ИНТЕЛРОС > №22, 2014 > «Поделки из пластилина, аппликации из бумаги, открытки самодельные…», или Парадигма детских даров

Анна Козлова
«Поделки из пластилина, аппликации из бумаги, открытки самодельные…», или Парадигма детских даров


24 февраля 2015

Анна Владимировна Козлова
Санкт-Петербургский государственный университет
yeklopozhka@gmail.com

Как известно благодаря столетней истории изучения дарообмена, дар «способствует воспроизводству базовых структур общества, например родственных связей» [Годелье 2007: 178]. В традиционной культуре ритуальный дарообмен между родственниками осуществляется преимущественно в рамках семейных обрядов «перехода» (родинно-крестинном, свадебном, похоронном) и, как отмечает Т.А. Агапкина, часто является «знаком установления определенных отношений между дарителем и реципиентом, в результате чего каждый из партнеров приобретает новую для себя социальную роль, статус» [Агапкина 1999: 17]. Таким образом, закономерно, что ритуальные дары распространяются в первую очередь по свойству, а не по близкому кровному родству (крестные — крестник / родители новорожденного, жених — невеста, невеста — родня жениха, жених — родня невесты и т.д.). Дети же чаще всего оказы ваются адресатами другой формы дарения, а именно «раздачи подарков» (на Пасху или Рождество), отличающейся от обмена дарами отсутствием обязательного ответного «подарочного» жеста [Агапкина 1999: 16]. Такой «косвенный» (родитель вручает подарок ребенку не прямо в руки, а кладет под елку / на пророщенную зелень и объясняет появление «блага» действием мифологических персонажей) календарный способ организации потока даров широко распространен и в современной культуре


Вернуться назад