Журнальный клуб Интелрос » Антропологический форум » №24, 2015
Юлия Викторовна Ляхова
Российский государственный гуманитарный университет,
Москва liakchova@gmail.com
Любой путешественник, проезжающий по Монголии, встречает на своем пути множество конусообразных сооружений из камней и веток, аккуратно сложенных рядом с дорогой, на перекрестках, перевалах или на берегах рек и озер. Постройки увешаны синими платками, часто на них лежат ритуальные предметы (барабаны с молитвами, изображения божеств), черепа лошадей, автомобильные покрышки и многое другое. В Монголии их называют обо (овоо), что в переводе означает попросту ‘куча’. Традиция воздвигать и почитать подобные сооружения распространена в Тибете, среди тибето-бирманского населения Непала, в Монголии и у некоторых тюркских народов. Если обо располагается на горе или у берега водоема, на нем могут совершаться регулярные коллективные моления с участием ламы или шамана. Придорожным обо и обо на перевалах поклоняются окказионально: если обо попадается на пути, на него брызгают молоком или водкой, спешиваются и обходят его по часовой стрелке или гудят в гудок, проезжая мимо [Неклюдов 2014: 79–93]. Обо — это не только объект, обозначающий место, где совершаются моления