ИНТЕЛРОС > №11-online, 2009 > Пятнадцатый Всемирный конгресс по иудаике

Валерий Дымшиц, Марина Хаккарайнен
Пятнадцатый Всемирный конгресс по иудаике


17 декабря 2013

Валерий Аронович Дымшиц

Европейский университет в Санкт-Петербурге

vodym1959@gmail.com

Марина Валентиновна Хаккарайнен

Европейский университет в Санкт-Петербурге / Университет г. Хельсинки

marhakka@eu.spb.ru

 

С 2 по 6 августа 2009 г. в Иерусалиме прошел Пятнадцатый Всемирный конгресс по иудаике (The Fifteenth World Congress of Jewish Studies). Как следует из номера Конгресса, это событие традиционное. Действительно, такие конгрессы проходят в Еврейском университете (The Hebrew University) каждые четыре года на протяжении уже 60 лет, т.е. почти с момента возникновения Государства Израиль. В этот раз это научное событие собрало более полутора тысяч исследователей: историков, филологов, антропологов, лингвистов, искусствоведов со всего мира, в том числе и из стран бывшего СССР. В течение пяти дней работало 380 секций, на которых было прочитано около 1400 докладов. Темы были самые разнообразные: мир Библии; раввинистическая литература; еврейская философия; история еврейского народа и современное еврейское общество; еврейское образование; литература на иврите; еврейские литературы и еврейский фольклор; еврейские языки — иврит, иудео-арабский, идиш, ладино; еврейское искусство — архитектура, живопись, музыка, театр, кинематограф; и многое другое. Эти темы и проблемы обсуждались на множестве разных языков: хотя основными рабочими языками Конгресса были иврит и английский, звучали доклады и на других. Вообще динамика используемых на Конгрессе языков отражает смену исследовательских интересов и, если угодно, «моды» в мире Jewish studies. Так, в отличие от Тринадцатого конгресса, проходившего восемь лет тому назад, русский язык перестал быть одним из рабочих, резко уменьшилось количество докладов на идише, зато в разы выросло число сообщений на испанском и португальском, что отражает растущий интерес к культуре сефардов и к еврейским общинам Латинской Америки. Означает ли это, что изучение истории и культуры евреев Восточной Европы и России, в недавнем прошлом — одна из центральных тем в пространстве Jewish studies, понемногу «выходит из моды»?


Вернуться назад