ИНТЕЛРОС > №22, 2014 > Календарь и хронопсихология (о семантической оппозиции весны и осени в месопотамских текстах)

Владимир Емельянов
Календарь и хронопсихология (о семантической оппозиции весны и осени в месопотамских текстах)


24 февраля 2015

Владимир Владимирович Емельянов
Санкт-Петербургский государственный университет
banshur69@gmail.com

До сих пор календари народов древнего Ближнего Востока изучались только в одном аспекте — в плане их связи с экономической и политической деятельностью горожан. Календарь разграничивает основные периоды и процессы в производстве продуктов питания (злаковых и фруктов). Календарь служит маркером важнейших обрядов, связанных с подтверждением статуса правителей или с утверждением на престоле новых правителей. Календарь отличает празднества данного города от всех прочих праздников, проводимых в городах данной страны, и тем самым обеспечивает независимость города в политико-религиозном аспекте. Одним словом, календарь — это система конвенциональных знаков, принятых обществом для маркирования и акцентирования своей производственной и политической деятельности. Эта единственная пока тенденция ясно высказана Сашей Стерном в аннотации к только что вышедшей книге о календарях древнего мира: «Самые древние календари были учреждены и контролировались правителями, они служили выражением политической власти как механизмы социального контроля, а иногда, наобо- рот, использовались в целях утверждения политической независимости и инакомыслия» [Stern 2012: 2]


Вернуться назад