ИНТЕЛРОС > №22, 2014 > Владимир Богданов, Виктор Воронков, Александра Касаткина, Катриона Келли, Анна Кушкова, Александр Назаренко, Наталья Пушкарева, Анна Соколова, Елена Филиппова, Ревекка Фрумкина, Катарин Ходжсон, Бет Хольмгрен, Марк Эли, Ирен Эрман, Игорь Янович

Владимир Богданов, Виктор Воронков, Александра Касаткина, Катриона Келли, Анна Кушкова, Александр Назаренко, Наталья Пушкарева, Анна Соколова, Елена Филиппова, Ревекка Фрумкина, Катарин Ходжсон, Бет Хольмгрен, Марк Эли, Ирен Эрман, Игорь Янович


24 февраля 2015

Научные школы — понятие в историографии столь же важное, сколько трудно определяемое. В 1977 г. М.Г. Ярошевский писал: «Термин “школа” <…> при всей своей неопределенности <…> означает, по общепринятому мнению историков, во-первых, единство обучения творчеству и процесса исследования, во-вторых, позицию, которой придерживается одна группа ученых в отношении других» [Ярошевский 1977: 86]. При том что научная школа — это организация неформального (именно неформального) общения ученых разных поколений, обмена идеями и обсуждения результатов, она исполняет роль транслятора предметного содержания, неких культурных норм и ценностей от старшего поколения к младшему. Здесь важно наблюдение О.Д. Шемякиной о значительной патриархальности во взаимоотношениях внутри таких корпораций: «Равенство членов корпорации в сочетании с патриархальными традициями, до сих пор сохраняющимися в университетской среде, во многом напоминает традиции общинного самоуправления и ответственности старших в роде “за молодших”» [Шемякина 2010: 307].


Вернуться назад