ИНТЕЛРОС > №19-online, 2013 > Детский фольклор и институты детства

Михаил Лурье
Детский фольклор и институты детства


22 октября 2013

Михаил Лазаревич Лурье

Европейский университет в Санкт-Петербурге

mlurie@inbox.ru

 

В сентябре 2012 г. в Пермском крае состоялась очередная (пятнадцатая) конференция, проходившая под брендом Виноградовских чтений — продолжающегося более четверти века научного форума, посвященного детскому фольклору, его контекстам и сопредельным культурным феноменам. Определяя проблематику и формулируя тему этой конференции, мы сознательно не хотели сообщать ей цельность на уровне исследовательского объекта, которая оказалась бы неминуемо мнимой в силу отсутствующего — да и невозможного — единства в понимании самого этого объекта. Нам показалось более целесообразным не исходить из привычного видения детского фольклора как некоего культурного феномена — определенной фольклорной традиции (например, крестьянский детский фольклор), или сегмента традиции (например, детский фольклор как часть национального фольклора), или совокупности традиций (например, крестьянский и городской детский фольклор, фольклор учебных заведений и т.д.) — а использовать это понятие в качестве условного маркера достаточно широкого тематического поля, где в фокусе исследовательского интереса оказываются любые факты, процессы или системные явления, в которых тексты и практики фольклорного или квазифольклорного характера непосредственным образом связываются со сферой детского — вне зависимости от конфигурации этих связей, природы и характера самих явлений, их прагматической заданности и обусловливающих ее социальных контекстов


Вернуться назад