотъемлемая черта нашего процесса социалистического преобразования общества, и в этом смысле он должен быть постоянным и неотделимым составляющим данного процесса. Такой подход выражен, когда Фидель Кастро определяет содержание понятия «Революции», которое мы считаем точным определением того, что должно характеризовать социалистическую революцию.[11]

Но в той же мере, вместе с последовательно революционными критиками, в нашей действительности присутствуют как те, кто приспосабливается к переменам для достижения своей личной выгоды, так и безоговорочные сторонники того, что «выдвигается» из представителей власти. Это противоречит тем принципам и подходам, которые были обозначены самой властью, в частности, высшими лидерами страны, ещё на предыдущих процессах реформ: принимать все сказанное сверху без критического анализа – это значит отрицать подлинный и необходимый дух социалистических преобразований, действовать фактически против того, что неоднократно требовали Фидель и Рауль от всех нас, и, в конечном итоге, не помогать в исправлении ошибок, а наоборот, усугублять их. В связи с этим сейчас также отмечаются консервативные тенденции, противоречиво взаимодействующие с «очень перестроечными» тенденциями. Все они сходятся в подходе, обосновывающим необходимость стараться достичь «социализма возможного в наших условиях», и за ними могут скрываться регрессивные тенденции, из за «незнания», «глупости», или, — имея в виду высокий уровень образования, который достигнут в нашей стране, и который с трудом позволяет такое «незнание» — за ним могут скрываться прямые стремления выступить против социалистического процесса развития на Кубе.

Всё это, само собой, представляет явную угрозу текущему процессу реформ, непосредственно связанному с объективным процессом изменением личного лидерства на высшем уровне руководства; угроза усиливается перед объявленным и неизбежным обновлением в высших структурах партии и государства. Это также связано с необходимостью добиться того, чтобы наш процесс трансформации произошёл без расколов, без «травматической смены поколений». Не должен быть забыт печальный опыт Советского Союза в этом отношении.

Мы обращаем внимание на это, подчёркивая, что нужно аккуратно оценивать политическую реальность, существующие возможности и недостатки, действительные силы и слабости, с учётом перемен происшедших в нашем обществе. Не можем игнорировать перемены, в частности, те, что произошли вследствие экономических действий, направленных на противостояние кризису «специального периода», начавшемуся в 90-е годы прошлого века.

Особенности нашего процесса преобразований заставляют так же обратить пристальное внимание на изменения в составе нашей Коммунистической партии, которая претерпела значительное обновление её руководящих кадров, да и, в целом, всего её состава. Это создаёт, с одной стороны, потенциально положительные возможности анализа своих и чужих ошибок, настоящих и прошлых, условия для стабильного и непрерывного усовершенствования методов и стилей партийной организации, но в то же время может быть носителем слабостей и угроз, которыми мы не можем пренебрегать.

В политической деятельности продолжаeт выражаться тенденция к накладыванию институций нашей системы, достигающая даже степени вытеснения одной другой в выполнении своих функций. Это можно наблюдать в процессе развёртывании партийных собраний, прошедших в процессе подготовки к VII съезду партии — судя по тому, как эти собрания отражались в наших средствах массовой информации. На таких собраниях отмечается принятие партийными организациями на себя административных и государственных функций, что сильно ослабляет их политическую и, особенно, идеологическую роль, возможность влиять в этом направлении на общество. Другим проявлением фактического выполнения одной институцией функции другого элемента системы, можно наблюдать, когда исполнительные органы Системы Народной Власти принимают решений относящиеся к функциям других органов. Как, например, в ситуации, которая отразила газета Гранма, когда Совет Министров «одобряет» план экономического развития на следующий год, перед сессией Национальной Ассамблеи, органа власти, который имеет, среди других своих функций, именно право одобрения планов, «предложенных» Советом Министров.

Это ни «игра слов», ни дискуссионная риторика. Это старая, не решённая до сих пор проблема, попытки решить которую предпринимались уже много раз. Данная деформация ослабляет системное функционирование общества, что отмечалось нами в других публикациях и рабочих отчётах, и другими учёными. Сам Рауль Кастро затрагивал эту тему несколько раз. Последний раз, при его вступительной речи на VI съезде Партии, подчёркивая, что такие деформации ослабляют и партию, и Государство, политические институты, которые образуют диалектическое противоречие в единстве нашей социалистической политической системы, сущность и ядро нашей политической системы.

С этими проблемами связана и тенденция к ре-абсолютизации, восстановлению акцента на централизм в политической деятельности. Противоречие централизм — демократизм, одно из наиболее существенных при социалистической трансформации, а искажения при его разрешении, игнорирующие, в каком конкретном аспекте общественного процесса оно проявляется, и исторические обстоятельства его проявления, всегда имеют отрицательные последствия.

В данный момент кубинского процесса преобразований, не адекватный подход к разрешению такого диалектического противоречия, есть источник потенциальных конфликтов.

Исторически не обоснованный акцент на централизме, генерирует конфликт при диалектическом разрешении противоречия централизм – демократизм, потому что противостоит:

 — призывам к растущему широкому участию масс в процессе реформ и, вообще, в социалистическом развитии;

 — призыву к «перемене в способе мышления» — к «новому мышлению»;

 — объективным переменам в экономической деятельности.

Это тенденция особенно склонна генерировать глубокие недостатки и объективно становится источником конфликтов. Особенно в взаимосвязи с экономической деятельностью, по отношению к которой в политической риторике выдвигаются идеи децентрализации, и даже принимаются решения, требующие децентрализации, и генерирующие децентрализацию... децентрализацию, которая на самом деле реализуется не полностью или не реализуется вообще.

Подходы и меры связаны с децентрализацией выдвигаются, когда требуется «отделение государственных функций от предпринимательских функций», «автономия предприятий и территорий». И особенно важно, как генерируются объективные процессы децентрализации, когда предлагается введение новых форм собственности и «форм управления», даже не обращая внимание на то, что изменения в управлении обязательно связаны с изменениями собственности, и тогда появляются такие перемены в формах собственности, которые фактически образуют «либерализованную» реальную систему собственности, с механизмами воспроизводства, свойственными рынку капитала. Всё это связано с генезисом глубоких изменений социо-экономических отношений, а также в сознании людей и с потенциальным стратегическим выходом к политической деятельности.

Социализм необходимо сознательный процесс, и практика демонстрирует, как сложно преобразование в сознании отчуждённых индивидов при социалистической трансформации.Кубинский опыт, со своими позитивными характеристиками и не отрицаемыми результатами, в этом смысле не является исключением, и поэтому кубинское лидерство всегда подчёркивало роль идеологической работы. Но сейчас мы отмечаем значительные недостатки в идеологической работе, начиная с самой концептуализации процесса обновления и заканчивая её продвижением в политической риторике.

Когда говорится о «политико-идеологической работе», часто игнорируется различие этих двух элементов деятельности в их диалектическом единстве: политика и идеология. Угрозы сейчас многократно возрастают, потому, что приходится противостоять попыткам ревизии нашего курса развития, не открыто выраженным идеям или открыто контрреволюционными политическими действиям, а скрытым образом, в виде «новых», «свежих идей», — своего рода «нового эпистемологического подхода» — необходимых для реализации социализма «возможного в наших условиях», предлагающих «новые пути» построения социализма.

Мы сейчас испытываем недостаток общественно признанных идеологических концептуальных референтов (образцов), которые помогли бы артикулировать необходимые подходы для разработок наших конкретных действий в направлении «желаемого будущего», к которому мы должны стремиться. Отсутствие данных концептуальных обоснований процесса реформ мы можем наблюдать в представленных «Направлениях...», выполнение которых, как объявлено, будет рассматриваться на ближайшем съезде партии. Но, в отличие от основных документов предыдущих партийных съездов, до момента написания данной статьи, документы, которые будут рассмотрены на съезде, — в том числе концептуализация процесса — не были представлены для обсуждения широких народных масс, различных групп специалистов, и даже не обсуждались всеми членами партии. Эта ситуация усугубляет стратегическую слабость нашей деятельности, связанную с отсутствием Программы Партии, которая должна стать существенным элементом в жизни партии и общества, в соответствии с партийными концепциями Х. Марти, Ленина, Фиделя, проверенными и оправданными нашим опытом кубинской революционной практики. Мы не имеем Программы Партии после решения её IV Съезда в 1991 году о необходимости переработки некоторых положений Программы, которая была принята ещё на III-ем Съезде Партии. Но такой же съезд постановил необходимость разработки новой программы.

Отсутствие общественно признанных концептуальных референтов (обрацов), выражается при работе различных форумов, в принципе предназначенных предлагать обоснованные действия, конкретные направлении и шаги. Это отмечается в отзывах наших органов прессы о не давно прошедшем ХХ Съезде Профсоюзов — Централя Кубинских Трудящихся, СТС — и о пленумах верховного уровня руководства этой важнейшей организации; о процессе Партийных ассамблей, предшествующих съездам в Муниципалитетах и Провинциях, о Пленумах центрального Комитета Партии и очередных сессиях Национальной Ассамблеи Народной Власти, — высшего органа нашего государства, и о речах и выступлениях руководителей государства и партии этих инстанций и участников таких форумов вообще.

На этих форумах обсуждаются роль и значение различных форм собственности, направления реформирования системы управления предприятий, рассматривается роль рынка в нашем процессе развития. Но при этом, следует признать, нет глубокого анализа рынка как специфической общественной системы отношений, отсутствует глубокое понимание необходимости нового содержания деятельности правительства и роли государства при социалистическом преобразовании общества, и, впоследствии, их специфики на современном этапе.

Важно отметить, что наши средства массовой информации (СМИ), освещая данную полемику, недостаточно выполняют свою роль в идеологическом образовании, в воспроизводстве и укреплении необходимых для социалистических преобразований ценностей. Такая ситуация неоднократно критиковалась, как из среды самого журналистского сообщества, так и извне его: сам Фидель Кастро не один раз на это обращал внимание. Ответственными за такую ситуацию являются не только сами работники СМИ, но и политические институты общества, в первую очередь наша партия.

Причинами воспроизводства такой ситуации являются и отсутствие социализированных референтов (концептуальных образцов) о желаемом социалистическом воспроизводстве общества, но также и появление некоторых «других референтов», играющих заметную роль в работе наших СМИ — по причинам, которые ещё необходимо уточнить.

(продолжение следует)



[1] Proceso тde Actualizacion del Modelo Económico. Также говорится о «...социо-экономической модели», но в Резолюции Конгресса Партии употребляется только первая формулировка.

[2] Lineamientos de la política económica y social del Partido y la Revolución, Aprobados el 18 de Abril de 2011, “Año 53 de la Revolución, VI Congreso del Partido Comunista de Cuba

[3] Proceso de Rectificación de errores y Tendencias Negativas.В наших исследованиях мы показываем, что этот процесс в сущности начался в Июне – Декабре 1984, в след за критическими установками Фиделя, и стал массовым процессом, в смысле массового участия в нем граждан, после речи Фиделя 19 Апреля 1986 года.

[4] Смотреть книгу:“Perfeccionamiento empresarial. Realidades y retos”, Rafael Alhama, Francisco Alonso y Rafael Cuevas, Ciencias Sociales, 2001, p. 101.

[5] «Направления...» обсуждались в трудовых коллективах, школах, массовых организациях в процессе подготовки к VI съезду партии.

[6] Proceso de actualización

[7] "Qué esperar de los balances provinciales del Partido", Maria Julia Mayoral, Granma, 17 Сентября 1999

[8] "Hay claridad, pero el cambio recién empieza", Granma, 25 nov. 1999.

[9] Это требует важнейшей концептуальной ясности для правильных практических решений: нельзя думать об участии как абстрактном понятии. Примером анализа участия «народа» в историческом и конкретном понимании является подход Фиделя Кастро, когда, в своей речи на суде после штурма казармы Монкады, он определил народ как политическую категорию, как народ «для борьбы». Смотреть речь Фиделя Кастро «История меня оправдает».

[10] Мы здесь выделяем цели периода очень интенсивного и богатого участия народа в процессе анализа нашей действительности и предложения конструктивных идей для её социалистического усовершенствования. IV Съезд состоялся в начале кризиса «специального периода», и в самый тяжёлый момент кризиса 90-х годов, в 1993 году, Национальная Ассамблея Народной Власти, верховный орган государственной власти на Кубе, решила искать выход из кризиса именно при учёте мнения максимально широких народных масс. С этой целью были организованы и состоялись тысячи собраний, получивших название «рабочих парламентов», на основе мнения которых были приняты решении органами власти в 1994.

[11] В своей речи 1-ого Мая 2000 года, он сказал: «Революция – это смысл исторического момента, это насущно необходимые изменения, это полные равенство и свобода, это человеческое отношение к себе и к другим, это освобождение своими собственными силами, это вызов господствующим силам внутри и вне социальных и национальных пределов; это защита ценностей, в которые мы верим, ценой любых жертв; это скромность, бескорыстие, альтруизм, солидарность и героизм; это смелая, дальновидная и реалистичная борьба; это неизменное неприятие лжи и верность этическим принципам; это глубокая убеждённость в том, что нет такой силы в мире, способной преодолеть силу истины и идеалов. Революция – это единство, независимость, борьба за наши идеалы справедливости для Кубы и для остальных стран мира, это основа нашего патриотизма, нашего социализма и нашего интернационализма.»


Вернуться назад