ИНТЕЛРОС > №9, 2009 > Helena Goscilo and Andrea Lanoux (eds.). Gender and National Identity in Twentieth-Century Russian Culture. Олег Рябов. «Россия-Матушка»: Национализм, гендер и война в России XX века.

Энди Байфорд
Helena Goscilo and Andrea Lanoux (eds.). Gender and National Identity in Twentieth-Century Russian Culture. Олег Рябов. «Россия-Матушка»: Национализм, гендер и война в России XX века.


01 октября 2013

Данные книги, посвященные изучению связей между такими конструктами, как «гендер» и «нация», в русской культуре ХХ в., выдвигают убедительный аргумент о необходимости учитывать подобный анализ для понимания русской и советской националистической идеологии и практики. Сборник под редакцией Гощило и Лану, в который вошли работы целого ряда исследователей, является своего рода продолжением книги Сары Ашвин «Gender, State and Society in Soviet and Post-Soviet Russia» (2000), однако фокусируется прежде всего на переплетении гендерной и национальной идентичностей в целом ряде культурных практик, начиная от кинематографа и телевидения и кончая мемуарами и военными песнями. Что касается концептуальных рамок сборника, Гощило и Лану помимо прочего вдохновлены книгой Сюзан Гал и Гейл Клигман «The Politics of Gender after Socialism» (2000) и используют для анализа советской и постсоветской России предложенный в данном исследовании широкий охват гендерной, семейной и репродуктивной политики в социалистических и постсоциалистических странах Восточной Европы.

Книга Рябова представлена как продолжение его более ранней работы, которая (что вносит неразбериху) озаглавлена сходным образом — «Матушка-Русь» (2001). Наиболее существенные концептуальные сдвиги по отношению к его более раннему, «социофилософскому» анализу порождения национальной идентичности в России включают введение, как кажется, более мощного аналитического инструмента — заимствованного у Фуко понятия «дискурс», а также сужение предмета исследования до более специфического исторического контекста, а именно — военных лет.


Вернуться назад