ИНТЕЛРОС > №21, 2014 > Речевые ошибки как фокусы метаязыковой рефлексии

Елена Геккина
Речевые ошибки как фокусы метаязыковой рефлексии


08 сентября 2014

Вербализованные оценки речи представляют собой проявление феномена метаязыковой критики, или дискурсивной деятельности, когда говорящие и слушающие характеризуют употребляемые слова и выражения с точки зрения соответствия системным свойствам языка и нормативно-стилистическим критериям, таким как одно значность, точность, чистота, уместность, благозвучие, разнообразие, богатство, ясность, логичность речи. В этой дискурсивной практике находят отражение объективные системно-функциональные особенности языковых явлений и субъективные представления о языковых фактах, которые складываются у индивида на основе его собственного речевого опыта, — в целом как предпосылки и результаты реализации «индивидуальной речевой системы» (в терминологии Л.В. Щербы [Щерба 1974]). И хотя «индивидуальная речевая сис тема», как пишет Б.С. Шварцкопф [Шварцкопф 1970: 280], неполно воплощает систему языка и далеко не полно являет себя в метаязыковом дискурсе, несомненна ценность суждений, сообщающих о том, что говорящие и слушающие думают по поводу фактов речи.


Вернуться назад