ИНТЕЛРОС > №19-online, 2013 > Школьная дисциплина сквозь призму фольклора Кирилл Маслинский
|
Кирилл Александрович Маслинский Национальный исследовательский университет kirill@altlinux.org
Говоря о прагматике фольклорных текстов на школьную тему, многие исследователи указывают, что эти тексты обслуживают потребности неформальной культуры школьников [Белоусов 1998]. В некоторых антропологических и социологических работах фольклор школьников решительно помещают в арсенал средств противостояния официальной школьной власти [Kehily, Nayak 1997; Щепанская 2003]. Тем не менее, поскольку тема противостояния в школе оказывается периферийной для фольклористических работ, а фольклорный материал — для антропологических и социологических, представленное в фольклоре сюжетное оформление этого противостояния описано либо очень общими, либо отрывочными чертами. Я хотел бы рассмотреть подробнее, на какие именно аспекты школьной повседневности реагирует фольклорная культура школьников. Ограничивая контекст исследования проблемой внутришкольного противостояния, я буду анализировать только одну категорию школьной повседневности — дисциплину, которая воплощает власть педагогов над школьниками и должна служить одной из непременных мишеней фольклорного осмысления и пародирования. Мне хотелось бы выявить категории, значимые для фольклорного взгляда на школьную дисциплину. Вернуться назад |